Химическое равновесие. На протяжении всего курса аутогенного отреагирования применяются стандартные упражнения. Самостоятельное выполнение аутогенного отреагирования допускается

На протяжении всего курса аутогенного отреагирования применяются стандартные упражнения. Самостоятельное выполнение аутогенного отреагирования допускается только с разрешения психотерапевта. Интервалы между сеансами составляют 7-10 дней.

Принцип самостоятельного окончания психотерапевтической работы.

Соблюдение или признание внутренней динамики, которая присуща периоду аутогенных разрядов;

Принцип психотерапевтического вмешательства в управляемую мозгом нейтрализацию;

Ничем не ограничиваемое вербальное описание любого вида восприятия (сенсорных образов);

Аутогенная вербализация по Лутэ. Этот прием в значительной степени аналогичен аутогенному отреагированию, однако осуществляется без визуализации представлений. В отличие от аутогенного отреагирования, аутогенная вербализация применяется в тех случаях, когда "мешающий материал" (болезненные переживания) поддается точному описанию. Вербализация определенной темы (например, "агрессия", "желание", "страх" и т. п.) проводится в состоянии аутогенного расслабления и продолжается до тех пор, пока пациент не заявляет, что сказать ему уже нечего. При аутогенной вербализации предполагается, что пациент знает "тему", которая содержит "мешающий материал". По сути, приемы аутогенной нейтрализации представляют собой ассоциативный эксперимент, предложенный еще Юнгом для выявления скрытых или подавляемых влечений. Новым является реализация данного приема в состоянии аутогенной релаксации.

Отечественными авторами (Панов А. Г., Беляев Г. С., Лобзин В. С., Копылова И. А., 1980) разработан оригинальный комплекс упражнений высшей ступени А. т. Концепция авторов высшей ступени А. т. базируется в первую очередь на данных психофизиологии эмоций. Центральными в комплексе А. т.-2 являются приемы преднамеренной регуляции эмоционального состояния, преднамеренного моделирования эмоций. Основными приемами моделирования настроения авторы считают управление мышечным тонусом (типа прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона), упражнения сюжетного воображения и так называемые "упражнения самоутверждения".

Упражнения сюжетного воображения. Их целью является самостоятельное, сознательное и преднамеренное формирование заданного эмоционального состояния, а суть заключается в репродуцировании эмоционально окрашенных представлений, образов и динамичных ситуаций (сюжетов). Формирование эмоционально значимых сюжетных представлений начинается с постановки цели: какое эмоциональное состояние надлежит моделировать. В зависимости от выбранной цели определяется и цвет, соответствующий нужной эмоции. Выбранный цвет служит базой для формирования словесного самоприказа.

В качестве примера приводим упражнение под названием "Парк".Цель упражнения - создать состояние покоя, внутреннего комфорта, ленивой истомы, глубокого отдыха. Основные сенсорные представления - зрительные. Самоприказ: "Зеленая-зеленая зелень. Зеленая-зеленая листва. Зеленая листва шелестит". Образная развертка - представить себя в парке в теплый и солнечный летний день. Солнечные блики перемежаются с пятнами тени от листвы. Телу тепло, но не жарко (температурный образ). Листва свежая, яркая (цветовой образ). Просторные поляны и аллеи уходят вдаль (пространственный образ). Листва шелестит на слабом ветру, далекие и неясные голоса людей (звуковой и осязательный образы - ветерок). Запах свежей листвы (обонятельный образ). Музыкальное подкрепление - плавная негромкая музыка, льющаяся из парковых репродукторов. Следует вжиться в эту картину, прочувствовать и зафиксировать ее в сознании.

Упражнения самоутверждения. Нередко возникают предвидимые заранее чрезвычайные житейские ситуации, связанные с повышенным чувством ответственности. Тревожное ожидание таких ситуаций порождает неуверенность в себе, страх перед неудачей и может спровоцировать невротический срыв. К таким ситуациям можно подготовиться с помощью "упражнений самоутверждения". Больным советуют по утрам, еще не проснувшись окончательно, т. е. находясь в естественном аутогенном погружении, репетировать тревожащую их ситуацию, но не такую, какой они боятся, а такую, какой они хотят ее видеть. Это репетиция успеха. Подобные репетиции успеха можно проводить за несколько дней до ожидаемого события или непосредственно в тот день, когда оно предстоит, но не перед сном, так как это может спровоцировать расстройство сна. В исследованиях отечественных и зарубежных авторов отмечается возможность ускорения реализации навыков, полученных в процессе А. т., путем использования принципа биологической обратной связи (электромиографической, электроэнцефалографической, температурной, обратной связи ритма сердца и др.).

При прогрессивной мышечной релаксации происходит обучение человека контролированию состояния мышц и вызыванию релаксации (расслабления) в определенных группах мышц с целью снятия вторичного эмоционального напряжения.

В ответ на стрессовые ситуации возникает защитное поведение, которое выражается в хроническом напряжении отдельных групп мышц - «мышечных зажимах».

Телесные зажимы являются следствием неразрешенных конфликтов, неотреагированных эмоций, сохраняются длительное время, чаще всего остаются неосознанными, могут описываться человеком как усталость, тяжесть, недомогание или отрицаться совсем.

«Мышечные зажимы», объединяясь, формируют «мышечный панцирь» или «броню характера».

Негативное воздействие этой «брони» проявляется как в телесной, так и в психической сферах.

В телесной сфере это приводит к ограничениям подвижности, нарушениям позы, ухудшению кровообращения, болям (все это причины остеохондроза, артрозов, многих соматических заболеваний). «Броня» не дает естественно проявляться любым эмоциям. «Задавленные с детства эмоции (гнев, страхи, печаль и др.) требуют выхода и вызывают тики, заикания, все виды неврозов, приводят к появлению вредных привычек (переедание, курение, пьянство и др.).

Испытываем ли мы страх, гнев или радость, наши мышцы реагируют на это. Часто мы при этом скованы и сдерживаем естественные выражения чувств. Это как замкнутый круг. Сдерживая свои эмоции, мы напрягаемся. В свою очередь, внутреннее напряжение мышц приводит к состоянию усталости и раздражению. Поэтому так важно научиться освобождать мышцы от напряжения.

Мышечная релаксация снижает напряжение и оказывается несовместимой с тревогой. Джозеф Вольпе, психолог-бихевиорист, назвал три занятия, являющиеся релаксирующими и потому несовместимыми с напряжением, секс, еда и упражнения на релаксацию.

Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызванной принятием спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности. Мы будем говорить именно о произвольной релаксации. Релаксация может быть полной, когда весь организм находится в состоянии расслабленности и покоя, а может быть частичной, когда мы расслабляем отдельные части тела с помощью специальных упражнений.

Понаблюдаем за собой. В какой позе вы сидите? Удобно ли вам? Почему вы сидите ссутулившись? Почему сидите на краешке стула, скорчившись и поджав ноги? В своей книге "Искусство быть собой" известный врач - психотерапевт Владимир Леви пишет: "Сочетаний разнообразных зажимов - неисчислимое множество. Понаблюдав немного за собой, вы сможете обнаружить свои "любимые", и тогда имеет смысл заняться ими специально".

Тренинг прогрессирующей мышечной релаксации.

Самой главной особенностью упражнений на прогрессирующую мышечную релаксацию является то, что эти упражнения физиологически вызывают расслабление мышц. В тренинге прогрессирующей мышечной релаксации вы будете последовательно вызывать напряжение и расслабление различных групп мышц. Когда вы напрягаете мышцу (например, плотно сжимаете кулаки) и удерживаете ее в напряжении, мышца утомляется. Когда вы ослабляете напряжение, мышца расслабляется, но поскольку вы вызвали ее утомление, продержав в напряжении около 30 секунд, при снижении напряжения мышца делается еще более расслабленной, чем была до напряжения.

Существует девять основных мышечных групп, которые необходимо задействовать в данном упражнении на релаксацию:

1) кисти и предплечья,

2) плечи,

3) лоб,

4) лоб с надбровьями, нос и щеки,

5) рот, подбородок, передняя шейная область,

6) задняя поверхность шеи,

7) верхняя половина туловища,

8) мышцы, поднимающие ноги, когда пальцы направлены книзу,

9) мышцы, поднимающие ноги, когда пальцы направлены на себя.

Прежде, чем начать

О чем вам следует помнить при выполнении релаксирующих упражнений.

1. Никогда не напрягайте мышцы до ощущения боли. Вам нужно достичь явного мышечного напряжения, не переступая болевого порога. Если перед началом упражнения в той или иной группе мышц ощущается боль — например, в шее, спине, лицевые боли, то будьте особенно осторожны. Напрягайте эти мышцы очень бережно, следите за ощущениями и продолжайте лишь в том случае, если последовательное напряжение и расслабление будут облегчать боль. Если боль от напряжения усиливается, остановитесь. Перейдите к другой группе мышц. Расслабленность, которую вы создадите в других мышцах, в конце концов распространится и на группу хронически напряженных мышц.

2. Всегда максимально усиливайте разницу между напряжением и расслаблением. Когда вы ослабляете напряжение, делайте это целиком и сразу.

3. По ходу упражнений обращайте внимание на контраст между ощущениями напряжения и расслабления. Если вы обнаружили, что во время упражнения ваши мысли где-то далеко, сконцентрируйте внимание на мышцах.

4. Не засыпайте во время упражнения Вам нужно научиться расслабляться в любой момент вашей повседневной деятельности. Не стоит осваивать эту технику только для того, чтобы заснуть.

Процедура релаксации

Перед началом упражнения убавьте или погасите свет. Убедитесь, что там, где вы находитесь, вас никто не потревожит хотя бы в течение 20 минут. Найдите удобное положение — желательно такое, чтобы ваша голова имела опору. Подойдут раскладной стул или кровать. По ходу упражнения ваша единственная цель будет заключаться в том, чтобы добиться напряжения и расслабления в каждой группе мышц и увидеть разницу между двумя ощущениями.
Вначале устройтесь как можно удобнее и закройте глаза. Начните с нескольких глубоких естественных вдохов. Сфокусируйтесь на своем дыхании. Очистите свое сознание. Все прочее, о чем вы беспокоитесь или должны были сделать сегодня, может подождать, пока вы не закончите.

Упражнения на релпксацию

1. Первая группа мышц, над которой вы будете работать, — это мышцы кистей и предплечий. Сожмите кулаки, расположив большие пальцы сверху. Одновременно выверните руки, чтобы создать напряжение в предплечьях. Отметьте напряжение в кистях и предплечьях. Теперь расслабьте сразу все — и кисти, и предплечья. Дайте напряжению уйти. Отметьте разницу между чувством расслабленности в руках, которое вы испытываете сейчас, и ощущением напряжения, которое вы вызвали несколькими секундами раньше. Сфокусируйтесь на этом различии. Глубоко вздохните. Если вы обнаружите, что начинаете испытывать беспокойство, просто вернитесь к релаксирующему упражнению, сосредоточившись на дыхании.

(Кисти и предплечья — сжать кулаки, положив большие пальцы сверху).

2. Затем следуют плечевые мышцы, расположенные в верхней части рук. Вдавите локти в спинку стула так, чтобы ощутить напряжение в этих мышцах. Не вдавливайте их до боли, старайтесь вызвать только напряжение. Сфокусируйтесь на напряжении в верхних мышцах рук. Теперь резко расслабьте их, избавившись от напряжения. Отметьте разницу. Ощутите, насколько расслабленными стали сейчас ваши руки и кисти.

Следующей группой будут мышцы лица. Это область, в которой накапливается огромное напряжение, вызванное стрессом. Мышцы лица можно разделить на три группы.

(Верхние мышцы рук — вдавить локти в спинку стула или кровать).

3. Лучше начать с области лба. Держа глаза закрытыми, как можно выше поднимите брови. Ощутите полосу напряжения, охватывающую лобную область. Сосредоточьтесь на этом напряжении — напряжении, которое может вызываться стрессом. Теперь быстро расслабьте брови. Отметьте разницу.

(Лоб — поднять брови).

4. Сейчас займемся областью глаз и носа. Не избегайте этого упражнения, никто вас не увидит. Крепко зажмурьте глаза, одновременно наморщивая и подтягивая к ним нос. Сфокусируйтесь на напряжении вокруг глаз, носа и в щеках. Прочувствуйте это напряжение. Теперь разом расслабьте лицо. Отметьте разницу.

(Глаза, нос, щеки — зажмурить глаза, наморщить нос).

5. Давайте теперь обратимся к третьей области, рту. Сжав челюсти, постарайтесь опустить уголки рта, чтобы получить перевернутую клоунскую улыбку. Сфокусируйтесь на возникшем ощущении. Теперь разом расслабьте лицо. Отметьте разницу. Несколько раз глубоко вздохните, чувствуя, как с каждым выдохом уходит напряжение в области рта, до тех пор, пока мышцы не расслабятся полностью.

(Рот, подбородок, шея — осторожно сжать зубы в задней части ротовой полости, сделать перевернутую клоунскую улыбку, опустив книзу уголки губ).

6. Теперь вам предстоит поработать над областью шеи и плеч. В этой зоне концентрируется излишек напряжения, обусловленного стрессом. Опустите подбородок на уровень адамова яблока так, чтобы он почти касался груди. Прочувствуйте напряжение, которое вы вызываете в шее. Сфокусируйтесь на этом напряжении. Теперь резко расслабьте шею, освободите ее. Отметьте разницу. Вздохните очень глубоко и очень медленно и с каждым выдохом избавляйтесь от напряжения в плечах. Когда все напряжение уйдет, дайте плечам опуститься.

(Шея и плечи — вдавить подбородок в область адамова яблока).

Если вам неудобно напрягать шею описанным методом, попробуйте другой. Не важно, как вы создаете напряжение. Если вы в состоянии почувствовать разницу между напряжением и релаксацией, то вы выполняете упражнение правильно. Создать напряжение в этой области можно другим способом, осторожно запрокинув голову, как если бы вы упирали ее в загривок. Экспериментируйте, пока не найдете оптимальный для себя способ вызывать напряжение в задней части шеи. Помните, что никогда не следует доводить напряжение до болевого ощущения.

7. Следующей зоной является срединная часть туловища. Глубоко вдохнув, задержав дыхание, отведите плечи назад, пытаясь свести лопатки, и одновременно прогнитесь. Вы почувствуете напряжение в области живота и груди, вызванное задержкой дыхания, а также напряжение в верхней и нижней частях спины, которое вызвано сведением лопаток и прогибом спины. Оставаясь в этом положении, отметьте, каким ощущается напряжение. Затем медленно выдохните, давая напряжению вытечь из вас по мере релаксации. Отметьте разницу. Дыша очень медленно и глубоко, отметьте и запомните разницу между этими двумя ощущениями.

(Срединная часть туловища — медленно, глубоко вдохнуть, наполняя легкие снизу доверху, отвести лопатки кзади и прогнуть спину).

8. Две последние группы относятся к мышцам ног. Сначала поднимите ноги перед собой, как будто хотите убрать их со стула (если вы упражняетесь лежа, поднимите ноги под углом примерно в 45°). Теперь, не меняя положение ног, вытяните пальцы по направлению к полу. Почувствуйте напряжение, которое возникло в ногах от пальцев до бедер. Сфокусируйтесь на этом напряжении. Теперь расслабьте ноги и дайте им мягко упасть на пол. Ощутите расслабленность в ногах. Отметьте и запомните, на что похоже это чувство.

(Ноги — поднять ноги, пальцы смотрят в пол).

9. Наконец, поднимите ноги снова и удерживайте их перед собой. На этот раз тяните стопу на себя так, чтобы пальцы смотрели в потолок. Ощутите напряжение, которое появилось в ногах от пальцев до бедер. Теперь расслабьте ноги и дайте им мягко упасть на пол. Отметьте разницу между чувством расслабленности, которое вы испытываете в ногах теперь, и чувством напряжения, которое вы ощущали всего несколько секунд назад. Сфокусируйтесь на этом различии. Дышите очень глубоко и очень медленно, дайте ощущению релаксации пропитать мышцы ваших ног и распространиться на мускулы всего тела.

(Ноги — поднять ноги, пальцы смотрят в потолок).

Таков полный комплекс напряжения/расслабления девяти мышечных групп. В течение нескольких секунд продолжайте держать глаза закрытыми и сфокусируйтесь на ощущениях в мышцах. Мысленно ощупайте свои мышцы и проверьте, не остались ли какие-то из них напряженными.

Если вы заметите какое-либо напряжение, сосредоточьтесь на этой зоне, приказывая мышцам расслабиться и раскрепоститься, и дайте напряжению уйти. Вы можете решить еще раз напрячь и расслабить те мышцы, которые расслабились не так, как другие, когда вы выполняли упражнение в первый раз. Двух раз достаточно. Не стремитесь к тому, чтобы все мышцы расслабились одинаково. Мышцы, которые особенно трудно расслабить, в конце концов будут задействованы, когда релаксация других мышц приобретет тотальный характер. Когда вы окинете свои мышцы внутренним взором и сфокусируете внимание на ощущении расслабленности во всем теле, откройте глаза.

Нужно отметить, что расслабление стоп дается нелегко, так как вследствие постоянной статической нагрузки, стопа у взрослого человека хронически напряжена, а вполне расслабленной она бывает только у младенцев. Еще труднее расслабить пальцы ног: у большинства людей они весьма малоподвижны.

По времени каждый сеанс может длиться 10-20 минут.

Приведенные выше упражнения работают с "телесной" мускулатурой, они направлены на общее расслабление, быстрый отдых и улучшение самочувствия. Для углубления расслабления, для быстрого изменения настроения, для умственного оживления необходимо научиться владеть тонусом мышц лица. Это особенно трудно и важно. Сбрасывание "зажимов" лица - хорошее средство сохранения самоконтроля в напряженных ситуациях. Кроме того, интенсивная мимическая зарядка оживляет умственную деятельность.

Упражнения так же строятся на контрасте напряжения и расслабления. Кстати, возьмите в помощь зеркало, на первых этапах освоения упражнений оно очень поможет вам.

1. Сморщите лоб, подняв брови ("удивление") - расслабьтесь. Постарайтесь сохранить лоб абсолютно гладким в течение минуты.

2. Нахмурьтесь ("сержусь") - расслабьте брови.

3. Расширьте глаза ("страх") - расслабьте веки.

4. Расширьте ноздри ("вдыхая запах").

5. Зажмурьтесь ("ужас") - расслабьте веки; сузьте глаза - расслабьте.

6. Поднимите верхнюю губу, сморщив нос ("презрение") - расслабьте.

7. Оскальте зубы ("ярость") - расслабьте щеки и рот.

8. Оттяните вниз нижнюю губу - ("отвращение") - расслабьте.

Во всех этих упражнениях главная задача - усилить мышечное чувство лица и контроль тонуса мимической мускулатуры.

Кстати, заметим, что такие упражнения могут использовать не только взрослые люди. Дети с большим удовольствием "корчат рожицы", изображая "страх", "удивление", "ярость" и др.

Существует еще одна задача: научиться расслаблять глаза. Расслабленные глаза - залог общего успокоения.

1. Сядьте напротив стены на расстоянии от 2 до 5 метров. Наметьте себе на стене две точки, одна под другой, расстояние примерно 50 см. Переведите взор с точки на точку медленно, как только можете …Медленней, еще медленней… Еще…и еще. Вы заметите, что веки постепенно расслабляются и тяжелеют, поднимаются все труднее - уловите это ощущение, оно может пригодиться вам при управлении засыпанием.

2. Сведите взор к кончику носа - веки автоматически начнут опускаться. Пусть взор вернется в первоначальное положение. Сделайте так несколько раз - очень вероятно, что вы ощутите легкое головокружение и сонливость. Это тоже один из способов глубокого расслабления глазных мышц, полезный при бессоннице.

3. Простой прием самоуспокоения - слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, по лбу, вокруг глаз. Такими же движениями можно успокоить и усыпить ребенка. В этих местах, по-видимому, находятся "гипногенные" (рождающие сон) нервные окончания.

4. Лежа или сидя в кресле. Глаза широко открыты. Взор - вдаль, в никуда, в течение 3 мин. Пусть мысли идут, как хотят, но лучше, если в голове удерживается какое-либо отвлеченное представление, например, "вечность".

Итак, когда вы научитесь расслаблять отдельные мышцы, т.е. когда мышечное чувство будет уже достаточно развито, можно попробовать сделать упражнение, которое у Владимира Леви называется "Скользящий маятник ". Это квинтэссенция предыдущих упражнений.

Помогает быстро сбросить напряженность, скованность, усталость. Произведите легкие и слабые сгибания - разгибания мышц последовательно во всех главных суставах тела, с ног до головы и обратно, раза 2-3, по три-пять сгибаний - разгибаний на сустав. Начать можно как с головы, "спускаясь вниз",так и с пальцев ног, "поднимаясь вверх". Движения должны быть легкими, небрежными, словно бы на шарнирах. Самые заметные результаты это упражнение дает в положении лежа.

Методика биологически обратной связи построена по принципу условно-рефлекторного закрепления навыка изменять свое соматическое состояние при контролировании его с помощью различных приборов.

