Психотехнология реимпринтирования критических инцидентов

Психотехнология реимпринтинг (Роберта Дилтса)

1. Определите конкретные физические проявления симптомов, с которыми вам надо работать. Любым образом изобразите линию жизни (см. предшествующее описание), встаньте на ней на точку, соответствующую настоящему, и повернитесь лицом по направлению к будущему. И, сконцентрировав внимание на физическом проявлении ваших симптомов и на убеждениях, с ними связанных, начните медленно двигаться назад, задерживаясь на тех местах, которые, как вам кажется, имеют отношение к симптому или к связанным с ним убеждениям. Продолжайте двигаться назад по линии времени до тех пор, пока не достигнете самого раннего события, связанного с этими симптомами или убеждениями.

а) Удерживая это («регрессивное») ассоциированное состояние, расскажите о своих ощущениях, обобщениях или убеждениях, связанных с данным событием. Следите за тем, чтобы речь шла от первого лица и в настоящем времени («Я чувствую слабость и желание сделать так, чтобы меня здесь не было»).

б) Отступите на шаг назад — на то место на линии жизни, когда событие с импринтом еще не произошло. Когда вы это сделаете, вы должны почувствовать себя по-другому — как если бы импринт еще не оказывал на вас психического и физического воздействия.

2. Сойдите с линии жизни и, вернувшись в настоящее, из метапозиции посмотрите назад, на событие, связанное с импринтом.

а) Отметьте воздействие, которое это раннее событие оказало на вашу жизнь. Выразите словами любые другие убеждения, сформированные в результате импринтинга (многие убеждения часто формируются «post factum»). На этот раз говорите в третьем лице и в прошедшем времени, например: «Он/она (или мое молодое "Я") думал/думала что... И решил(а), что...»

б) Найдите позитивную цель или вторичную выгоду симптомов или реакций, сформировавшихся во время импринтинга. Какую позитивную функцию выполняли эти симптомы в отношении прошлых событий?

3. Определите значимых других, участвующих в процессе импринтинга. (Некоторые симптомы могут в действительности возникать при ролевом моделировании значимых других.) Учтите, что значимые другие необязательно должны физически присутствовать во время этих событий. Иногда импринтинг происходит потому, что значимый другой в момент импринтирующей ситуации находился где-то в ином месте (и таким образом оказался «интернализированным», то есть как бы включенным в себя).

а) Ассоциируйтесь с каждым из значимых других (как бы войдите в него) и ощутите ситуацию импринтинга с их позиции восприятия. Опишите их опыт, используя язык первого лица.

б) Перейдите из позиции восприятия значимых других в точку, находящуюся вне линии жизни, и найдите позитивное намерение в их действиях и реакциях (учтите — оно обязательно было!).

4. А теперь для каждого из людей, участвующих в ситуации импринтинга:

а) определите те ресурсы и возможности выбора, которые нужны были этому человеку прежде. Которых у него не было там и тогда, но которые есть у вас здесь и сейчас. Помните, что вам не надо ограничивать себя теми способностями, которыми вы или значимый другой обладали в то время. Поскольку у вас (но не у значимых других) сейчас есть эти ресурсы, используйте их для того, чтобы помочь изменить этот «их — ваш» опыт;

б) встаньте на вашу линию жизни в том месте, где вы в наибольшей степени ощущали присутствие данного ресурса (в ситуацию, где этот ресурс был), и «проживите вновь» со всей возможной полнотой то, как он ощущался, звучал и выглядел. Заякорите эти ощущения, создав представление ресурса в образе энергии, света или звука;

в) продолжая стоять на точке ресурса, передайте его назад по линии жизни каждому человеку в системе, кому он требовался. Это можно сделать метафорически, посылая луч света или звук;

г) когда вы почувствуете, что ресурс передан, сойдите с линии жизни, вернитесь на то место, где произошел импринтинг, встаньте в позицию человека, которому был нужен ресурс, и вновь переживите данную ситуацию с точки зрения этого человека, уже обладающего новым ресурсом;

д) снова ассоциируйтесь, но уже с вашей собственной позицией внутри ситуации импринтинга и обновите или просто измените состояние, оценки, убеждения и обобщения, которые вы теперь могли бы вынести из этого опыта. Выразите их словами от первого лица единственного числа в настоящем времени.

Повторите эти шаги для каждого значимого человека, участвовавшего в ситуации импринтинга.

5. Определите наиболее важный ресурс или убеждение, которые могли бы понадобиться вашему молодому «Я». Заякорите его и отнесите назад по линии жизни в точку до импринта. «Введите» этот ресурс в ваше более молодое «Я» и пройдите с ним по всей линии жизни до настоящего, внимательно следя за изменением ощущений...

Несмотря на то, что все вышеописанное действительно является «классикой жанра» психотерапии личной истории, в Восточной версии нейропрограммирования в вышеприведенную процедуру мы внесли существенное уточнение, связанное с тем, что ситуация психотравмы всегда имеет некоторую протяженность во времени, где, как и в случае травматических фобий, можно выделить два момента:

1) когда все еще было хорошо (ситуация еще не произошла, то есть не началась);

2) когда все опять стало хорошо (ситуация завершилась и закончилась).

В подобной трактовке исцеляемый психотравматический период длится как бы дольше, нежели сам критический инцидент. Например, в случае автомобильной аварии момент «когда все еще было хорошо» соответствует непосредственной близости от, скажем, того злополучного перекрестка, где вам в бок врезалась чужая машина. А вот момент «когда все опять стало хорошо» может случиться как непосредственно или чуть далее после аварии (например, после заполнения протокола или визита в страховую компанию), так и наступить через недели, а то и месяцы, если вы все это время ремонтировали машину или участвовали в судебных или, как это у нас сейчас бывает, полубандитских разборках по поводу компенсации ущерба от аварии.

Так вот, главное отличие работы с психотравмой или импринтом в Восточной версии нейропрограммирования как раз и заключается, во-первых, в том, что мы работаем не с критическим инцидентом, но с психотравматическим периодом (психотравмирующей ситуацией), а во-вторых, в том, что ресурс как жертве (в случае психотравмы), так и обидчику (в случае импринта) мы предоставляем до начала критического инцидента: в момент, когда все еще было хорошо. Полный алгоритм данной психотехнологии реимпринтирования критических инцидентов выглядит так.

1. Определите неэкологичную реакцию на окружение; негативное состояние; неадекватный способ поведения; ограничивающее (ослабляющее) убеждение или «дефектный» образ самого себя, с которыми вы собираетесь работать и которые, по мнению вашего бессознательного, пришли откуда-то из прошлого.

2. Создайте или воссоздайте на полу Обобщенную линию своей жизни.

3. По уже известной вам схеме ассоциируйтесь с Симптомом, определите Результат (и также с ним ассоциируйтесь) и как следует помечтайте об Эффекте. Не забудьте оценить по десятибалльной системе (min = 0; max = 10) то, насколько вам сейчас этот результат доступен.

4. Вновь ассоциируйтесь с Симптомом и медленно, спиною идите по линии в прошлое, отмечая маркерами:

· все «всплески» (то есть внезапные усиления) репрезентации этого самого Симптома;

· точку, после которой он внезапно исчез.

5. Поставьте стул напротив этого первого критического инцидента (самого раннего) и позвольте вашему бессознательному напомнить, что именно там произошло. Если сразу и не вспомнится, инициируйте воспоминание уточняющими вопросами типа:

· сколько вам там лет (примерно);

· это происходило летом, осенью, зимой или весной;

· то, что там случилось, происходило в помещении или на улице;

· вы были там одни или присутствовал кто-то еще;

· этот кто-то просто присутствовал или был активным участником происходящего (например, обидчиком или насильником).

Если инцидент все же не вспомнится, просто представьте себя и (если они есть) других перед подступающей неприятностью, каковая в этом случае будет неким «черным ящиком».

Если вы имеете дело с психотравмой, сразу приступайте к пункту 10.

6. В случае же импринта (особенно — вызванного неумелыми и/или неуместными действиями родителей, друзей, близких родственников или прочих значимых других) подойдите поближе к Обобщенной линии жизни (в точке «все еще хорошо») и объясните им, что вы пришли из будущего для того, чтобы вмешаться в чудовищную несправедливость и глупость, которую сейчас они (этот человек-обидчик) совершат и которая самым худшим образом скажется как па вашей, так и на его (карма!) собственной жизни. Спросите его, согласится ли он теперь, зная о последствиях (опишите ему их — красочно и подробно) поступить совершенно по-другому: экологичным для себя и вас тогдашнего образом. Если да, работать вам будет значительно легче, если же нет, мы все равно с этим справимся.

7. Если Обидчик согласился поступить по-другому, оговорите ресурсы, которые ему необходимы для того, чтобы, действуя экологично, он, тем не менее, не «наступал на горло собственной песне» (обычно это Любовь и Понимание), репрезентируйте эти ресурсы и передайте их ему любым из ранее описанных способов.

8. Если же нет, самостоятельно определите ресурсы, мысленно поставьте происходящее на «Pause» (как в видеомагнитофоне или DVD-проигрывателе), после чего опять-таки репрезентируйте ресурсы и передайте их обидчику, но уже с помощью так называемой метафоры «Психиатрия», то есть ну очень большим шприцем и в самое мягкое место.

9. Если обидчик не исчез (а такое бывает), а просто сильно изменился, мысленно нажмите кнопку «Play» и посмотрите:

· если ситуация вспомнилась, то как теперь она развивается (обычно уже после ресурсирования обидчика там все происходит и проще, и легче, и менее больно);

· если вы так и не смогли вспомнить ситуации, оцените то, каким вы теперь выглядите после «черного ящика» — насколько более спокойным и даже умиротворенным.

10. Теперь вернитесь назад, в момент «все еще хорошо» (а если вы работали с психотравмой, где не было никакого обидчика, то с этого вы и начните), и объясните самому себе более молодому, что вы пришли из будущего для того, чтобы уберечь от крупной неприятности, которая как раз сейчас произойдет и которая приведет к очень неприятным последствиям (расскажите, каким). Опишите то, что сейчас произойдет, после чего спросите о тех ресурсах, которые необходимы вашему молодому «Я» для того, чтобы эта ситуация не стала проблемой, а прошла легко и безболезненно.

11. Репрезентируйте эти ресурсы и передайте их себе молодому в момент, когда все еще было хорошо (можете опять-таки использовать воображаемую кнопку «Pause»), после чего «запустите» ситуацию (нажмите на «Play») и посмотрите, что получится.

12. Сделайте это столько раз, сколько необходимо для того, чтобы психотравматическая ситуация сама по себе стала беспроблемной, а вы, молодой, из проигрывающего (в ней) стали выигрывающим.

13. Когда и состояние вашего молодого «Я», и условия/обстоятельства изменившейся ситуации вас полностью устроят, встаньте на Обобщенную линию собственной жизни, ассоциировавшись с собой там и тогда, в точке, когда все еще было хорошо (как бы войдя мысленно в собственное тело), еще раз проверьте собственную «беспроблемность» и «комфортность» ситуации, после чего медленно пройдите из прошлого в настоящее (лицом вперед), позволяя своему бессознательному трансформировать память (запись) вашей жизнедеятельности (тот самый опыт, который есть не то, что с вами было, а то, что вы сделали с тем, что с вами было, — О. Хаксли).

14. По завершении «прохода» (если надо, сделайте его несколько раз) проверьте, как теперь воспринимаются последующие за первым, отмаркированные вами на основании «всплеска» Симптома критические инциденты, и, нежели в том есть необходимость, проделайте с каждым из них процедуры, описанные в пунктах 6-13.

15. Закончив, оцените, насколько теперь вам доступен желаемый Результат и, если уровень этой «доступности» вас не устроит, либо

· продолжайте работать с этим Симптомом, имея дополнительные (как правило, еще более ранние) критические инциденты;

· задав вопрос: «Что еще мешает мне обрести искомый результат?», определяйте другой препятствующий симптом и начинайте с ним работать.

Если же все в порядке, поблагодарите свое бессознательное за хорошую работу и вернитесь с ОЛЖ в реальную жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: