Лекция 5. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

Определив в ст.4 ГрК РФ объект и предмет регулирования данного закона, отграничив действие его норм от действия норм других отраслей российского законодательства и права, законодатель определил в общем виде перечень субъектов градостроительных отношений, сделав его традиционным и аналогичным перечню, содержащемуся в других федеральных законах.

Предусмотренные в ч.1 ст. 4 ГрК РФ субъекты - РФ, ее субъекты и муниципальные образования выступают в градостроительных отношениях в двух качествах:

1) как регуляторы градостроительных, жилищных, земельных, других природоресурсных и иных общественных отношений в соответствии с конституционным, муниципальным, административным правом и законодательством, и в этих случаях их нормативные правовые акты носят властный, обязательный, нормативный, т.е. государственно-правовой и (или) административный характер;

2) как заказчики, подрядчики градостроительной деятельности, собственники «градостроительного» имущества, находящегося в их пользовании, владении и распоряжении, и в этих случаях они действуют на равных правах с другими участниками градостроительной деятельности.

Во втором случае согласно ст.126 ГК РФ, ее субъекты и муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга. Особенности ответственности РФ и ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

Гражданско-правовой (имущественный) статус граждан (физических лиц) предусматривается в ст.17-47 ГК РФ, а юридических лиц и их видов - в ст.48-123 ГК РФ.

В частности юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. К юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения; общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Характеристики, структура, компетенция и взаимоотношения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований предусматриваются в Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в иных федеральных законах, конституциях, уставах и иных законах субъектов РФ, в уставах и иных нормативных правовых актах муниципальных образований.

Государственные и муниципальные органы выступают от имени РФ, ее субъектов и муниципальных образований в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, а также субъектов РФ и муниципальных образований.

Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ действуют в соответствии с Конституцией РФ и регламентами о своей работе. Президент РФ функционируют на основании Конституции РФ. Например, его Указами от 18 декабря 1991 г. №294 и от 30 ноября 1992 г. №1487 учреждены особо ценные объекты культурного (национального) наследия народов Российской Федерации, от 30 ноября 1995 г. №1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, которыми регулируются отношения, относящиеся к градостроительной деятельности.

Правительство РФ действует на основании ст.110-117 Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ.

Публичные органы власти, которыми являются органы государственной власти РФ, ее субъектов и органы местного самоуправления, принимают в пределах их компетенции, предусмотренной в ст.3 и ст.4 ГрК РФ, нормативные правовые акты, которыми осуществляется регулирование градостроительных отношений.

Так, в РФ приняты и действуют регулирующие градостроительные отношения Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г №68, «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г №116, «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г. №117, «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 г., «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г., «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. №195, Об утверждении Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. и Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г., «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. №3.

Выступая от имени РФ, Президент РФ издает указы нормативного и индивидуального характера, например, от 6 ноября 1993 г. и от 6 декабря 1995 г. №1219 «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации».

Компетенцию России реализует и субъектом градостроительных отношений является Правительство РФ, которое их регулирует в постановлениях «Об утверждении Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения» от 10 марта 2000 г. №221, «Об утверждении Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» от 24 ноября 1998 г. №1371, «О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации» от 11 августа 1998 г. №928, «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» №777.

От имени РФ и в пределах ее компетенции нормативные правовые акты в области регулирования градостроительной деятельности принимают федеральные министерства. Так, Минздравом России утверждены Санитарные правила проектирования промышленных предприятий СН 245-71, Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторсырья 1982 г., Санитарные правила устройства и содержания полигонов для твердых бытовых отходов 1983 г., Санитарные правила содержания территорий населенных мест 1988 г., Санитарные правила «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения» 1995 г., Санитарные правила и нормы «Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы» 1999 г. и «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» 2000 г. На федеральные службы и федеральные агентства возложены правоприменительные задачи, управление имуществом и оказание услуг населению.

В субъектах РФ их компетенция в области градостроительной деятельности проявляется, например, в законах г. Москвы «О градостроительном зонировании территории города Москвы» от 9 декабря 1998 г., «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве» от 25 июня 1997 г., «О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы» от 21 октября 1998 г., «О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы» от 1 июля 1996 г., «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве» от 9 июня 2004 г.

Субъекты РФ участвуют в регулировании градостроительных отношений и таким образом являются субъектами градостроительных отношений путем принятия законов, например, Московской области «Об организации и функциональном зонировании территории Московской области» от 9 января 1997 г., Чувашской Республики «О градостроительстве» от 1 ноября 1999 г., Воронежской области «О регулировании градостроительных отношений в Воронежской области» от 23 января 1997 г., Градостроительного устава Тюменской области от 24 марта 1999 г.

Указанные в ст.5 ГрК РФ соответствующие органы - законодательные собрания субъектов градостроительных отношений (субъектов РФ) - реализовали свою компетенцию в Градостроительных кодексах Ленинградской области от 7 июля 1998 г., Мурманской области от 29 января 1997 г., Республики Башкортостан от 7 июня 1999 г., Калининградской области от 15 октября 1999 г., Томской области от 23 октября 1998 г. После принятия в 2004 г. ГрК РФ субъекты РФ приводят свои законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие градостроительные отношения, в соответствие с ГрК РФ. В приведенных законах субъектов РФ определяются полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.


Тема: «Общие положения градостроительного законодательства. Часть 3»

1. Полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности

2. Территориальное планирование

3. Градостроительное зонирование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: