Культура хараппской цивилизации

Литература

1. Бродский Б. Жизнь в веках. Занимательное искусствоведение. М., 1990.

2. Василевская Л.Ю., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура Западная Европа и Ближний Восток. М., 1997. 3. Дмитриева Н.А., Виноградова НА. Искусство Древнего мира М., 1989.

4. Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина М., 1989.

5. Египет: Земля фараонов. М., 1997.

6. Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1994.

7. Культура Древнего Египта / Под ред. И.С. Кацнельсона М., 1976.

8. Любимов Л. Искусство Древнего мира М., 1996.

9. Мировая художественная культура. Древние цивилизации: Тематический словарь. М., 2004.

10. Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1989.

11. Чизхолм Д., Миллард Э. Ранние цивилизации. М., 1994.

Глава 13. Культура Древней Индии: единство и многообразие

Индийская культура — одна из самых оригинальных и уникальных, Ее самобытность заключается, прежде всего, в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. В этом вопросе индийская культура не знает себе равных. Вторая особенность заключается в ее многовековом стремлении познать тайны мироздания. Третью важную черту составляет ее обращенность к познанию человеческой души. Четвертую — ее удивительная музыкальность и танцевальность. И наконец, особое почитание любви — чувственной и физической, которую индийцы не считают греховной.

Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса, В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности. Задолго до проникновения в Индию ариев на ее территории проживали различные антропологические типы людей — в основном южноиндийской (дравидской) и веддоидной расы. Однако в III тыс. до н. э. в бассейн рек Инд и Ганг пришли с севера индоарийские племена, которые покорили туземные племена. Согласно одной из версий арии пришли в Индию через Кавказ из южнорусских степей. Завоеватели внесли значительный вклад в философию, науку, религию, избразительное искусство, развитие ремесел и т.д. В целом они создали самобытную и высокую культуру, что дало им основание считать себя избранным народом, который существовал и будет существовать вечно.

Как и в других древних культурах, в индийской культуре, в эпоху ее формирования, решающую роль сыграл природный фактор. Величественная природа Индии с ее непроходимыми лесными чащами, множеством ярких птиц и разнообразных зверей, дурманящих растений помогла рождению столь же мощных и величественных образов мифологии и художественной культуры. Природа сама подсказывала архитекторам и

Археологические раскопки, проведенные многочисленными экспедициями из разных стран, позволили установить, что первые центры культуры Индии существовали уже в III тыс. до н. э. в среднем и нижнем течении Инда — это города Хараппа и Мохенджо-Даро. Высокоразвитая городская культура этого периода выросла на основе местных традиций, ее городские центры поддерживали тесные контакты с Месопотамией, Центральной и Средней Азией, областями юга Индии. По ареалу распространения хараппская цивилизация была одной из крупнейших на древнем Востоке. Она протянулась примерно на 1600 км с запада на восток и на 1250 км с севера на юг. Высокого развития в ней достигли ремесла, изобразительное искусство, появилась письменность, до сих пор не расшифрованная.

Примерно в середине II тыс. до н. э. культура хараппской цивилизации пришла в упадок. Причина ее заката также остается загадочной и вызывает разные предположения. Возможно, падение этой цивилизации произошло вследствие нашествия кочевых племен, стоявших на более низкой ступени общественного развития. В самое последнее время антропологи, применив новую методику анализа костных останков, пришли к выводу, что возможной причиной гибели жителей древнеиндийских городов была эпидемия малярии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: