double arrow

См. также. Церковь Сен-Дени: валик базы сохран


Стереобат

Стилобат

Литература

Примечания

Средневековая архитектура

Церковь Сен-Дени: валик базы сохранился, а переход от него к телу колонны — утрачен

В раннем средневековье (до эпохи Каролингов включительно) по-прежнему применялись примитивно изготовленные аттические базы, сочетавшиеся с огрублёнными чертами «варварских» построек. Первой жертвой упрощения стал циркульный переход от базы — к телу колонны. Связь между общим обликом ордерной колонны и циркульным рисунком базы была утрачена, пропорции не соблюдались. Каждый каменщик опирался на собственный глазомер и местные традиции. В местах, где сохранялись римские постройки, эти традиции сохраняли верность античным образцам (в южной Франции до XIII века, в Италии — традиция не пресекалась до эпохи Возрождения); там же, где таких образцов не было — архитектура сразу ушла в сторону от античного ордера.

Этапы трудоёмкого процесса вытачивания сложной базы

На выходе из раннего Средневековья, и особенно с распространением готического стиля, в средневековой архитектуре возникли особые базы колонн, не имевшие прямых аналогов в античной архитектуре. В отличие от античности, где базы — всегда фигуры вращения, средневековые базы часто имели в плане форму многогранника или грозди. В этом отразилось средневековое изобретение — переход от простой, круглой в плане, колонны — к несущему столбу, образованному пучком параллельных колонн.




База-восьмиугольник из церкви Нотр-Дам, Semur-en-Auxois

База, составленная из двух дисков, из Charolais, XII век

База «с шарами» церкви Сен-Назер, Каркассон, конец XI века

База-гроздь из церкви Сен-Реми, Реймс

  1. Аттическая база // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Андреа Палладио, Четыре книги об архитектуре, М., Архитектура-С, 2006, ISBN 5-9647-0080-2
  • Фр.: Dictionnaire raisonné de l’architecture française du XIe au XVIe siècle // Словарь французской архитектуры XI—XVI веков Виолле-ле-Дюка на wikisource

Источник — «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=База_(архитектура)&oldid=45944419»

Категория:

  • Архитектурные элементы


Трехступенчатый цоколь со стилобатом в дорическом храме

Стилобат (στυλοβάτης) — верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. Иногда стилобатом называют всю верхнюю ступень стереобата.

В современной архитектуре — верхняя часть ступенчатого цоколя здания, или общий цокольный этаж, объединяющий несколько зданий.

Стереобат (στερεοβάτης) в античной архитектуре — цоколь храма или колоннады. Или же искусственная площадка, поднимающая основание здания над уровнем городской площади. В древнегреческом зодчестве стереобат обычно состоял из трёх ступеней.



  • Подиум

СТЕРЕОБА́Т (греч. stereobates, от stereo — "крепкий, твердый" и baino — "ступаю", bates — "опора") — в древнегреч.архитектуре — объемное возвышение, на котором возводили здание. В стереобате обычно вытесывали три ступени. Верхнюю плоскость стереобата называют стилобатом. Стереобат складывали из крупных камней на верхней, выступающей из земли части фундамента. Эта часть в древнегреческой архитектуре именуется эвтинтерием. Происхождение стереобата, вероятно, связано с древнейшими алтарями, жертвенниками, которые устраивали на возвышении. Еще одно близкое название — крепида (см. также база; ортостат; подиум; подклет; постамент; пьедестал; тойхобат; цоколь).







Сейчас читают про: