Общая характеристика законодательства и иных правовых актов о правоохранительных органах

Тема 2. Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах.

Учебные вопросы:

1. Общая характеристика законодательства и иных правовых актов о правоохранительных органах.

2. Классификация нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов по юридическому значению.

3. Классификация нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов по содержанию.

4. Правовое значение постановлений Конституционного Суда РФ, разъяснений по вопросам судебной практики Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует изучения значительного количества законодательных и иных нормативно-правовых актов.

Такое обилие правовых актов и содержащихся в них правовых предписаний регламентирующих деятельность правоохранительных органов необходимо, дабы свести к минимуму возможность, во-первых, произвола, беззакония в их деятельности и, во-вторых, с тем, чтобы уменьшить возможность следственных и судебных ошибок.

Обобщенно всю совокупность нормативно-правовых актов часто именуют законодательством (Конституция, федеральные конституционные законы (ФКЗ), федеральные законы (ФЗ), законодательство субъектов РФ).

Акты же индивидуально-распорядительного характера (приказы, распоряжения, указания и т.п.), хотя и издаются, в том числе и органами государства, касаются лишь конкретных, персонально определенных лиц и действие их иногда прекращается с момента их исполнения.

Важное значение для характеристики нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации и деятельности правоохранительных органов имеет представление о том, каким образом разграничиваются полномочия в области правового регулирования между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ (республик, областей, краев и др. государственно-правовых образований в составе Федерации).

К ведению федеральных органов власти отнесены:

- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

- формирование федеральных органов государственной власти (в том числе федеральных судов и других федеральных правоохранительных органов);

- судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно- исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;

- федеральные и федеральные конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу на всей территории России.

К предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ относятся:

- конституционный контроль:

- защита прав и свобод человека и гражданина;

- обеспечение законности, правопорядка общественной безопасности, режима пограничных зон;

- кадры судебных и правоохранительных органов;

- адвокатуру и нотариат;

- федеральные законы и законы субъектов РФ.

Все что не относится ни к предметам ведения РФ, ни к предметам совместного ведения РФ и субъектов в ее составе, является исключительной компетенцией субъектов РФ. Эта компетенция не должна нарушаться федеральным законодателем.

При возникновении же противоречия между федеральным законом, принятым по вопросу, не входящему в перечень предметов ведения РФ или предметов совместного ведения, и законом или иным нормативно-правовым актом субъекта РФ действует уже не ФЗ, а нормативно-правовой акт субъекта РФ.

Нормативные акты о правоохранительных органах носят весьма разнообразный характер – они обладают различной юридической силой, издаются не каким-либо одним государственным органом, а целым рядом органов законодательной и исполнительной власти различных уровней, издаются в различных формах – в форме законов, постановлений, указов, приказов, распоряжений и т.п.

Более того, вопросы, связанные с деятельностью правоохранительных органов, регулируются не только внутренним российским правом, но и правом международным, нормы которого закреплены, прежде всего:

- в международных договорах (конвенциях, пактах и т.п.),

- в актах, издаваемых международными организациями (декларациях, резолюциях и т.п.)

- и даже в международно-правовых обычаях и общепризнанных принципах, которые могут быть формально не закреплены в каком-то специальном международном договоре, но положения, в них содержащиеся, приобретают общеобязательный характер в силу признания их мировым сообществом.

Для того чтобы изучить такой большой массив нормативно-правовых актов, необходимо делать это по определенной системе, то есть упорядочение. Для этого необходимо все множество нормативных актов о правоохранительных органах разделить на группы по определенным критериям (основаниям), т.е. классифицировать.

В учебной литературе нормативно-правовые акты о правоохранительных органах чаше всего классифицируются по двум критериям:

- по содержанию (предмету регулирования);

- по юридической силе (юридическому значению).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: