double arrow

Порядок формирования палат. Выборы депутатов


Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.

Порядок избрания Президента России.

Президент избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Подготовка и проведение выборов должны осуществляться открыто и гласно.

Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет постоянно проживающий в стране не менее 10 лет.

Выборы Президента назначает Совет Федерации не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Право выдвижения кандидатов на должность Президента имеют поли­тические партии и избирательные блоки.

Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Расходы на подготовку и проведение выборов производятся за счет фе­дерального бюджета. Кандидаты в Президенты обязаны создавать собствен­ные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кам­пании.

Прекращение обязанностей Президента наступает с истечением срока пребывания в должности — после присяги вновь избранного Президента. Досрочное прекращение полномочий Президента возможно в случае отставки, по состоянию здоровья, при отрешении от должности.

Когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства. При этом он не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложе­ния о поправках к Конституции.

Российским парламентом по Конституции года является Федеральное Собрание. Главная функция парламентов - принимать законы.

Основные черты конституционного статуса Федерального Собрания:

· Федеральное Собрание — это постоянно действующий орган;

· Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы;

· палаты избирают из своего состава Председателей, их заместителей которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты; каж­дая палата имеет свой регламент;

· в палатах образуются комитеты и комиссии; именно в комитетах про­ходит значительная (невидимая внешнему взгляду) часть работы над законопроектами;

· для контроля за исполнением государственного бюджета палаты образуют так называемую Счетную палату;

· разделение правотворческого труда между палатами состоит в том, что Государственная Дума принимает законы, а Совет Федерации — одобря­ет или не одобряет их; заседания палат проходят раздельно и являются, как правило, открытыми;

· кроме общей компетенции — принимать законы и бюджет, каждая палата наделена специальной компетенцией, т. е. полномочиями, которые закреплены только за данной палатой.




Только Совет Федерации: назначает на должности заместителя Председателя Счетной палаты, Генерального прокурора, судей Конститу­ционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда; назначает выборы Президента и принимает решение об отрешении его от должности; утверждает указы Президента о введении военного и чрезвычайного поло­жения; принимает решение о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами страны и др.

Только Государственная Дума: назначает на должности Председателя Счетной палаты, Председателя Центрального банка России, Уполномоченного по правам человека; дает согласие на назначение ПреД' седателя Правительства; решает вопрос о доверии Правительству; выдвигает обвинения против Президента для отрешения его от должности; объяв­ляет амнистию;

Государственная Дума может быть распущена Президентом, если он трижды отклоняет кандидатуры на должность Председателя Правительства или отказывает Правительству в доверии. Совет Федерации не может быть распущен.

Государственная Дума олицетворяет в определенном смыс­ле географический и партийный подход к законотворчеству; Совет Федера­ции выражает интересы и волю субъектов федерации. Такая структура позво­ляет в рамках парламента снимать разногласия между различными социальными группами населения, не выносить эти разногласия «на улицы».

Состав Палат Федерального Собрания формируется по-разному.

Порядок формирования Совета Федерации определен Законом «О по­рядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российс­кой Федерации» от 5 августа 2000 года.



В состав Совета Федерации (СФ) входят по два представителя от каждо­го субъекта федерации: один — от представительного, второй — от испол­нительного органа государственной власти субъекта федерации. Всего в па­лате 178 членов Совета Федерации.

Членом Совета Федерации может быть избран (или назначен) гражда­нин России не моложе 30 лет.

Представительные органы субъектов федерации избирают своего представителя в Совете Федерации. Представитель от исполнительного органа субъекта федерации назначается высшим должностным лицом этого субъекта.

При выборах депутатов ГД применялись одновременно две избирательные системы — мажоритарная и пропорциональная. Это означает, что половина депутатов ныне действующего состава ГД избрана по мажоритарной системе, а вторая половина — по пропорциональной.

Мажоритарная система предполагает, что на территории страны образуются так называемые одномандатные избирательные округа — по числу избираемых депутатов, т. е. 225.

Пропорциональная система предполагает, что кандидаты в депутаты выдвигаются от партий и избирательных блоков списками. Иметь своих депутатов в парламенте может только та партия или тот избирательный блок, которые преодолели 5%-й барьер (на будущих выборах барьер будет 7%-й). Прошедшие в думу партии/блоки распределяют 225 депутатских мандатов пропорционально числу голосов, поданных на выборах за список каждой партии/блока.

Таким образом, каждый избиратель в момент голосования получал два избирательных бюллетеня: в одном указаны имена кандидатов, баллотиру­ющихся по одномандатному округу (в котором живет избиратель); в дру­гом — названия партий/блоков, выдвинувших свои списки кандидатов.

Избиратель делает отметку на бюллетенях и опускает их в ящик для голосования. Одним бюллетенем избиратель формирует первую половину Государственной Думы; другим — вторую.

Существует законодательная инициатива перехода в выборах депутатов ГД на одну систему — пропорциональную. По замыслу законодателей, это должно оживить политическую жизнь страны, партийное строительство и стимулировать становление гражданского общества.

Кандидаты в депутаты выдвигаются:

а) путем самовыдвижения;

б) путем выдвижения политической партией/блоком;

в) в составе федерального списка кандидатов от политической партии/блока.

Организационную работу по проведению выборов осуществляют избирательные комиссии во главе с Центральной избирательной комиссией.

деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвер­гнуты обыску.

Палаты самостоятельно образовывают и ликвидируют комитеты, разделяют их компетенцию в регламентах палат. Комитеты запрашивают документы и материалы, приглашают на заседания должностных лиц, делают экспертную оценку законопроектов, вносят поправки в законопроекты.

5.7. Правительство и другие органы федеральной исполнительной власти.

Исполнительная ветвь власти — это такое звено государства, которое прак­тически организует жизнь народа, общества, осуществляет всю оператив­ную работу по исполнению законов, управляет целыми сферами обществен­ных отношений.

Органы исполнительной ветви власти—снабжены широкими полномочиями и находятся в непосред­ственном соприкосновении с людьми, предприятиями, организациями и прочими субъектами.

Правовое положение Правительства Российской Федерации определяется в Конституции, а также в Федеральном конституционном законе Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года.

Основные черты правового статуса Правительства:

· Правительство — высший исполнительный орган государственной власти, возглавляющий единую систему исполнительной власти России;

· Правительство обладает правом законодательной инициативы.

На Правительство возложены такие функции: проводить единую финансовую политику
тику; управлять федеральной собственностью; осуществлять меры по реализации внешней политики, по обеспечению прав и свобод граждан.

В состав Правительства входят: Председатель Правительства, заместители, федеральные министры; члены Правительства не вправе занимать другие должности в органах государственной власти, заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной, творческой); члены Правительства обязаны по приглашению палат парламента присутствовать на заседаниях палат отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы; Председатель определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу; Правительство слагает полномочия перед вновь избранным Президентом; Правительство может
подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом; Президент вправе отправить Правительство в отставку;

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству боль­шинством голосов депутатов; Председатель Правительства может поставить перед Думой вопрос о доверии;

Председатель Правительства ведет заседания Правительства, облада­ет решающим голосом, подписывает акты Правительства, предлагает Пре­зиденту структуру федеральных органов исполнительной власти, а также кандидатуры на должность заместителей Председателя и федеральных ми­нистров; в определенных случаях Председатель Правительства может вре­менно исполнять обязанности Президента России;

В исполнение своих полномочий Правительство издает постановле­ния и распоряжения: постановления — по вопросам нормативного характера; распоряжения — по текущим и оперативным вопросам. Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти.
Президент вправе отменить постановления и распоряжения Правительства, если они противоречат Конституции, законам и указам Президента;

В сфере экономики Правительство регулирует все экономические процессы, разрабатывает программы развития, предпринимает шаги по международному экономическому сотрудничеству.

В финансовой сфере Правительство обеспечивает исполнение бюджета, реализует налоговую политику, валютный контроль, осуществляет мер по управлению государственным долгом России.

В сфере обороны и государственной безопасности Правительство занимается оснащением Вооруженных Сил вооружениями и военной техникой, обеспечивает программы военной подготовки граждан, принимает меры по охране государственных границ, руководит гражданской обороной.

В сфере внешней политики Правительство заключает международные договоры, защищает граждан России за пределами страны, регулирует внеш­неэкономическую деятельность.

Вопросы, входящие в компетенцию Правительства, решаются на засе­даниях Правительства, которые проводятся не реже одного раза в месяц в соответствии с Регламентом Правительства РФ. На заседаниях могут при­сутствовать представители палат Федерального Собрания, высших судов, Счетной палаты, Центрального банка.

Законом определены вопросы, которые решаются исключительно на заседаниях Правительства. К таким вопросам относятся: исполнение феде­рального бюджета, программы развития свободных экономических зон, го­сударственное регулирование цен на определенные товары, выпуск ценных бумаг, внесение законопроектов в Государственную Думу, программы при­ватизации государственной собственности, заключение международных договоров и др.

Президент России имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Кроме того, Президент непосредственно руководит деятель­ностью некоторых министерств и ведомств, в частности ведающих вопроса­ми обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел и др. Это, как Равило, наиболее важные — «силовые» министерства и ведомства.

Федеральная служба — это орган, осуществляющий оперативную работу, а федеральное агентство — орган, оказывающий государственные услуги. Действует следующий состав министерств и ведомств:

под управлением Президента находятся: министерство внутренних дел; министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуциям и ликвидации последствий стихийных бедствий; министерство иностранныхдел; министерство обороны; министерство юстиции, Служба внешней разведки; Федеральная служба безопасности и др.

под управлением Правительства находятся: министерство здравоохранения и социального развития; министерство культуры и массовых коммуникаций; министерство образования и науки; министерство природных ресурсов; министерство промышленности и энергетики; министерство сельского хозяйства; министерство транспорта; министерство информацион­ных технологий и связи; министерство финансов; министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), а также ряд служб: Федеральная антимонопольная служба; Федеральная служба государственной статистики;
Федеральная служба по финансовым рынкам; Федеральное агентство по атом­ной энергии; Федеральное космическое агентство и др.

Кроме того, множество служб и агентств функционирует под управле­нием (в системе) министерств:

в системе министерства внутренних дел — Федеральная миграцион­ная служба;

в системе министерства обороны — Федеральная служба по ВТС; Фе­деральная служба по техническому и экспортному контролю;

в системе министерства юстиции — Федеральная служба исполнения наказаний;

в системе министерства здравоохранения и социального развития - Федеральная служба по труду и занятости;

в системе министерства образования и науки — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;

в системе министерства природных ресурсов — Федеральное агент­ство водных ресурсов; Федеральное агентство лесного хозяйства; Федеральное агентство по недропользованию;

в системе министерства сельского хозяйства — Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральное агентство по рыболовству;

в системе министерства транспорта — Федеральное агентство воздушного транспорта; Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Федеральное агентство морского и речного транспорта;

в системе министерства финансов — Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу;

в системе МЭРТ — Федеральная таможенная служба; Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; Федеральное агентство по Управлению федеральным имуществом и др.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: