Кислородно-водородные ЖРД получили большое развитие, и многие перспективные направления ракетно-космической техники связаны с использованием кислородно-водородных ЖРД.
Одним из известных, кислородно-водородных ЖРД многоразового использования с большим ресурсом является двигатель SSME, пневмогидросхема которого с основными данными была рассмотрена в гл. 5.
Камера этого двигателя состоит из цилиндрического участка, входной и сверхзвуковой про филированной частей сопла. Конструктивно блок камеры разделяется на два разъемных узла с фланцевым соединением в сечении сопла с относительной площадью, F = 5. Блок камеры соединяется с форсуночной головкой также фланцевым соединением. Диаметр этого соединения равен 560 мм; оно имеет двухпоясное уплотнение с промежуточным кольцевым каналом. Разработаны и используются методы проверки возможных утечек газа из камеры сгорания с помощью изменения цвета лент, нанесенных на поверхности фланцев.
На рис. 6.40 показан.первый узел блока камеры, включающий цилиндрическую часть камеры сгорания и часть сопла до сечения с относительной площадью F = 5. как видно из рисунка, цилиндрическая часть камеры сгорания очень короткая, входная часть сопла достаточно развита, плавно переходит к критическому сечению, закритическая часть вблизи критического сечения также закруглена, т.е. контур сопла имеет непрерывный криволинейный профиль.
|
|
Первый узел камеры состоит из двух связанных пайкой оболочек.
Внутренняя оболочка 5 изготавливается из специального сплава на основе меди, серебра и циркония. Сплав обладает хорошей теплопроводностью, удовлетворительной прочностью при сравнительно высоких температурах, пластичностью и стабильностью. По одной технологии внутренняя оболочка изготавливается из кованой (или литой) заготовки с последующей механической обработкой. На наружной поверхности внутренней стенки прорезаются 390 продольных каналов прямоугольного сечения для прохода охлаждающей жидкости. Ширина и глубина каналов, а также толщина стенки перемены по длине. В критическом сечении (Б-Б) толщина ребра- 1 мм, ширина канала - 1 мм, глубина - 2,5 мм, а толщина стенки - 0,71 мм. Максимальная рабочая температура внутренней стенки Тст.г = 810 K при удельном тепловом потоке qΣ ≈164 ∙106 Вт/м2.
Большая эффективность прочного охлаждения водородом обеспечивает значительный срок службы при циклических нагружениях камеры сгорания в условиях многоразового использования двигателя. В связи с указанной конструкцией внутренней оболочки и высокими требованиями к точности ее размеров, в частности к толщине стенки, необходима уникальная технология фрезерования каналов. Специальное приспособление В процессе обработки обеспечивает контроль толщины стенки ультразвуковым микрометром и выдает информацию дня управления положением прорезной фрезы.
|
|
Точность изготовления составляет 0,0076 мм. По другой технологии внутренняя оболочка может изготавливаться центробежной отливкой вместе с каналами. Разработана технология изготовления оболочки методом гальванопластики.
После нарезания каналы оболочки 5 (см. рис. 6.40) заполняются параф ином и с помощью электролитического (гальванического) метода наносится двухслойная оболочка меди и никеля, закрывающая каналы охлаждения. Затем парафин выплавляется.
Наружная оболочка 3 состоит из двух половин (разъем по образуюшей), которые изготавливаются штамповкой из высокопрочного никелевого сплава (инконель-718) с последующей сваркой (на внутренней оболочке) и механической обработкой. Наружная оболочка является силовой и работает при напряжениях, несколько превышающих предел текучести.
К наружной оболочке приварены коллекторы, 1 и 4. Коллектор 4 входной. В охлаждающий тракт через него поступает около 20 % расхода жидкого водорода через камеру. В охлаждающем тракте водород газифицируется и из выходного коллектора 1 с температурой около 305 К газообразный водород поступает на привод турбины Б ТНА горючего.
Конструкция второго узла блока камеры, включающая выходную часть сопла от сечения с относительной площадью, равной пяти, и до среза с площадью, равной 77,5, выполнена трубчатой. Она набрана из 1086 трубок с переменным по длине прямоугольным сечением, которые образуют охлаждающий тракт. Трубки соединяются между собой и силовыми кольцевыми бандажами пайкой. Материал трубок - хромоникелевая сталь.
Коллектор подвода жидкого водорода в охлаждающий тракт располагается в сечении с относительной площадью сопла, равной 20, за которым располагаются трубки меньшей длины. Трубки, по которым водород течет от среза сопла, проходят по всей длине узла. В сечении с относительной площадью сопла, равной пяти, устроен фланец для стыковки с первым узлом. Здесь же располагается и выходной коллектор. Для охлаждения этой части сопла используется примерно 25% жидкого водорода из всего расхода горючего. Газифицированный в тракте водород смешивается с жидким, поступающим из насоса, и полученный газ с температурой порядка 164 К направляется в ЖГГ.
Коллектор подвода горячего газа от ТНА - охлаждаемый, что позволяет свести до минимума градиент температуры по толщине внешней несушей стенки, иметь одинаковую невысокую температуру этой стенки на всех участках и тем самым практически исключить появление термических напряжений в конструкции. Вследствие длительной много разовой работы коллектора резко повышается его малоцикловая усталостная прочность, Отсутствие термических напряжений в коллекторе увеличивает жесткость его конструкции и способствует улучшению условий работы многих стыковочных соединений и трубопроводов. Поэтому, несмотря на существенное усложнение конструкции и некоторое увеличение массы, охлаждение коллектора следует считать прогрессивным решением.
Важная особенность камеры сгорания - устройство акустических демпферов, выполненных в виде полости 2 (см. рис. 6.40), которая сообщается с объемом камеры сгорания через каналы 6, устроенные в расширенных ребрах. Установка акустического демпфера улучшает характеристики устойчивости рабочего процесса по отношению к высокочастотным колебаниям. Камера, снабженная акустическим демпфером и. имеющая антивибрационные перегородки на смесительной головке, как показал опыт ее эксплуатации, практически не имела неустойчивых режимов.
|
|
На рис. 6.41 показана схема и отдельные конструктивные фрагменты камеры еще одного кислородно-водородного двигателя с дожиганием восстановительного генераторного газа и давлением в камере сгорания порядка 12... 15 МПа, Основные особенности камеры состоят в следующем. Цилиндрическая часть камеры сгорания и огневое днище смесительной головки охлаждаются кислородом; входная и сверхзвуковая части сопла до сечения III охлаждаются водородом. Сопло заканчивается насадком, не имеющим наружного проточного охлаждения. Он выполнен из жаропрочной стали и охлаждается завесным внутренним и радиационным наружным охлаждением, благодаря чему температура стенки насадка не превышает 1300...1400 К.
Большая часть жидкого кислорода после насоса поступает в коллектор охлаждающего тракта, из которого непосредственно поступает в головку и далее на центробежные форсунки.
Большая часть жидкого водорода после насоса поступает в ЖГГ, где газифицируется, и, пройдя через турбину ТНА, по газоводу направляется в торец смесительной головки. Затем по осевым каналам двухкомпонентных струйно-центробежных 'форсунок генераторный газ с избытком водорода попадает в камеру сгорания. Заметим, что на головке все форсунки - одинаковые, т.е. пристеночного низкотемпературного слоя от "головки" здесь нет.
Меньшая часть водорода, примерно 25% его расхода, поступает в коллектор охлаждающего тракта (см. рис. 6.41), где расход разделяется на две части: меньшая часть направляется в сторону головки, а большая часть в сторону среза сопла. Особенность наружного охлаждения средней части камеры, включающей дозвуковую и сверхзвуковую области сопла, в том, что этот расход водорода из охлаждающего тракта поступает полностью на пояса завесы и используется для создания мощного внутреннего завесного охлаждения этой части камеры. Причем меньшая часть расхода водорода поступает в камеру сгорания через два пояса завесы - сечения 1 и 11. Небольшая часть расхода водорода поступает через третий пояс - сечение III - для охлаждения соплового насадка. Расходы на завесу могут регулироваться сменными дросселями, устанавливаемыми в коллекторе ввода горючего (см. рис. 6.41).
|
|