Как было указано ранее, коллектор подвода охладителя может располагаться в различных сечениях камеры (см. рис. 6.4).
Когда коллектор расположен не у самого среза сопла, то охладитель тохл, попадая в тракт наружного охлаждения камеры, разделяется на две части (рис. 6.35) – m 1 и m 2. При связи оболочек гофрами расход m 1 направляется в сторону критического среза сопла, а расход m 2 сначала идёт к срезу сопла по верхним частям гофров. У среза сопла расход m 2, огибая торцы гофров и по нижним их частям, также направляется к 'критическому сечению сопла. Расходы m 1 и m 2 вновь соединяются в сечении начала последней секции гофров (если считать от критического сечения).
m 1/ m 2≈(l1/(l2+l))1/2
где l, l1, l2 – длины участков.
Из картины течения следует следующее: 1) чем ближе коллектор устанавливается к началу последней секции гофров, тем меньше доля расхода m 2; 2) нельзя располагать коллектор ближе начала последней секции гофров, так как в этом случае большая часть расхода m 2 будет "разворачиваться" перед последней секцией гофров, в которой образуется застойная зона (проток охладителя практически будет отсутствовать). В случае, когда расход m 2 становится недостаточным для охлаждения конца сопла, верхние каналы гофров на пути течения расхода m 1 могут частично перекрываться специальными заглушками (см. рис. 6.36, поз. 5).
|
|
Когда связь оболочек осуществляется фрезерованными ребрами, то течение охладителя к концу сопла и обратно аналогично рассмотренному выше, за исключением того, что отверстия в корпусе коллектора 3 (рис. 6.37) соединяют коллектор с частью каналов между ребрами (рис. 6.38), по которым расход m 2 направляется к срезу сопла. Возвращается этот расход по каналам, не соединенным отверстиями с полостью коллектора.
О некоторых вариантах конструкции коллекторов и патрубков подвода и их изготовления уже упоминалось выше. lIIтампованный патрубок подвода завершается точеным переходником 2 (рис. 6.37). К нему впоследствии приваривается подводящий трубопровод компонента. В переходнике предусматривается место (например, резьба) для установки дроссельной шайбы, дозирующей расход компонента (например, охладителя) через камеру двигателя.
Коллектор может быть изготовлен также из двух одинаковых штампованных половин с продольным швом. В этом случае он штампуется заодно с половинками подводящего патрубка.
Сваренная целиком верхняя часть коллектора протачивается, а затем приваривается к нижней части - корпусу коллектора, который является частью наружной оболочки. Для этого на корпусе коллектора предусмотрены специальные "усики" для сварки встык (см. рис. 6.39, а). Вариант С буртами, прикрывающими внутреннюю часть шва (рис. 6.39, б), хуже, так как после окончательной механической обработки коллектора перед установкой и приваркой к корпусу (в противном случае сборке мешают бурты) его приходится разрезать поперек, г.е. появляется лишний шов.
|
|
Рекомендации для определения характерных размеров коллектора подвода охладителя заключаются в следующем (см. рис. 6.35 и 6.37). Диаметр подводящего трубопровода dTp выбирается с учетом конструктивных соображений (размеров выхода насоса, условий компоновки и т.п.) и ГОСТа на выпускаемые трубы. Кроме того, проверяется скорость жидкости в трубе (Wтp ~ 15 м/с). При несоблюдении рекомендаций необходимо увеличить dTp или запроектировать два-три подвода к коллектору путем разветвления трубопровода, подводящего компонент от насоса. Скорость водорода может быть 50... 60 м/с.
На современных двигателях FК־ֻ ~ (0,8... 1) FTp' (FTp - площадь трубы подвода). Суммарная площадь всех отверстий подвода жидкости в охлаждающий тракт (в корпусе коллектора) FOTB ~ (1,5... 2) Fоõë, где Fоõë - площадь охлаждающего тракта. Эти отверстия в зависимости от особенностей конструкции могут иметь любую форму, а также выполняться в виде сплошной щели в наружной оболочке.