В процессе тренинга пациент самостоятельно контролирует с помощью прибора биологическое функционирование его организма (от скорости протекания элементарных биохимических реакций до сложных видов деятельности) и обучается изменять его, применяя различные способы саморегуляции. Выделяют следующие типы биологической обратной связи (А.А. Александров):

• электромиографическая биообратная связь

• температурная биообратная связь

• электрокожная биообратная связь

• электроэнцефалографическая биообратная связь

При электромиографической биообратной связи происходит научение процессу расслабления конкретной мышцы или групп мышц, а также общей релаксации. Методика температурной биологической обратной связи позволяет обрести навыки расширения и сужения периферических сосудов, что приводит к изменению температуры конечностей и тела. Электрокожная биообратная связь дает возможность научиться контролировать кожно-гальванические реакции, влияя на симпатическую нервную активность. При электроэнцефалографической биообратной связи происходит формирование навыков изменения биоэлектрической активности головного мозга при помощи изменения соотношения волн различной частоты и, в первую очередь, увеличения альфа-активности для снижения уровня возбудимости и успокоения.

Самопроизвольный процесс сопровождается убылью свободной энергии системы (энергии Гиббса или Гельмгольца) и заканчивается установлением равновесного состояния. Это состояние применительно к химической реакции называется химическим равновесием. Напомним, что при протекании в системе обратимой химической реакции в момент химического равновесия скорости прямой и обратной реакций равны, и с течением времени не происходит изменения количеств реагирующих веществ в реакционной смеси.

Химическое равновесие не следует отождествлять с термодинамическим равновесием. Термодинамически равновесный процесс предполагает бесконечно медленное изменение всех свойств системы и не оставляет изменений в окружающей среде. При химическом равновесии прямая и обратная реакции протекают с определенными конечными скоростями и сопровождаются изменениями как внутри системы, так и в окружающей среде. Однако если рассматривать момент равенства скоростей прямой и обратной реакций, то суммарная скорость процесса в целом близка к нулю, то есть он протекает бесконечно медленно, и для его описания правомерно применять законы термодинамического равновесия. Таким образом, условие химического равновесия можно записать уравнением:

. (1)

Химическое равновесие характеризуется константой равновесия. Выражение для константы химического равновесия выводится из закона действующих масс, согласно которому скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ в степенях их стехиометрических множителей. Коэффициентом пропорциональности служит константа скорости реакции.

Для обратимой химической реакции:

νАA + νВВ ↔ νСС + νDD

скорость прямой реакции: ,

скорость обратной реакции: ,

а константа равновесия равна .

В общем случае константа равновесия в идеальных системах может быть выражена через равновесные концентрации (для реакций в жидкой и твердой фазе):

, (2)

через равновесные парциальные давления Рi реагентов (для реакций в газовой фазе):

, (3)

или через равновесные мольные доли хi веществ:

. (4)

Константа равновесия химической реакции не зависит от абсолютных величин Сi, Рi или хi, а только от их соотношения. В идеальных системах является истинной термодинамической константой при условии постоянства температуры. В реальных системах константу равновесия выражают через равновесные активности или фугитивности (летучести) участников реакции:

, .

Парциальное давление идеального газа Рi связано с концентрацией i-того вещества уравнением Менделеева-Клапейрона:

(5)

а с общим давлением Р - законом Дальтона:

. (6)

Подставляя уравнения (5) и (6) в уравнение (3) получим, что константы равновесия Кр, Кс и Кх связаны следующим соотношением:

, (7)

где ∆n – изменение числа молей газообразных веществ в ходе реакции:

.

Из уравнения (7) очевидно, что Кр = Кс = Кх для реакций, не сопровождающихся изменением числа молей газообразных веществ (∆n=0), и общее давление газовой смеси не оказывает влияния на смещение равновесия и выход продукта таких реакций.

В случае реакции, сопровождающейся увеличением объема реакционной газовой смеси (∆n>0), возрастание давления приводит к смещению равновесия в сторону обратной реакции и уменьшению выхода продукта. И наоборот, для процессов, протекающих с уменьшением объема реакционной смеси (∆n<0), возрастание давления приведет к сдвигу равновесия в сторону образования продуктов реакции.

Эти выводы о влиянии давления на химическое равновесие согласуются с общим принципом смещения равновесия (принципом Ле Шателье – Брауна): если на систему, находящуюся в равновесии, оказать внешнее воздействие, то равновесие сместится так, чтобы уменьшить эффект внешнего воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: