На рубеже 80–90-х годов под руководством народного депутата СССР Ю. В. Гуляева была разработана комплексная Программа развития систем телекоммуникаций в СССР. Особое место в ней занимали: а) переход к цифровым системам связи, б) расширение использования волоконно-оптической связи, в) дальнейшее развитие спутниковой связи, г) развитие сотовой радиотелефонной связи. В сентябре 1991 г. Программа была утверждена Верховным Советом СССР 630.
А 25 декабря того же года Советский Союз прекратил свое существование. В стране начались «шоковая терапия» и приватизация.
В результате этой политики отечественная радиопромышленность пришла в упадок. Если в 1990 г. было выпущено 5748 тыс. радиоприемников, то в 1995 г. только 988 тыс., 17% от уровня 1990 г. За пять лет объем производства уменьшился в 6 раз. К 2000 г. он снизился до 390 тыс. радиоприемников (7% от уровня 1990 г.), к 2004 г. – до 194 тыс. (3% от уровня 1990 г.) (табл. 37).
За 14 лет объем производства отечественной радиопромышленности сократился почти в 30 раз. Это не идет ни в какое сравнение с тем ущербом, который понесла данная отрасль в годы Великой Отечественной войны.
Только в 2005 г. в условиях роста цен на нефть началось оживление отечественной радиопромышленности. Производство радиоприемников увеличилось с 194 тыс. до 313 тыс. Однако к тому времени оно утратило самостоятельный характер и стало заниматься главным образом сборкой.
Если производство радиоприемной аппаратуры в 1990–2000 гг. сократилось более чем в 15 раз, то ее потребление – только в 3 раза (в 1990 г. – 9,0 млн, 1995 г. – 6,1 млн, 2000 г. – 3,0 млн), а затем стало увеличиваться и в 2005 достигло 5,2 млн. Это означает, что в 90-е годы отечественный рынок радиоаппаратуры был захвачен иностранным капиталом. В 1980 г. импорт составлял менее 1% всей реализованной в Советском Союзе радиотехники, к 1990 г. этот показатель увеличился до 36%, в 1995 г. достиг 84%, в 2004 г. – 96%.
Таблица 37
Рынок радиоприемной аппаратуры в России в 1980–2005 гг.
Год | Продано всего, тыс. шт. | Отечественное производство | Импорт | ||
количество, тыс. шт. | доля от общего числа, % | количество, тыс. шт. | доля от общего числа, % | ||
99,7 | 0,3 | ||||
65,9 | 36,1 | ||||
16,1 | 83,9 | ||||
12,8 | 87,2 | ||||
3,8 | 96,2 | ||||
6,0 | 94,0 |
Источник: Российский статистический ежегодник. М., 2006. С. 428, 553.
Ликвидация «железного занавеса» и начавшийся экономический кризис привели к тому, что проводное радиовещание стало уходить в прошлое. До начала 90-х годов количество радиоточек увеличивалось, затем стало сокращаться: 1990 г. – 47,0 млн, 1995 г. – 37,9 млн, 2000 г. – 23,6 млн, 2005 г. – 15,1 млн. Еще более быстрыми темпами этот процесс развивался в деревне: 1990 г. – 10,7 млн радиоточек, 1995 г. – 7,0 млн, 2000 г. – 2,8 млн, 2005 г. – 0,9 млн631. Если в городах количество радиоточек с 1990 по 2005 г. сократилось в 3 раза, то в сельской местности – более чем в 10 раз.
В то же время началась перестройка и модернизация отечественной радиосвязи, в частности переход к цифровому радиовещанию. Предпосылки цифрового радиовещания сложились еще на рубеже 70–80-х годов прошлого века632. В нашей стране подобные работы были начаты ВНИИ РПА им. А. С. Попова в 1980 г. 633 В результате была создана отечественная система цифрового радиовещания, экспериментальное испытание которой прошло в Новгороде в 1993 г. 634
К тому времени на Западе наибольшую известность получила система цифрового радиовещания «Эврика-147/DAB», которая с 1987 г. разрабатывалась BBC (British Broadcasting Corporation) и в 1995 г. была признана в качестве общеевропейского стандарта 635.
В условиях экономического кризиса внедрение цифровой технологии в России затянулось. Лишь в конце 1999 г. Министерство связи определило стратегию перехода к цифровому радиовещанию636. При этом было решено взять за основу не отечественную технологию, а технологию DAB (Digital Audio Broadcasting) 637.
Планировалось в 2001–2002 гг. перейти к экспериментальному цифровому вещанию в Москве и Петербурге на пяти центральных государственных станциях («Радио России», «Маяк», «Маяк-FM», «Юность», «Орфей») и одной местной. В 2002–2003 гг. цифровое вещание должно было распространиться на Московскую и Ленинградскую области, в 2003–2010 гг. на всю территорию России 638.
Однако намеченный график сразу же был нарушен. Первые опытные передачи на «Радио России», «Маяке» и «Юности» начались только 14 мая 2002 г. и первоначально велись нерегулярно639. На пути реализации этого проекта возникло несколько очень важных технических и экономических проблем. Причем не только в России, но за рубежом.
Страны Европы собирались начать переход к регулярному цифровому радиовещанию в 1997–1998 гг. и планировали довести к 2000 г. охват населения новой системой вещания до 80%640. Но решить эту задачу в намеченные сроки не смогли. Одна из причин этого заключалась в том, что у DAB появились серьезные конкуренты541.
Среди них прежде всего следует назвать ассоциацию Digital Radio Mondiale (DRM), которая возникла в 1998 г. и предложила использовать цифровой стандарт, рассчитанный на длинные, средние и короткие волны до 30 МГц. Как считают специалисты, новый стандарт открывал возможность «достичь высокого качества вещания при минимальных затратах, как финансовых, так и энергетических»642. В таких условиях, РАСУ (Российское агентство по системам управления) сначала прекратило финансирование перехода радиовещания на формат DAB, затем начало переговоры с консорциумом DRM 543.
В 2002 г. возникла «Российская ассоциация DRM». В следующем году этот стандарт взяла на вооружение радиостанция «Голос России»644. Тогда же ФГУП «Главный радиочастотный центр» (ГРЧЦ) начал разработку российского варианта DRM, который первоначально назывался АВИС, позднее получил название РАВИС – Российская аудиовизуальная информационная система реального времени. Он был создан в 2005 г. и рассчитан на использование частот 66–74 и 87,5–108 МГц 645.
В связи с этим важное значение имело распоряжение, которое 28 марта 2010 г. подписал В. В. Путин. С одной стороны, в нем говорилось: «Признать целесообразным внедрение в Российской Федерации европейской системы цифрового радиовещания DRM», с другой стороны, предлагалось «организовать в 2010–2011 годах разработку национальных стандартов системы цифрового радиовещания DRM» и обеспечить их «утверждение в установленном порядке» 646.
К этому времени была утверждена и новая программа перехода от аналогового к цифровому радиовещанию. В соответствии с ней предполагалось начать этот процесс в 2010–2011 гг. с Дальнего Востока. В 2012–2013 гг. – распространить его опыт на бόльшую территорию России вплоть до ее западных границ, в 2014–2015 гг. – обеспечить возможность приема радиопрограмм цифрового вещания всеми желающими 647.
Одним из тех факторов, от которых зависит осуществление цифровой революции в средствах связи, является спутниковая связь 648. И хотя в этом отношении СССР был пионером и к 1991 г. имел достаточно совершенную систему спутниковой связи, в 90-е годы она оказалась в состоянии кризиса. Особый удар по ней нанесли сокращение армии и ликвидация Военно-космических сил. За десять лет после разрушения СССР гражданские линии спутниковой связи сократились в пять раз, военные – в десять. К тому же из числа действовавших спутников к 2000 г. 60% выработали свой ресурс 649.
«Спутниковая геостационарная группировка, – констатировал в начале 1999 г. заместитель председателя Госкомсвязи РФ А. Батюшкин, – состоит в основном из устаревших космических аппаратов “Горизонт”, разработанных еще в конце 70-х годов». В результате она «экономически не эффективна из-за малого гарантированного срока службы спутников и их ограниченной пропускной способности. Для сравнения приведу такие данные: отечественные спутники типа “Горизонт” имеют 3...4 года гарантированного срока службы и до 10 транспондеров (стволов) на борту. В то же время срок службы зарубежных спутников достигает 15 лет, а число транспондеров – 40 и более» 650.
Отмечая, что «национальная спутниковая система связи и телевидения оказалась в критическом состоянии из-за отсутствия перспективных отечественных спутников, способных конкурировать с современными зарубежными, а также вследствие несвоевременной замены их в орбитальной группировке», А. Батюшкин писал: «На сегодняшний день из 12 функционирующих космических аппаратов типов “Горизонт”, “Экспресс”, “Экран” восемь эксплуатируются за гарантийным сроком активного существования, а некоторые из них даже за двойным гарантийным сроком. Из 72 транспондеров, имеющихся на спутниках с С- и Ku-диапазонами, не работают восемь и 20 не имеют резерва. Особенно остро стоит проблема в Ku-диапазоне: из 12 стволов пять не работают, а четыре не имеют резерва. Ресурс российской группировки практически исчерпан, наметилась устойчивая тенденция ухода пользователей на спутники “Интелсат”, “Евтелсат” и других зарубежных компаний»651.
23 апреля 1996 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление «Об обеспечении устойчивого функционирования спутниковой системы связи». Поставив задачу восстановления и дальнейшего развития «национальной орбитальной группировки» связи, оно наметило пути и график ее решения и поручило Российскому космическому агентству и Госкомсвязи России «принять меры по привлечению средств отечественных и зарубежных инвесторов с целью производства и запуска космических аппаратов связи, соответствующих мировому техническому уровню» 652.
К реализации этой программы были привлечены не только ведущие российские промышленные предприятия, но и такие зарубежные компании, как «Aerospatiale» и «Alcatel Espace» (Франция), DASA (Германия), NEC (Япония), Lockheed-Martin (США). К 2003 г. планировалось создать «орбитальную группировку новых конкурентоспособных спутников связи и начать эксплуатацию не менее 200–300 связных и телевизионных стволов», что полностью обеспечило бы «потребность Российской Федерации и стран СНГ в спутниковой связи»653.
Совершенствование спутниковой связи имело большое значение не только для внедрения цифровых технологий радиовещания, но для развития радиотелефонной или мобильной связи.
Долгое время в нашей стране мобильная связь была доступна только очень узкому слою руководителей партии и государства, а также некоторым ведомствам, например КГБ, МВД.
Только после гибели СССР вместе с другими иностранными товарами на наш внутренний рынок пришли и мобильные телефоны. Правда, первоначально в условиях обострявшегося экономического кризиса они оставались доступными лишь ограниченному кругу лиц. В 1995 г. в стране насчитывалось только около 100 тыс. мобильных телефонов. Это примерно 0,4% всех телефонных аппаратов.
Ситуация начала меняться во второй половине 90-х годов, когда произошли: а) замедление темпов развития экономического кризиса и б) снижение цен на мобильную связь. В результате этого с 1995 по 2000 г. количество мобильных телефонов увеличилось в 33 раза. Правда, они все равно составляли еще незначительную часть всех телефонов – около 9%. Но это было поворотное пятилетие.
С 2000 г. наша страна начала выходить из экономического кризиса, начал подниматься жизненный уровень населения, продолжилось снижение цен на мобильные телефоны. В 2001 г. их удельный вес повысился до 18%, в 2002 г. – до 33%, в 2003 г. – до 48%. В 2004 г. мобильные телефоны отодвинули стационарные на второй план, составив 64% всех телефонных аппаратов (табл. 38).
Таблица 38
Телефонная связь в России в 1995–2005 гг.
Год | Телефоны | |||
всего, млн шт. | стационарные, млн шт. | мобильные | ||
всего, млн шт. | телефонов на 100 чел. | |||
26,9 | 26,8 | 0,1 | 0,1 | |
36,3 | 33,0 | 3,3 | 2,2 | |
42,5 | 34,7 | 7,8 | 5,3 | |
54,1 | 36,5 | 17,6 | 12,2 | |
74,0 | 38,4 | 35,6 | 24,7 | |
112,1 | 40,8 | 71,3 | 49,7 | |
166,4 | 42,9 | 123,5 | 86,6 |
Источник: Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М., 2006. С. 505–507.
Именно в это время к телефонной связи приобщилось большинство населения страны, что имело своим следствием сокращение количества таксофонов и междугородных телефонных пунктов.
Первые мобильные телефоны были аналоговыми. В 90-е годы начинается переход к мобильным телефонам второго поколения, основанным на использования цифровой технологии. К концу этого десятилетия на долю аналоговых телефонов приходилось около 40% всех мобильных терминалов, а на долю цифровых – 60% 654.
В таких условиях на первый план стали выдвигаться новые проблемы. Одна из них – переход к мобильным телефонам третьего поколения 655.