Предметом административного права в основном являются общественные отношения, формирующие в сфере государственного управления, организации и деятельности исполнительной власти

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Лекция 12.

Тема 7.

Контрольные вопросы

Литература

1. Трудовой кодекс РФ

2. Лушников А.М. Курс трудового права Москва 2004 г.

3. Правоведение учебник П.Н. Кириченко «ЮРКНИГА» Москва 2005г.

4. Конституция РФ.

1. Понятие трудового права

2. Источник, метод, принципы трудового права.

3. Коллективный договор – заключение, содержание.

4. Трудовой договор – заключение, содержание.

5. Соглашение.

1. Административное право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления. Слово «администрация» в переводе с латинского означает «управление», поэтому административное право называют управленческим. В широком смысле государственное управление близко к пониманию исполнительной власти, хотя в более узком (строгом) смысле правительство является высшем органом государственного управления.

Это отрасль публичного права, изучающая сферу государственного управления и олицетворяющая одним из главных методов правового регулирования – императивный.

Административное право – это отрасль публичного права, нормами которого опосредуется и защищается государственный интерес. Одним из участников административно – правовых отношений всегда вступает государственный орган (должностное лицо), наделенный государственно – властными полномочиями. Поэтому административно – правовые отношения - это, как правило, всегда отношения неравенства, субординанации, в которых одна сторона – орган, наделенный государственно-властным полномочиями, выступает в качестве управляющего (субъект управления), а другая – в качестве управляемого (объект управления).

Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ не входят в систему органов государственной власти, однако в случае наделения их государственно – властными полномочиями могут вступать в административно – правовые отношения. Аналогичные положения можно отнести и к общественным объединениям.

В целом же предмет административного права составляют управленческие отношения, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся в связи и по поводу реализации исполнительной власти.

Отношения без участия специального субъекта – исполнительных органов (их должностных лиц) – не могут относиться к предмету административного права.

Специфика общественных отношений, входящих в сферу регулирования административно – правовых норм, обуславливает особенности метода административного права.

Метод административного права нередко используется на началах диспозитивности, т.е. предоставления управляющей либо управляемой стороне возможности выбора (без прямых предписаний и запретов) образа действий, но обязательно в рамках условий, предусмотренных административно – правовой нормой.

Характер требования, зафиксированного в правовой норме. позволяет выделить три основных способа (средства) правового регулирования: предписание (обязывает), запрет и дозволение.

Предписание состоит в возложение юридической обязанности совершения субъектов определенных действий, предусмотренной нормой права.

Запрет – это, по сути, тоже предписание, но заключающееся в возложении обязанности воздерживаться от совершения определенных действий.

Дозволение (управомочивание) – это предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (на совершение определенных действий или на отказ от их совершение по своему усмотрению).

Органы государственного управления характеризуются тремя основными признаками:

1) наличием управленческого (административного) аппарата;

2) исполнительно-распорядительной деятельностью этого аппарата;

3) используемой при этом властью.

Роль органов государственного управления заключается в том, чтобы обеспечивать согласованные действия людей в ходе их совместной работы, направлять их действия на решение общих задач. Это касается функционирования как одного предприятия (учреждения), так и жизни общества в целом.

Функции органов государственного управления:

1) управление различными сферами экономики;

2) выполнение задач по социокультурному строительству;

3) обеспечение общественного порядка и государственной безопасности;

4) реализация внешней политики государства, развитие экономических и иных связей с другими странами.

Источники административного права:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральные конституционные законы (в п.2 ст.114 Конституции РФ записано: «Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом»).

3. Федеральные законы, содержащие нормы административного права.

4. Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно-правового регулирования.

5. Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственного управления.

6. Кодифицированные акты (Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года).

7. Приказы и постановления министерств и ведомств.

8. Законы, принимаемые представительными органами власти субъектов Российской Федерации.

9. Распоряжения и постановления органов местного самоуправления (т.е. городских и районных администраций).

10. Приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий (учреждений).

11. Распоряжения в устной или письменной форме (чаще в устной) руководителей подразделений предприятия (учреждения).

1) отношения, возникающие в связи с функционированием системы исполнительной власти на всех национально- государственных и территориальных уровнях Российской Федерации;

2) отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления;

3) отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т.д.).

Субъекты административного права:

1. Федеральные органы исполнительной власти.

2. Органы местного самоуправления.

3. Предприятия и учреждения (государственные и негосударственные).

4. Общественные объединения (организации).

5. Государственные служащие (должностные лица).

6. Граждане.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Административные правонарушения – достаточно разнообразный и распространенный вид юридических проступков, общим объектом которых выступают отношения в сфере государственного управления.

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Анализ статей Кодекса РФ об административных правонарушениях позволяют выделить следующие признаки административного правонарушения:

· противоправность. Она состоит в том, что определенное лицо совершает действия, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом;

· виновность. Это означает, что правонарушение должно быть совершено виновно (умышленно или неосторожно). Деяние физического лица должно совершать сознательно, с присутствием воли. Если лицо не отдает отчета в своих действиях или не руководит ими в момент совершения правонарушения, то оно не виновно, так как находится в состоянии невменяемости. Вина юридического лица в совершении административного правонарушения признается, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению;

· наказуемость. Только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, может быть признано административным правонарушением. Ее реализация осуществляется через административное наказание, его размеры или срок.

Административные правонарушения наносят вред или создают опасность нанесения вреда охраняемым общественным отношениям, то есть являются антиобщественными.

Кроме того, различные сходные административных проступков и преступлений проводят по следующим критериям: наличие или отсутствие тяжких последствий; размер реально причиненного материального ущерба; способ и место совершения правонарушения; конкретные исторические и социально – экономические условия.

В совокупности антиобщественность (общественная опасность), противоправность, виновность, наказуемость, характеризуются совершенное деяние (действие либо бездействие) как административное правонарушение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: