Завдання на самостійну роботу.
1. Які ви можете назвати шляхи покращення умов праці?
2. Проаналізуйте організацію вашого робочого місця в навчальному закладі і вдома.
Рекомендована література:
1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов – М.: Издат. группа «НОРМА – ИНФРА-М», 1998. – 374с.
2. Грішнова О.А. Економіка праці та соціально-трудові відносини: Підручник. – К.: Знання. – 559 с.
3. Єсінова Н.І., Економіка праці та соціально-трудові відносини: Навч. посібник. – К.: Кондор, 2004. – 432с.
4. Уманський О.М., Сумцов В.Г., Гордієнко В.Д. Соціально-трудові відносини: Навч. посібник. – Луганськ: СНУ ім. В.Даля, 2003. – 472.с.
5. Юрченко В.В., Романишин В.О. Ринок праці України: Сучасний стан та шляхи реформування ⁄⁄ Актуальні проблеми економіки. – 2004. – №6(36). – С.214-219.
Навчальне видання
конспект лекцій
з дисципліни
„ ЕКОНОМІКА ПРАЦІ І
СОЦІАЛЬНО-ТРУДОВІ ВІДНОСИНИ ”
(Модуль1)
(для студентів, які навчаються за напрямом підготовки 6.050100 – Економіка та підприємництво)
Укладачі:
Світлана Федорівна Большенко
Володимир Омелянович Грицишин
Редактор | С.Ф. Большенко |
Техн. редактори | С.Ф. Большенко |
Оригінал – макет | О.Є. Турчанина |
Підписано до друку________
Формат 60×841/16. Папір типограф. Гарнітура Times.
Друк офсетний. Умов. друк. арк 5,05. Умов.-вид. арк 4,75.
Тираж 60 екз. Изд. №_______. Замовлення №______. Ціна договірна.
Видавництво Технологічного інституту
СНУ ім. Володимира Даля
(м. Сєвєродонецьк)
Адреса видавництва: 93400, м. Сєвєродонецьк, Луганської обл.
пр. Радянський, 59-а. головний корпус.
Телефон: 8 (06452) 4-03-42
E-mail: sti@sti. lg. ua
План:
1. экономика – система экономических отношений
2. общественное воспроизводство и его роль в развитии о-ва
3. предмет экономики и ее функции.
4. методы исследования экономических явлений и процессов
5. Экономические категории и законы
6. становление и развитие основных направлений экономических теорий
Воспроизводство – это постоянное возобновление процесса производства эконом благ, его непрерывность последовательность прохождения 4х благ:
1. производство
2. распределение
3. обмен
4. потребление
Факторы производства: (по Марксу) – двухфакторный подход
1. Вещественный – средства производства
2. Личный – рабочая сила
Средства производства + рабочая сила – производительная сила.
Средства производства:
1. совокупность средств труда, предметов труда (по роли в процессе производства)
2. по происхождению природные производные.
Средства труда: это то а помощью чего человек воздействует
Предметы труда: это то на что направлен труд.
Факторы производства (по жб СЭЙ): - трехфакторная теория
1. труд
2. земля
3. капитал
ЧЕТЫРЕХФАКТОРНЫЙ ПОДХОД:
Факторы:
1. труд
2. земля
3. капитал
4. предпринимательские способности
предмет экономики и ёё функции:
потребности – безграничны,
коном блага – ограничены
ресурсы – ограничены
Экономическая теория исследует коном отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления эконом благ.
Цель эконом теории – поиск методов эффективного использования ограниченных ресурсов. Для того она изучает хозяйственную жизнь о-ва и ищет пути достижения максимальной соц-коном эффективности.
Функции ЭТ:
1. 1.Эмпитическая (сбор и обработку конкретной информации)
2. Теоретическая (систематизация и обобщение эмпирических данных, выявление закономерностей и принципов экономики, выработка понятий, определений, методов, категорий, законов)
3. образовательная (позволяет получать коном знания. повышать эконом культуру, что дает людям увлеченность и возможность самостоятельно принимать самостоятельные эконом решения.)
4. практическая (выработка принципов и методов рационального хозяйствования, составление прогнозов, планов, разработка соц-эконом программ)
Микроэкономика исследует поведение отдельных эконом субъектов (дом хоз-во, фирмы)
Макроэкономика – функционирование национальной экономики в целом.