double arrow

Полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности

В статье 6 установлены полномочия органов государственной власти федерального уровня, а именно Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, в том числе уполномоченных.

Указанные в статье 6 полномочия органов государственной власти предполагают совершение названными органами власти определенных действий (самостоятельно, совместно с иными органами власти или по согласованию с ними), реализацию возложенных на них нормотворческих функций либо иных конкретных функций.

Важно отметить, что в названии статьи 6 употребляется определение «полномочия органов государственной власти Российской Федерации». Вместе с тем, в ГрК РФ установлены полномочия лишь Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, но не установлены полномочия иных федеральных органов государственной власти. Если названное определение толковать расширительно, то это означает, что определение «органы государственной власти Российской Федерации» распространяется и на Президента РФ, и на иные федеральные органы государственной власти.

В действующем законодательстве Российской Федерации под федеральными органами государственной власти понимаются Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

Следует отметить, что пункт 8 статьи 6 ГрК РФ предполагает осуществление иных полномочий органов государственной власти Российской Федерации, к ним относятся:

- соблюдение принципа ответственности за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (п.6 ч.1 ст.2 ГрК РФ);

- подготовка федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ (ч.3 ст.11 ГрК РФ);

- представление предложений о внесении изменений в схемы территориального планирования субъектов РФ (ч.8 ст.15 ГрК РФ) и в схемы территориального планирования муниципальных районов (ч.8 ст.20 ГрК РФ);

- право обращения к главам местной администрации поселений, главам местных администраций городских округов с предложениями о внесении изменений в генеральные планы (ч.16 ст.24 ГрК РФ);

- установление порядка выполнения заказа на подготовку документации по планировке территории (ч.8 ст.45 ГрК РФ);

- право оспаривания в судебном порядке документации по планировке территорий (ч.17 ст.45 ГрК РФ);

- право дополнительной правовой регламентации порядка подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (ч.18 ст.45 ГрК РФ);

- установление требований к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состава и порядка ведения исполнительной документации, форм и порядка ведения журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядка осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядка консервации объекта капитального строительства (ч.9 ст.52 ГрК РФ);

- установление порядка проведения строительного контроля (ч.8 ст.53 ГрК РФ);

- право запрашивать в органах местного самоуправления сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ч.6 ст.57 ГрК РФ);

- право принятия решения о компенсации определенным категориям физических лиц причиненного им вреда при осуществлении градостроительной деятельности (ч.1 ст.61 ГрК РФ).

Также существуют и другие иные полномочия Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, которые прописаны в различных статьях ГрК РФ.

Помимо полномочий ГрК РФ устанавливает запреты для органов государственной власти РФ. Например, органам государственной власти запрещается принимать решения о резервировании земель, об изъятии, о переводе земель из одной категории в другую, если это не разрешено отдельным законом (ч.4 ст.9 ГрК РФ). Органам государственной власти не разрешается самостоятельно выбирать (без дополнительных разрешений и согласований) основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч.4 ст.37 ГрК РФ).

Федеральным законом от 31.12.2005г. №199-ФЗ в ГрК РФ введена новая статья 6.1, предусматривающая передачу осуществления полномочий Российской Федерации в области градостроительной деятельности

В ней устанавливаются виды полномочий, которые передаются от органов государственной власти РФ органам государственной власти субъектов РФ, а также условия передачи и изъятия таких полномочий. Также устанавливаются полномочия федеральных органов исполнительной власти, и их высших должностных лиц

Статья 7 ГрК РФ устанаваливает полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности.

Здесь следует отметить, что установленные полномочия органов государственной власти субъектов РФ предполагают совершение ими самостоятельных юридических действий, действий совместно с органами государственной власти Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы и нормативные правовые акты в градостроительной сфере. Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать нормативные правовые акты в названной сфере.

Необходимо отметить, что в ГрК РФ в одних случаях указывается на полномочия органов государственной власти субъектов РФ, в других случаях указывается на полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъектов РФ или уполномоченного органа исполнительной власти.

Кстати, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что термины «исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации» и «органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации» используются в одном значении.

Утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта РФ. Состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются законодательством субъектов РФ (ч.5 ст.24 ГрК РФ).

Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченными на такой надзор. В ГрК РФ они именуются органами государственного строительного надзора. В случае ненадлежащего осуществления государственного строительного надзора уполномоченными органами, РФ и субъект РФ несут субсидиарную ответственность за причинение вреда (ч.3 ст.60 ГрК РФ).

До 1 января 2006 года п олномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности осуществлялись в соответствии с положениями главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ), то есть статья 8 ГрК РФ вступила в силу только с 1 января 2006 года.

В статье 8 ГрК РФ установлены полномочия органов местного самоуправления в зависимости от категории муниципального образования: поселений, муниципальных районов, городских округов.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поселение может быть городским или сельским.

Сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В ГрК РФ под органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов подразумеваются и представительные, и исполнительные органы. Например, ГрК РФ установлено, что документы территориального планирования поселений могут быть подготовлены совместно с иными органами местного самоуправления муниципальных образований, с органами исполнительной власти субъекта РФ. Инициатором такой подготовки могут быть органы местного самоуправления (исполнительные и представительные) (ч.2, 3, 7 ст.27 ГрК РФ). Органы местного самоуправления по своей инициативе могут направить проекты территориального планирования на государственную экспертизу (ч.1 ст.29 ГрК РФ). В ч.6 ст.24 ГрК РФ указывается, что утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий (т.е. территорий, находящаяся вне границ поселений) и т.д.

Это означает, что в случаях, когда в ГрК РФ не указывается на вид органов местного самоуправления, вышеназванные полномочия могут осуществлять и представительные, и исполнительные органы местного самоуправления. Какие именно полномочия вправе осуществлять тот или иной орган местного самоуправления в муниципальном образовании, определяется либо уставом муниципального образования, либо нормативным правовым актом муниципального образования (за исключением случаев, когда муниципальное образование является наукоградом Российской Федерации или закрытым административно-территориальным образованием).

Полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в некоторых случаях совпадают, в некоторых - не совпадают. Например, полномочия поселений и городских округов совпадают при подготовке и утверждении генеральных планов и их публичном обсуждении и т.д.

Указанные в статье 8 ГрК РФ полномочия органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности детализируются в иных статьях ГрК РФ.

Установление нормативными правовыми актами органов местного самоуправления состава, порядка подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядка подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состава, порядка подготовки планов реализации таких документов регламентируются ч.2 ст.18 ГрК РФ.

Представительный орган местного самоуправления поселения вправе утвердить генеральный план поселения и порядок внесения в него изменений (ч.1 ст.24 ГрК РФ). Решение о подготовке проекта генерального плана поселения принимает глава местной администрации поселения (ч.2 ст.24 ГрК РФ). Проект генерального плана поселения должен быть согласован в порядке, установленном ст.25 ГрК РФ.

Представительный орган местного самоуправления поселения вправе принять решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения на доработку (ч.13 ст.24 ГрК РФ).

Глава местной администрации поселения вправе утвердить план реализации генерального плана поселения (ч.1 ст.26 ГрК РФ), но до утверждения генерального плана его проект должен быть публично обсужден. Порядок организации и проведения публичных слушаний проектов генеральных планов в поселениях определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ГрК РФ (ч.2, 5, 8, 9 ст.28 ГрК РФ).

Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч.6 ст.24 ГрК РФ).

Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Для подготовки проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации создается комиссия, утверждается ее состав и порядок деятельности. Проект правил землепользования и застройки проверяется на предмет соответствия генеральному плану поселения, схемам территориального планирования РФ и субъекта РФ. Проект правил обсуждается публично (ст.31 ГрК РФ). Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, и в него могут вноситься изменения в порядке, определенном ГрК РФ (ст.32, ст.33, ч.15 ст.46 ГрК РФ).

Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными органами местного самоуправления. Они же обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, правил землепользования и застройки и утверждают ее после проведения проверки на соответствие установленным ГрК РФ требованиям либо принимают решение о ее направлении на утверждение главе местной администрации, отказе или направлении на доработку (ч.1, 5, 9, 12 ст.45 ГрК РФ, ч.13 ст.46 ГрК РФ).

Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения по своей инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц. Этим же органом проводится проверка документации на соответствие требованиям, установленным ГрК РФ (ч.1, 4 ст.46 ГрК РФ).

Органам местного самоуправления поселений также предоставлено право утверждать иную документацию по планировке территории, не указанную в ГрК РФ.

Разрешение на строительство в поселениях выдается уполномоченным органом местного самоуправления в рамках его компетенции по месту нахождения земельного участка. Разрешение на строительство может быть продлено (ч. 5, 20 ст.51 ГрК РФ).

Разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, выдается по заявлению застройщика органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство (ст.55 ГрК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: