double arrow

Архитектура барокко во Франции

В отличии от Италии, в абсолютистской Франции  архитектура и искусство служили прославлению монарха, а не церкви.

Городская перепланировка, осуществлённая в XVII веке в Париже, отличалась от римской тем, что площади, равно как и большие проспекты, были независимы от зданий, являвшихся символами города.

Французское барокко наиболее ярко проявилось в светской архитектуре - при строительстве дворцов, замков, домов для буржуазии и общественных зданий. Преобладает тип дворца п-образной формы, состоящего из центральной постройки и боковых ризалитов. Здание неразрывно связано с парком, разбитым позади него, и почётным двором (court d’honneur) перед фасадом. Двор отгораживали от улицы позолоченной решёткой. Часто такие решётки сами по себе являлись чудесными произведениями искусства бронзолитейщиков барокко.

Благодаря нововведению архитектора Ж.А. Мансара, повысившего крышу и придавшего чердачному помещению функциональность, появляются мансарды. Живописность добавляли яркие крыши, выложенные либо цветной черепицей в «шашечку», либо шифером и увитые краснеющим по осени виноградом или плющом. Примером французской архитектуры, созданной по итальянскому образцу, являются Колледж четырёх наций (1662 г.) работы Луи Лево (Рис. 3.1).

       
 
 
     

 

Рис. 3.1

 

Рис. 3.2 Рис. 3.3

Церковь в Сорбонне (1635 г.) Жака Лемерсье (Рис. 3.2), собор Дома инвалидов (1706 г.) Жюля Ардуэн-Мансара (Рис. 3.3) – примеры культовых построек барокко.

Клод Перро (1613 – 1688) создаёт проект главного восточного фасада Лувра (1667 – 1673 гг.) – королевского дворца в Париже. Его работа воплотила самые близкие французам идеи и настроения: строгость и торжественность, масштабность и предельную простоту. Восточный фасад Лувра стал примером чисто французского барокко. Он на пятнадцать метров превышает реальную длину здания, разделён на ярусы, оформлен ордером со стоящими попарно колоннами. Центральная выступающая часть фасада украшена портиком с фронтоном. Такая трёхчастная композиция была характерна для фасадов дворцов и парадных вилл эпохи Возрождения. Мастеру удалось показать, что старые традиции ещё остаются источником красоты.

Большой архитектурно-строительной задачей во второй половине XVII в. явилась перестройка резиденции французских королей – Версаля. В создании проекта участвовали виднейшие зодчие: Луи Лево (1612-1670), Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708) и выдающийся декоратор садов и парков Андре Ленотр (1613-1700). Строгие фасады Версаля, спроектированные Ардуен-Мансаром, стали образцом нового стиля в искусстве – классицизма.

 

Рис. 3.4

Парадные интерьеры дворца, выполненные Шарлем Лебреном в стиле барокко, отличаются от фасадов роскошью отделки. Перед дворцом находится площадь Армии, а за ним – огромный парк.

Главный корпус дворца строго делится на две половины – короля и королевы. Они соединяются «Зеркальной галереей» (Рис. 3.4), посередине которой находится кабинет короля. Рядом с жилыми помещениями центрального корпуса находятся огромные «крылья» пристроек для придворных и гостей.

Рис. 3.5. Салон Венеры (интерьер Версаля).


Сейчас читают про: