Принятие христианства. Средневековье во всемирно-историческом процессе

Средневековье во всемирно-историческом процессе.

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.

Историки (Семенникова, Радугин) считают, что процесс образования государства был длительным. В нем выделяется ряд этапов:

1. Первый этап охватывает VII-VIII века. Центрами консолидации племен в этот период стали Киев, Новгород, Белоозеро, Ростов. Возникли союзы племен, к VIII веку их было четырнадцать. Появились и более крупные образования - союзы союзов племен. Во главе их стояли племенные вожди. Некоторые историки предлагают считать эти образования древнейшими государствами, так как произошло выделение правящей элиты. Однако это мнение трудно принять - большинство союзов часто распадалось, не могло защитить население.

2. Второй этап охватывает три четверти IX века. В этот период возникают основы государственности, причем в нескольких регионах. Киев первым положил начало политическому объединению земель в государство, власть здесь приобрела наследственный характер. В начале IX века основы государственности появились в земле вятичей, на северо-востоке, на базе союза племен. Власть здесь находилась в руках аристократии во главе с князем. Северо-Западные земли (Новгород) в 862 году пригласили на княжение варяжского князя Рюрика с дружиной. С появлением этих предгосударственных образований сласть стала постоянной, функция управления выделилась в самостоятельный вид деятельности, начала складываться система власти: князь и его дружина - во главе, затем - корпорация племенной знати, внизу - крестьянские и городские общины.

3. Третий этап - появление древнерусского государства Киевской Руси. После смерти в 879 году Рюрика его родственник варяжский князь Олег в 882 году захватил Киев и объединил земли. Киевское государство быстро расширялось и было мощным. Во времена расцвета (середина XI века) оно простиралось от берегов Финского залива и Ладоги до берегов черного моря. На западе оно граничило с венграми, поляками и литовцами, которые были язычниками, но постепенно приобщались к христианству. На востоке его соседями были принявшая ислам Волжская Булгария, иудейский Хазарский каганат в междуречье Волги и Дона. Северо-Восточные земли были заселены финскими племенами. Южные степи занимали кочевники: печенеги, принявшие ислам, язычники половцы. Изначально геополитическое пространство будущих русских находилось на стыке разных миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. Древняя Русь испытывала мощное влияние христианского и мусульманского цивилизационных факторов.

Полной государственной консолидации Киевской Руси не произошло. Ее части сохраняли родоплеменные границы. Тенденцией в развитии государства было расширение его пределов: Олег (882-912) покорил древлян и обложил данью северян и радимичей; князь Игорь (912-945) вновь присоединил древлян и усмирял угличей; княгиня Ольга (945-964) продолжила дело своего мужа и силой оружия, а также с помощью дипломатии укрепила древнерусскую государственность. Их сын Святослав (964-972) присоединил вятичей и завоевал Дунайскую Болгарию. Завершается формирование Киевской Руси при Владимире Святославовиче (980-1015) объединением западных славян, волынян, хорватов и принятием христианства.



8. Древнерусское государство в X – начале XII вв.


В чем же причина крещения Руси и почему князь Владимир выбрал православие? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к личности князя Владимира, а также к социально-политическим и духовным процессам Киевской Руси X века. Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он осознавал, что языческий политеизм не соответствует потребностям государства. В 980 году Владимир провел первую религиозную реформу - попытался свести всех славянских богов в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако эта попытка не удалась: Перуну противостояли другие языческие боги, которым поклонялись другие племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен. Исторический опыт показывал, что это единство обеспечивают мировые религии - христианство, ислам.

Решающую роль в обращении к религиозному опыту Византии явились традиционные культурные, политические, экономические связи с ней Киевской Руси. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение по отношению к императору, что соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие христианства открывало дорогу для брака князя Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной. Дружественные отношения с Византией расширяли культурное и торгово-экономические связи с Византией, и вместе с тем помогали обезопасить Русь от набегов кочевников с юго-востока, которых Византия использовала в борьбе с Русью.

Большое значение имело и то, что православие (в отличие от католицизма) не связывало себя языковыми канонами. В этот период православие стало утверждаться в Болгарии, а под ее влиянием - и на Руси.

Процесс принятия христианства не был мирным, временами и местами применялось насилие. Видимо, это было неизбежно, так как шла смена духовных и нравственных основ жизни - от семейных отношений до общественных установлений. Смена веры на Руси происходила без иностранного вмешательства. Большинство же западных соседей приняло христианство из рук миссионеров или крестоносцев. Христианство утвердилось на Руси за 100-150 лет. Это исторически короткий срок для такого кардинального перелома.

Принятие христианства создало широкую основу для объединения древнерусского общества, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Христианский выбор, сделанный древними русскими тысячу лет назад, оказал большое влияние на все стороны жизни народа. П.Сорокин отмечал: "Основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры и социальной организации представляли собой… воплощение положений христианской религии". Церковь способствовала развитию культуры на Руси - письменности, архитектуры, иконописи и т.п.

Крещение Руси создавало условия и для вхождения ее в христианский мир. Принятие новой религии помогало установить прочные торговые, культурные связи со многими христианскими странами.


[1] Варро́н, Марк Теренций, (лат. Márcus Teréntius Várro, 116 — 27 гг. до н. э.) — римский учёный-энциклопедист и писатель. По месту рождения его иногда называют Варроном Реатинским.

[2] Российский историк и обществовед, религиовед и социолог, востоковед (китаист). Доктор исторических наук.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: