Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.
Порядок избрания Президента России.
Президент избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Подготовка и проведение выборов должны осуществляться открыто и гласно.
Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет постоянно проживающий в стране не менее 10 лет.
Выборы Президента назначает Совет Федерации не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
Право выдвижения кандидатов на должность Президента имеют политические партии и избирательные блоки.
Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Расходы на подготовку и проведение выборов производятся за счет федерального бюджета. Кандидаты в Президенты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.
Прекращение обязанностей Президента наступает с истечением срока пребывания в должности — после присяги вновь избранного Президента. Досрочное прекращение полномочий Президента возможно в случае отставки, по состоянию здоровья, при отрешении от должности.
|
|
Когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства. При этом он не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках к Конституции.
Российским парламентом по Конституции года является Федеральное Собрание. Главная функция парламентов - принимать законы.
Основные черты конституционного статуса Федерального Собрания:
· Федеральное Собрание — это постоянно действующий орган;
· Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы;
· палаты избирают из своего состава Председателей, их заместителей которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты; каждая палата имеет свой регламент;
· в палатах образуются комитеты и комиссии; именно в комитетах проходит значительная (невидимая внешнему взгляду) часть работы над законопроектами;
· для контроля за исполнением государственного бюджета палаты образуют так называемую Счетную палату;
· разделение правотворческого труда между палатами состоит в том, что Государственная Дума принимает законы, а Совет Федерации — одобряет или не одобряет их; заседания палат проходят раздельно и являются, как правило, открытыми;
· кроме общей компетенции — принимать законы и бюджет, каждая палата наделена специальной компетенцией, т. е. полномочиями, которые закреплены только за данной палатой.
|
|
Только Совет Федерации: назначает на должности заместителя Председателя Счетной палаты, Генерального прокурора, судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда; назначает выборы Президента и принимает решение об отрешении его от должности; утверждает указы Президента о введении военного и чрезвычайного положения; принимает решение о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами страны и др.
Только Государственная Дума: назначает на должности Председателя Счетной палаты, Председателя Центрального банка России, Уполномоченного по правам человека; дает согласие на назначение ПреД' седателя Правительства; решает вопрос о доверии Правительству; выдвигает обвинения против Президента для отрешения его от должности; объявляет амнистию;
Государственная Дума может быть распущена Президентом, если он трижды отклоняет кандидатуры на должность Председателя Правительства или отказывает Правительству в доверии. Совет Федерации не может быть распущен.
Государственная Дума олицетворяет в определенном смысле географический и партийный подход к законотворчеству; Совет Федерации выражает интересы и волю субъектов федерации. Такая структура позволяет в рамках парламента снимать разногласия между различными социальными группами населения, не выносить эти разногласия «на улицы».
Состав Палат Федерального Собрания формируется по-разному.
Порядок формирования Совета Федерации определен Законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 года.
В состав Совета Федерации (СФ) входят по два представителя от каждого субъекта федерации: один — от представительного, второй — от исполнительного органа государственной власти субъекта федерации. Всего в палате 178 членов Совета Федерации.
Членом Совета Федерации может быть избран (или назначен) гражданин России не моложе 30 лет.
Представительные органы субъектов федерации избирают своего представителя в Совете Федерации. Представитель от исполнительного органа субъекта федерации назначается высшим должностным лицом этого субъекта.
При выборах депутатов ГД применялись одновременно две избирательные системы — мажоритарная и пропорциональная. Это означает, что половина депутатов ныне действующего состава ГД избрана по мажоритарной системе, а вторая половина — по пропорциональной.
Мажоритарная система предполагает, что на территории страны образуются так называемые одномандатные избирательные округа — по числу избираемых депутатов, т. е. 225.
Пропорциональная система предполагает, что кандидаты в депутаты выдвигаются от партий и избирательных блоков списками. Иметь своих депутатов в парламенте может только та партия или тот избирательный блок, которые преодолели 5%-й барьер (на будущих выборах барьер будет 7%-й). Прошедшие в думу партии/блоки распределяют 225 депутатских мандатов пропорционально числу голосов, поданных на выборах за список каждой партии/блока.
Таким образом, каждый избиратель в момент голосования получал два избирательных бюллетеня: в одном указаны имена кандидатов, баллотирующихся по одномандатному округу (в котором живет избиратель); в другом — названия партий/блоков, выдвинувших свои списки кандидатов.
Избиратель делает отметку на бюллетенях и опускает их в ящик для голосования. Одним бюллетенем избиратель формирует первую половину Государственной Думы; другим — вторую.
Существует законодательная инициатива перехода в выборах депутатов ГД на одну систему — пропорциональную. По замыслу законодателей, это должно оживить политическую жизнь страны, партийное строительство и стимулировать становление гражданского общества.
|
|
Кандидаты в депутаты выдвигаются:
а) путем самовыдвижения;
б) путем выдвижения политической партией/блоком;
в) в составе федерального списка кандидатов от политической партии/блока.
Организационную работу по проведению выборов осуществляют избирательные комиссии во главе с Центральной избирательной комиссией.
деятельности.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску.
Палаты самостоятельно образовывают и ликвидируют комитеты, разделяют их компетенцию в регламентах палат. Комитеты запрашивают документы и материалы, приглашают на заседания должностных лиц, делают экспертную оценку законопроектов, вносят поправки в законопроекты.
5.7. Правительство и другие органы федеральной исполнительной власти.
Исполнительная ветвь власти — это такое звено государства, которое практически организует жизнь народа, общества, осуществляет всю оперативную работу по исполнению законов, управляет целыми сферами общественных отношений.
Органы исполнительной ветви власти —снабжены широкими полномочиями и находятся в непосредственном соприкосновении с людьми, предприятиями, организациями и прочими субъектами.
Правовое положение Правительства Российской Федерации определяется в Конституции, а также в Федеральном конституционном законе Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года.
Основные черты правового статуса Правительства:
· Правительство — высший исполнительный орган государственной власти, возглавляющий единую систему исполнительной власти России;
· Правительство обладает правом законодательной инициативы.
На Правительство возложены такие функции: проводить единую финансовую политику
тику; управлять федеральной собственностью; осуществлять меры по реализации внешней политики, по обеспечению прав и свобод граждан.
|
|
В состав Правительства входят: Председатель Правительства, заместители, федеральные министры; члены Правительства не вправе занимать другие должности в органах государственной власти, заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной, творческой); члены Правительства обязаны по приглашению палат парламента присутствовать на заседаниях палат отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;
Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы; Председатель определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу; Правительство слагает полномочия перед вновь избранным Президентом; Правительство может
подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом; Президент вправе отправить Правительство в отставку;
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству большинством голосов депутатов; Председатель Правительства может поставить перед Думой вопрос о доверии;
Председатель Правительства ведет заседания Правительства, обладает решающим голосом, подписывает акты Правительства, предлагает Президенту структуру федеральных органов исполнительной власти, а также кандидатуры на должность заместителей Председателя и федеральных министров; в определенных случаях Председатель Правительства может временно исполнять обязанности Президента России;
В исполнение своих полномочий Правительство издает постановления и распоряжения: постановления — по вопросам нормативного характера; распоряжения — по текущим и оперативным вопросам. Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти.
Президент вправе отменить постановления и распоряжения Правительства, если они противоречат Конституции, законам и указам Президента;
В сфере экономики Правительство регулирует все экономические процессы, разрабатывает программы развития, предпринимает шаги по международному экономическому сотрудничеству.
В финансовой сфере Правительство обеспечивает исполнение бюджета, реализует налоговую политику, валютный контроль, осуществляет мер по управлению государственным долгом России.
В сфере обороны и государственной безопасности Правительство занимается оснащением Вооруженных Сил вооружениями и военной техникой, обеспечивает программы военной подготовки граждан, принимает меры по охране государственных границ, руководит гражданской обороной.
В сфере внешней политики Правительство заключает международные договоры, защищает граждан России за пределами страны, регулирует внешнеэкономическую деятельность.
Вопросы, входящие в компетенцию Правительства, решаются на заседаниях Правительства, которые проводятся не реже одного раза в месяц в соответствии с Регламентом Правительства РФ. На заседаниях могут присутствовать представители палат Федерального Собрания, высших судов, Счетной палаты, Центрального банка.
Законом определены вопросы, которые решаются исключительно на заседаниях Правительства. К таким вопросам относятся: исполнение федерального бюджета, программы развития свободных экономических зон, государственное регулирование цен на определенные товары, выпуск ценных бумаг, внесение законопроектов в Государственную Думу, программы приватизации государственной собственности, заключение международных договоров и др.
Президент России имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Кроме того, Президент непосредственно руководит деятельностью некоторых министерств и ведомств, в частности ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел и др. Это, как Равило, наиболее важные — «силовые» министерства и ведомства.
Федеральная служба — это орган, осуществляющий оперативную работу, а федеральное агентство — орган, оказывающий государственные услуги. Действует следующий состав министерств и ведомств:
под управлением Президента находятся: министерство внутренних дел; министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуциям и ликвидации последствий стихийных бедствий; министерство иностранныхдел; министерство обороны; министерство юстиции, Служба внешней разведки; Федеральная служба безопасности и др.
под управлением Правительства находятся: министерство здравоохранения и социального развития; министерство культуры и массовых коммуникаций; министерство образования и науки; министерство природных ресурсов; министерство промышленности и энергетики; министерство сельского хозяйства; министерство транспорта; министерство информационных технологий и связи; министерство финансов; министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), а также ряд служб: Федеральная антимонопольная служба; Федеральная служба государственной статистики;
Федеральная служба по финансовым рынкам; Федеральное агентство по атомной энергии; Федеральное космическое агентство и др.
Кроме того, множество служб и агентств функционирует под управлением (в системе) министерств:
в системе министерства внутренних дел — Федеральная миграционная служба;
в системе министерства обороны — Федеральная служба по ВТС; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
в системе министерства юстиции — Федеральная служба исполнения наказаний;
в системе министерства здравоохранения и социального развития - Федеральная служба по труду и занятости;
в системе министерства образования и науки — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
в системе министерства природных ресурсов — Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство лесного хозяйства; Федеральное агентство по недропользованию;
в системе министерства сельского хозяйства — Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральное агентство по рыболовству;
в системе министерства транспорта — Федеральное агентство воздушного транспорта; Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Федеральное агентство морского и речного транспорта;
в системе министерства финансов — Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу;
в системе МЭРТ — Федеральная таможенная служба; Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; Федеральное агентство по Управлению федеральным имуществом и др.