double arrow

Исторический экскурс


Глава 11. История и культура древних цивилизаций Месопотамии

Литература

Глава 10. Рождение культуры и искусства в первобытном обществе

Раздел III. История культуры

Литература

1. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

2. Михайлов А.Н. Культурология в текстах и комментариях. М., 1999.

3. Кармин А.С. Культурология. СПб, 2003.

4. Культурология / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2004.

5. Культурология / Под науч. ред. А.С. Неверова. Минск, 2004.

6. Тойнби А. Постижение истории. М., 1996.

Современная антропология не дает окончательных и достоверных ответов на вопросы о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, так же как и об отправной точке эволюции человечества. Очевиден лишь тот факт, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии весьма долгий путь. При этом большая часть истории человечества приходится на первобытную эпоху.

Первобытность трактуется как исходное состояние человечества, содержанием которого стало формирование самого человека как биологического вида и основных закономерностей исторического развития человечества. Культуры этого времени долгое время сосуществовали с более поздними цивилизациями и даже дожили до XXI в. в труднодоступных местах планеты как прямые свидетельства о первоначальной эпохе человечества.




Наблюдения за образом жизни и поведением сохранившихся традиционных обществ и археологические находки и открытия — вот основные источники для изучения первобытной культуры. Еще в XIX в. количество народов, у которых сохранились элементы первобытной культуры, было довольно значительным. Сегодня сохранились лишь малочисленные архаичные племена, укрывшиеся от цивилизации в самых отдаленных и труднодоступных местах планеты. Кроме того, до нас дошли останки первобытных людей, их орудия труда, кости животных, на которых они охотились, засохшие семена и плоды, которыми они питались, предметы быта и украшения, наскальные изображения, остатки сакральных сооружений, жилищ и захоронений.

Хронология первобытного прошлого человечества датируется весьма приблизительно, ее невозможно определить с точностью до лет, десятилетий, даже столетий. Счет для каждой первобытной эпохи идет на художественных потребностей. Это также означает, что уже в первобытную эпоху проявилась важнейшая взаимосвязь художественной культуры и религии: они взаимно дополняли друг друга и служили основой взаимного развития.

1. Алексеев В.П., Першиц A.M. История первобытного общества. М., 1999.

2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

3. Искусство каменного века. М., 1992.

4. История и культурология / Под ред. Н.В. Шишовой. М., 2004.



5. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1983.

6. Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 2003.

7. Ликов А. Природа художественного творчества. М., 1981.

8. Магия глазами ученых и чародеев. М., 1994.

9. Мировая художественная культура: Тематический словарь. Древние цивилизации. М., 2004.

10. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

11. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1984.

Переход человечества к экономике, основанной на земледелии и скотоводстве, стал исходным пунктом для формирования наиболее ранних цивилизаций на Земле. Их колыбелью стал Древний Восток. Благоприятный климат, обилие плодородных почв в сочетании с высокой плотностью населения создали здесь идеальные предпосылки для развития земледелия и скотоводства, эволюции социального и политического устройства, развития культуры.

Первые древние цивилизации со своими индивидуальными особенностями и историческими судьбами складывались на территории между двумя великими реками Передней Азии — Тигром и Евфратом, древние греки называли эти земли Месопотамией, а русские — Междуречьем, или Двуречьем. Здесь и возникли, а затем исчезли с лица земли цивилизации Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии.

В IV тыс. до н. э. в южную часть Двуречья пришли и расселились народы, получившие название шумеров. Происхождение этих народов не удалось выяснить до сих пор, но, согласно легенде, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива. Немного позднее в северной части Двуречья обосновались семитские племена, переселившиеся сюда из сирийско-месопотамской степи. Именно эти две группы древних племен заложили основы шумерской культуры и всех последующих цивилизаций.



Главной формой ведения хозяйства у шумеров было земледелие, основанное на искусственном орошении. Ирригационная форма земледелия обладала рядом важных особенностей, определивших тип государственности шумеров. В условиях сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригации, обрабатываемые угодья относительно мало







Сейчас читают про: