double arrow

Административное правонарушение и административная ответственность


Административное право в правовой системе Российской Федерации

Международные акты, юстифицированные Россией.

Акты местного самоуправления.

Законы Российской Федерации

- Конституция РФ;

- акты Федерального Собрания (федеральные конституционные законы; федеральные законы; основы законодательства, кодексы и др.; декларации; постановления и другие акты Федерального Собрания РФ).

2. Подзаконные федеральные акты:

- указы, распоряжения президента РФ;

- постановления, распоряжения Правительства РФ;

- приказы, распоряжения министерств и др. федеральных органов исполнительной власти.

3. Законы субъектов РФ:

- конституции, уставы субъектов РФ;

- законы.

4. Подзаконные акты субъектов РФ:

- указы, распоряжения президентов (губернаторов);

- постановления, распоряжения правительства (администраций) субъектов РФ;

- приказы, постановления органов исполнительной власти специальной компетенции субъектов РФ, руководителей государственных учреждений субъектов РФ.

Административное право, являясь фундаментальной отраслью права, тесно взаимосвязано с другими отраслями права.

Особо необходимо подчеркнуть взаимодействие с конституционным правом. Многие нормы конституционного права и, в первую очередь, сама Конституция РФ являются юридическим фундаментом административного права. Тесное взаимодействие норм конституционного и административного права отчетливо проявляется в ч. 2 ст. 85 Конституции РФ, согласно которой Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам или нарушения ими прав и свобод человека и гражданина до решения вопроса соответствующим судом. В чистом виде исходной и обязательной для административного права является ст. 110 Конституции РФ, определяющая состав Правительства РФ; ч. 1 ст. 117, предусматривающая право Правительства подать в отставку и др.

В конституционном праве прослеживается связь административного права с финансовым правом. Например, Конституцией РФ оговорен порядок назначения председателя Банка России и порядок принятия Государственной Думой и советом Федерации закона о федеральном бюджете и т. д.




Административное и гражданское право нередко регламентируют сходные отношения, но применяют разные формы регулирования. Например, имущественные отношения в гражданском праве можно охарактеризовать как юридическое равенство сторон, что предполагает широкое применение договорных форм. В свою очередь, административно-правовой метод предполагает неравенство сторон, что проявляется в главенствовании воли одной над волей другой стороны. В административно-правовых отношениях одна сторона обычно наделена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй: именно первая сторона принимает управленческие решения, осуществляет государственный контроль за действиями другой, может в предусмотренных законом случаях применить к ней принуждение.

Такая же взаимосвязь административного права существует и с трудовым правом. Нормы административного права определяют полномочия органов исполнительной власти (Правительства, федеральных министерств и других органов исполнительной власти) по регулированию трудовых отношений. Нередко порядок издания актов трудового права устанавливается нормами административного права. Это относится, например, к изданию приказа об оформлении на службу, о предоставлении отпуска и т. д. Важную роль в трудовых отношениях играют инспекции и другие контрольные органы, осуществляющие надзор за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности. Статус указанных органов регулируется административным правом.



Границы между административным правом и уголовным правом подвижны, так как при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления и наоборот.

Многогранна связь между административным и налоговым правом. Установление основ налоговой системы РФ, статус, организация налоговых органов, положение о налоговом контроле и ряд других вопросов регулируются нормами административного права

Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности и регламентируется нормами административного права.

Основным законодательным актом, регулирующим административную ответственность, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений (в соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ).

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

В определении административного правонарушения употребляются такие понятия, как действие и бездействие.

Действие – это активная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета.

Бездействие – это пассивная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований.

Для административного правонарушения характерны следующие признаки:

1. Антиобщественность. Законодательством определено, какое деяние является антиобщественным в рамках института административной ответственности, а какое нет.

2. Противоправность – заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права, охраняемые мерами административной ответственности.

3. Виновность. Законодательство рассматривает противоправное деяние, совершенное лицом, в качестве административного правонарушения только в том случае, если имеет место вина данного лица, т. е. содеянное было осуществлено умышленно или по неосторожности.

4. Наказуемость.Административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Таким образом, вопрос об административной ответственности может встать только если совершено деяние, предусмотренное Кодексом, т. е. подпадающее под действие соответствующей статьи раздела II (Особенная часть), в котором предусмотрены деяния, признаваемые административными правонарушениями, либо соответствующими законами субъектов РФ.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решать дело об административном правонарушении, могут освободить совершившего его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.

Субъектами административной ответственности являются граждане (физические лица); организации (юридические лица); должностные лица; некоторые другие, указанные в Кодексе лица (военнослужащие, иностранцы, лица без гражданства и др.)

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ).

Административную ответственность несут также должностные лица в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Понятие должностных лиц как субъектов административной ответственности дано в Примечании к ст. 2.4. КоАП РФ. При этом ответственность должностных лиц наступает, когда в статьях Кодекса они названы в качестве субъектов ответственности.

Административная ответственность наступает только при наличии вины в совершении правонарушения (ст. 1.5. КоАП РФ).

Вина может проявляться в форме умысла или неосторожности. Причем, умышленным признается деяние, если лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий, либо относилось к ним безразлично (ст. 2.2 КоАП РФ).

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

Различают две формы неосторожной вины:

а) легкомыслие – это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить;

б) небрежность – не предвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.

От неосторожной вины необходимо отличать невиновное причинение вреда, так называемый казус, т. е. случай, при котором лицо не несет ответственности.

При этом, как ив уголовном праве, действует презумпция невиновности совершившего правонарушение. Это значит, что лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана иустановлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (раздел II КоАП РФ). Привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновных в нем физических лиц.

Санкцией за совершение административного правонарушения является административное наказание.

Законодатель выделяет ряд обстоятельств, которые могут исключить административную ответственность, либо освободить от неё. К таким обстоятельствам относятся:

1. Недостижение установленного законом возраста (ст. 2.3 КоАП РФ).

2. Невменяемость лица, совершившего правонарушение, когда лицо вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния, не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими (ст. 2.8 КоАП РФ).

3. Крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ).

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: