double arrow
Акты общего характера

Классификация нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов по содержанию

Нормативные правовые акты субъектов РФ.

Подзаконные правовые акты.

Федеральные законы.

Федеральные законыдолжны соответствовать Конституции РФ и Федеральным конституционным законам. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числадепутатов ГосударственнойДумы и в течение пяти дней передаются на рассмотрениеСовета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты,либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляетсяПрезиденту РФдля подписания и обнародования.

Все нормативно-правовые акты, принимаемые главой государства и органами исполнительной власти, обобщенно именуются подзаконными правовыми актами и,как следует из этого термина, должны соответствовать законам и, разумеется, актам более высокой юридической силы - международным договорам и Конституции РФ.

Тем не менее, подзаконные акты также имеют собственную иерархию:

- во главе этой группы актов находятся нормативные Указы Президента РФ,они являются обязательными для исполнения на всей территории России и не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам;




- далее следуют Постановления Правительства РФ,которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и должны соответствовать указанным актам;

- на самой нижней ступени в иерархической «пирамиде» нормативно-правовых актов находятся акты, издаваемые подчиненными Президенту и Правительству РФ федеральными органами исполнительной власти – министерствами и ведомствами – приказы, распоряжения, директивы.

Что касается нормативных актов, принимаемых органами государственнойвласти субъектов РФ,то соотношение их по юридической силе с актами федерального уровня, определяется ст.76 Конституции РФ(предметы ведения РФ),а между нормативными актами субъекта Федерации – в соответствии с его конституцией или уставом.

К ним относятся:



- законы субъекта РФ(Принимаются региональными законодательными органами и подписываются главой субъекта РФ);

- постановления и распоряжения главы субъекта РФ;

- приказы и распоряжения органов исполнительной власти субъекта РФ;

- постановления и распоряжения глав муниципальных образований.

Всю сумму рассматриваемых правовых актов в зависимости от их содержания (предмета регулирования) можно подразделить на следующие группы:

- акты общего характера;

- акты о правосудии, судах и организационном обеспечении их деятельности;

- акты об органах юстиции;

- акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;

- акты об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование уголовных дел;

- акты, регулирующие вопросы организации и деятельности адвокатуры.

К актам общего характераотносятся нормативно-правовые акты, регулирующие организацию, структуру и принципы деятельности не какой-либо отдельно взятой группы правоохранительных органов, а устанавливающие основы организации всей правоохранительной системы, принципы функционирования, общие для всех правоохранительных органов как органов исполнительной государственной власти.

К этой группе относится, прежде всего,Конституция РФ– акт высшей юридической силы и прямого (непосредственного) действия.

Конституция РФ содержит довольно большое число норм, так или иначе затрагивающих деятельность правоохранительных органов. В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержатся, к примеру, нормы о судебном контроле за правомерностью ограничения неприкосновенности личности, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, о равноправии граждан перед законом и судом, об обеспечении прав и свобод человека путем доступа к правосудию, о праве на квалифицированную юридическую помощь, о праве на судебное обжалование решений и действий всех государственных органов и должностных лиц, о презумпции невиновности, о праве не свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников, об обязанности государства возмещать ущерб, причиненный жертвам преступлений или злоупотреблений властью.

Данные конституционные нормы по своему содержанию выступают в качестве принципов (т.е. основных положений) для всех других отраслей права, прежде всего процессуального, непосредственно предопределяют содержание деятельности правоохранительных органов и ставят ее в определенные правовые рамки.

В главе 7 «Судебная власть» сосредоточены основополагающие требования к порядку и условиям осуществления правосудия. Среди них важнейшими являются положения о том, что правосудие может осуществляться только судами, созданными в соответствии с федеральным конституционным законом, что судьи независимы и подчиняются только закону, что разбирательство судебных дел должно быть открытым, судопроизводство должно осуществлять на основе состязательности и равноправия сторон и др.

Следующий нормативный акт в этой группе – Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»,устанавливающий основы обеспечения безопасности таких лиц.

Далее к этой же группе можно отнести и ряд международных документов о правах человека, устанавливающих некоторые принципы деятельности правоохранительных органов в связи с защитой личности. Для России важнейшим из них является Конвенция о защите прав человека иосновных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 годаи ратифицированная Россией 30 марта 1998 г. Значение этого документа трудно переоценить. Ратификация Европейской конвенции означает, что Россия стала полноправным членом Европейского сообщества. К другим международным документам относятся Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.,и Международный пакт о гражданских и политических правах, одобренныйГенеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г.

Эти документы, принятые ООН полвека назад, не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Они представляют собой всеобщий стандарт в области прав и свобод человека.






Сейчас читают про: