Современное телевидение

Крушение Советского Союза привело к обострению экономического кризиса, который продолжался до 1999 г.758 Этот кризис затронул и телевидение. В 1990 г. Россия выпустила 4,7 млн телевизоров, в 1995 г. производство упало до 1,0 млн, в 1996 г. – до 0,2 млн759 За шесть лет объем производства телевизоров сократился почти в 25 раз.

Между тем, по данным Госкомстата Российской Федерации, объем продаж телевизоров стал сокращаться только с 1993 г. Причем за 1993–1996 гг. это сокращение составило лишь 35%. Объяснение этого заключается в том, что после разрушения СССР на внутренний рынок хлынул поток импортной техники.

Правда, если, по данным Госкомстата, в 1996 г. в России было продано 4,5 млн телевизоров, то, по сведениям Государственного таможенного комитета, импорт цветных телевизоров составил 2,1 млн шт., а отечественное производство – около 0,2 млн Следовательно, на внутренний рынок могло поступить не более 2,3 млн телевизоров. Откуда же остальные?

Ответ на этот вопрос заключается в незаконном или же, правильнее, контрабандном импорте цветных телевизоров760. В 1996 г. он составил около 2 млн штук, т. е. почти 45% всего рыночного оборота.

Внутренний рынок телевизоров был захвачен иностранными фирмами уже в 1994–1995 гг. Если в 1993 г. отечественное производство давало еще 60% всех проданных телевизоров, в 1996 г. этот показатель опустился ниже 5% (табл. 41).

Таблица 41

Рынок телевизоров в России 1980–2005 гг.

Год Продано всего, тыс. шт. Отечественное производство Импорт
количество, тыс. шт. доля от общего числа, % количество, тыс. шт. доля от общего числа, %
        - 0,0
      94,6   5,1
      85,1   14,9
      64,8   35,2
      71,3   28,3
      39,8   60,2
      22,1   79,9
      41,7   58,3
      89,0   11,0

Источники: Российский статистический ежегодник. М., 1996. С. 325, 527; Российский статистический ежегодник. М., 2006. С. 428, 553.

«Сегодня в телевизионной отрасли Союзного государства, –констатировали в 2003 г. представители России и Белоруссии, – сложилась критическая ситуация: ПО “Квант” практически свернуло телевизионное производство, “Завод им. Козицкого” с большим трудом наращивает выпуск телевизоров, необходимый для достижения уровня рентабельности, предприятия “Витязь” и “Горизонт” сократили производство телевизоров. Завод “ВЭЛТ-К” не может нарастить выпуск кинескопов из-за потери рынка цветных кинескопов, которые из-за низких ставок таможенных пошлин (5%) оказываются дороже импортных»761.

Имеются сведения, что после того как завод «Рубин» был приватизирован и акционирован, более 50% акций этой компании оказались в руках председателя Совета ее директоров Александра Милявского, а остальные акции были распылены среди 5 тыс. акционеров. «Рубин» прекратил выпускать телевизоры в Москве и перенес их производство на принадлежащий компании завод «Видеофон». Здесь в 1996 г. было выпущено всего 450 телевизоров. А на территории ОАО «Московский телевизионный завод “Рубин”», в стенах которого был создан первый советский цветной телевизор, разместился торговый комплекс «Горбушкин двор»762.

В то время как наша отечественная промышленность оказалась в состоянии невиданного экономического кризиса, за рубежом был сделан крупный прорыв: сначала появился телевизор на жидких кристаллах763, потом плазменный764 и лазерный телевизоры765. Одновременно в телевидении тоже началась цифровая революция.

В таких условиях 16 августа 1998 г. российское и белорусское правительства приняли программу «Союзный телевизор», цель которой заключалась в возрождении отечественного производства телевизоров766. Однако объявленный уже на следующий день «дефолт» и последовавшее за ним обострение экономического кризиса поставили выполнение этой программы под угрозу.

Несмотря на это в соответствии с намеченными задачами «был восстановлен и модернизирован единственный в России и Беларуси завод по производству цветных кинескопов “ВЭЛТ-Кинескоп” (г. Воронеж), имеющий мощности по выпуску 350 тыс. кинескопов в год и резерв для выпуска до 1,2 млн; восстановлено производство телевизоров по полному технологическому циклу на предприятиях “Квант” (г. Великий Новгород) и “Завод им. Козицкого” (г. Санкт-Петербург), имеющих мощности по выпуску 240 тыс. телевизоров в год и резерв мощности для выпуска 1 млн. Объединения “Горизонт” (г. Минск) и “Рубин” (г. Москва) обеспечили выпуск современных моделей телевизоров, пользующихся спросом в Беларуси, России и других государствах СНГ»767.

Если в 1995 г. на долю импорта приходилось почти 80% всех проданных в России телевизоров, к 2000 г. этот показатель сократился до 58%, к 2005 г. – до 11%. Можно было бы подумать, что намеченная программа возрождения отечественного производства, несмотря на имевшиеся трудности, была успешно решена.

Однако из 2,4 млн изготовленных в 2003 г. телевизоров менее 0,6 млн приходилось на отечественное производство, а 1,8 млн были собраны из импортированных комплектующих изделий (так называемая отверточная сборка) 768 (табл. 42).

Таблица 42

Рынок телевизоров в России 2000–2005 гг.

Год Продано всего, тыс. шт. Отечественное производство Импорт
количество, тыс. шт. доля от общего числа, % количество, тыс. шт. доля от общего числа, %
      41,7   58,3
      32,4   67,6
      52,0   48,0
      57,8   42,2
      88,7   11,3
      89,0   11,0

Источник: Российский статистический ежегодник. М., 2006. С. 428, 553.

Несмотря на экономический кризис правительство приняло решение содействовать переходу России от аналогового к цифровому телевидению769.

Как уже отмечалось, работа в этом направлении велась еще в годы Советской власти770. Однако до практической реализации этой идеи тогда дело не дошло. По мнению некоторых авторов, «началом внедрения цифрового ТВ вещания в России можно считать совещание 19 августа 1997 г., проведенное по инициативе заместителя председателя Госкомсвязи России А. С. Батюшкина» 771.

После этого совещания в 1998 г. была разработана «Концепция внедрения наземного цифрового телевизионного и звукового вещания в России»772, которая была одобрена Научно-техническим советом (НТС) Госкомсвязи России и стала «основой для дальнейшего развития работ по цифровому наземному ТВ вещанию» 773.

26 марта 1999 г. Коллегия Госкомсвязи России приняла постановление «О концепции внедрения наземного цифрового телевизионного и звукового вещания в России». Она не только одобрила названную концепцию, но и дала старт по ее реализации 774.

В соответствии с этим в 2004 г. Россия и Беларусь подготовили новую программу – «Союзный телевизор-2», предусматривавшую совместную разработку приемной аппаратуры и «поэтапный переход от аналогового телевидения к цифровому» 775.

25 мая 2004 г. премьер-министр России М. Фрадков подписал распоряжение Правительства Российской Федерации N 706-р, в котором говорилось: «Признать целесообразным внедрение в Российской Федерации европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB», и предлагалось представить в следующем 2005 г. «программу развития в Российской Федерации системы цифрового телевизионного вещания DVB» 776.

В 2006 г. министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман заявил, что реализация проекта перехода России с аналогового ТВ на цифровое «уже понемножку началась». К тому времени экспериментальные системы цифрового телевидения работали в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке. К 2010 г. предполагалось «решить весь комплекс проблем, связанных с переходом на цифровое телевидение в России» 777.

С 2007 г. в продажу должны были поступить первые телевизоры, способные принимать как аналоговые, так и цифровые сигналы. В связи с этим были разработаны меры по ограничению, а затем и запрещению ввоза аналоговых телевизоров и производства отечественного оборудования к ним, и в 2007–2008 гг. создана соответствующая законодательная база 778.

29 ноября 2007 г. правительство одобрило «Концепцию развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008–2015 гг.»779, которая предусматривала осуществление перехода от аналогового к цифровому телерадиовещанию к 2015 г.780

Начавшийся летом 2008 г. экономический кризис задержал реализацию намеченной цели. Несмотря на это 21 сентября 2009 г. глава российского правительства В. В. Путин подписал распоряжение №1349-р, в котором говорилось: «Утвердить Концепцию федеральной целевой программы «Развитие телевидения в РФ на 2009–2015 гг.»781.

Эта концепция предусматривала два этапа перехода от аналогового к цифровому телевидению: 2009 и 2010–2015 гг. На первом этапе планировалось завершить затянувшуюся подготовку условий для этого перехода, на втором этапе – осуществить сам переход 782. По годам график намеченной цифровой революции в телевещании выглядит следующим образом (табл. 43).

Таблица 43

График перехода к цифровому телевещанию

Год 1* 2* 3* 4*
    - - -
    - - -
    3,2    
    5,8    
    9,8    
    17,1    
    17,1    
    17,1    

1* – доля населения, имеющего возможность принимать обязательные программы, %;

2* – территория, охваченная обязательными программами цифрового вещания, млн км2;

3* – доля населения, имеющего возможность принимать эфирные цифровые программы, %;

4* – количество субъектов федерации, охваченных цифровым телевещанием.

Источник: Концепция Федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 гг.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 39. С. 11284.

Удастся ли уложиться в намеченные сроки, покажет будущее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: