Новое царство
Среднее царство
Эпоху Среднего царства нередко называют классической, она характеризуется новым расцветом египетской культуры, продолжавшей тенденции развития культуры Древнего царства Примерно в 2050 г. до н. э. фараон Ментухетеп I объединил Египет и восстановил единую власть под эгидой Фив. Началась эпоха Среднего царства, которая по праву считается классическим периодом египетской культуры.
Фиванские фараоны провели целый ряд изменений, которые затронули уклад жизни, искусство, религию, литературу, язык и наложили неизгладимый отпечаток на культуру эпохи. Вслед за этими изменениями начались стремительный расцвет светской художественной литературы и научных знаний, переосмысление роли фараона в египетском обществе: теперь фараон все более казался не только недосягаемым божеством, но и смертным человеком.
Окончательно складывается среднеегипетский язык, остававшийся господствующим до конца египетской истории, сохранив преимущественно религиозно-культовое назначение. Архитектурный стиль Древнего царства был не просто возрожден, но и переосмыслен, исходя из новых политических, религиозных и художественных потребностей. Интенсивно шло храмовое строительство и одновременно — развитие конкретного научного знания. От этой эпохи до нас дошли первые математические и медицинские тексты, древнейшие записи обмера страны, списки созвездий на саркофагах, первый в мире словник.
Однако столетия, отделившие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, во многом изменили мироощущение египтян. Распад страны, война всех против всех, упадок центра и божественной власти фараона, разрушение традиционной шкалы ценностей — все это создало почву для развития индивидуализма.
Теперь уже не только фараон, не только вельможная знать, но и простые смертные начали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти. В ответ на это культ умерших сразу же упростился. Гробницы типа мастаба стали казаться излишней роскошью. Для гарантии вечной жизни было достаточно одной стелы — каменной плиты, испещренной магическими текстами.
Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подражать могучим владыкам Древнего царства Конечно, это были уже не те пирамиды, что возводились когда-то: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не монолитные Двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Сверху пирамиды облицовывались известковыми плитами. Эти пирамиды представляли собой каменный каркас, заполненный каменной крошкой,
Своего наивысшего расцвета Египет достиг в период Нового царства, начавшегося после изгнания в 1580 г. гиксосов из Египта.
Новое царство — это значительный этап не только внутреннего развития египетской культуры, но и небывалого прежде интенсивного распространения ее за пределы Египта, взаимодействия с культурами других народов. Египетская культура нашла особенно благоприятную почву в Ливии и Нубии, с культурой народов которых египетская цивилизация имела много общих корней — здесь экономическое и политическое господство египтян покоилось на прочном фундаменте. Так, в Нубии были заимствованы многие элементы египетской государственности.
История культуры Древнего Египта показывает, что эта империя в течение почти тридцати веков, всякий раз оправляясь от очередного удара, продолжала воплощать высшую ступень человеческой цивилизации своего времени. Основная причина высокой жизнестойкости египетской державы была заключена в религиозных убеждениях древних египтян.
Первоначально пантеон египетских богов отличался хаотичностью, несогласованностью и противоречивостью. Богов в Древнем Египте хватало: в каждом городе их было несколько. Главным был бог солнца Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших был Осирис — бог смерти, олицетворявший умирающую и воскресающую природу. Египтяне верили, что после смерти и своего воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Не менее важной была богиня Исида — покровительница плодородия и материнства. Богиней истины и порядка считалась Маат.
Древние египтяне признавали всех богов, почитавшихся местными традициями. У каждого из них было свое имя, своя история, основные атрибуты и символика, делавшие их единственными в своем роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество, от которого зависело их благополучие. Со временем, в период создания единого государства, сложилась некая божественная иерархия, и упорядочились культы многочисленных богов и связанные с ними религиозно-мифологические представления. Идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров. Теперь главное божество любой провинции (нома) считалось воплощением солнца, что отразилось и на их именах: Амон-Ра, Манту-Pa, Себек-Ра.
В древности каждое божество имело свое зооморфное тождество. Оно представлялось в облике какого-либо животного, птицы, рыбы или насекомого. Так:, бог Гор изображался в виде сокола, богиня Сехмет — львицы, Исида — змеи, Анубис — шакала, бог воды и разлива Нила Себек — крокодила, богиня радости и веселья Баст — кошки, бог мудрости Тот — в виде ибиса. На более позднем этапе развития религии происходит антропоморфизация божеств, т.е. наделение их человеческими качествами. Развитие животноводства породило отдельно самостоятельные культы животных, самым распространенным был культ священного быка Аписа — бога плодородия. Он должен был быть непременно черного цвета со светлыми отметинами. Таких быков содержали в специальных помещениях и бальзамировали после смерти. Под видом коровы, либо женщины с коровьими рогами, почиталась Хатор, богиня неба и покровительница природы. Она считалась также богиней плодородия и дерева, поила души умерших в загробном мире живительной влагой.
Существование государства не мыслилось египтянами без богини Маат — божественного порядка и истины. Боги-творцы уничтожают изначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе они выступают в роли не, приобщались к культуре тех стран, где они оседали, меняли имена, но сохраняли свое этническое самоназвание.
Поздний Египет живет лихорадочной жизнью: постоянные смены династий, от упадка и развала — к новым взлетам, кажущемуся возрождению. Нестабильность, ожидание нового прихода завоевателей, смуты между владельцами распадающегося на отдельные области государства вызвали волну небывалого увлечения чудесами, оракулами богов, усилили апокалиптические настроения. В это время уже не ведется грандиозное храмовое строительство. В литературе развиваются в основном сложившиеся жанры, в искусстве за образец берутся устоявшиеся художественные приемы. Однако даже в пору своего угасания египетская культура продолжала оставаться источником для культур других народов; для них Египет по-прежнему оставался страной тайной премудрости, глубокого мистического опыта и бесценных знаний.
При греко-македонском владычестве, соприкоснувшись с иной цивилизацией, культура Египта пережила свой последний своеобразный расцвет, уже будучи частью общей эллинистической культуры. Сокровища египетской культуры оказались притягательными для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к ним и сделать их достоянием своей культуры. Греки восприняли египетскую идею сакрального (священного), царства, поклонялись священным быкам и овнам, строили храмы египетским богам, соперничавшие по своей монументальности с постройками эпохи пирамид.
Но дни египетской языческой культуры были уже сочтены, несмотря на все ее стремление отстоять свою самобытность. Позднее культура Древнего Египта вплетается в культуру Египта исламского, и ее наследие дожило до наших дней в отдельных чертах быта и верований египетских мусульман.