Структура технического регламента
Принципиальные основы принятия решения о необходимости разработки технического регламента
Понятие о технических регламентах
Понятие о техническом регулировании
Лекция №2. Техническое законодательство как основа деятельности по стандартизации и сертификации
Техническое законодательство — совокупность правовых норм, регламентирующих требования к техническим объектам: продукции, процессам ее жизненного цикла, работам (услугам) и контроль (надзор) за соблюдением установленных требований.
Техническое законодательство — один из результатов деятельности по техническому регулированию как сферы государственного регулирования экономики.
Эффективно работающий мировой рынок — это экономическое пространство, в котором свободно перемещаются через границы государств товары, капитал, трудовые ресурсы, информация туда, где для них складываются более выгодные условия. Создание такого рынка возможно, если государства будут принимать меры, направленные на устранение тарифных и технических (нетарифных) барьеров. Под техническим барьером понимаются различия в требованиях национальных и международных (зарубежных) стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.
Так, в начале 2003 г. в Нью-Йорке была отозвана из торговых точек партия российского молока «Можайское» и «Милая Мила», так как в продуктах был обнаружен сульфонамид — вещество, способное вызвать у человека аллергическую реакцию. Причина — в различии требований национальных стандартов. Хотя российские ГОСТы на пищевые продукты в целом жестче, но тест на сульфонамид ими не был предусмотрен (в связи с этим инцидентом велись переговоры о закупке соответствующего испытательного оборудования).
Объектами технического регулирования являются продукция, процессы жизненного цикла продукции, работы и услуги. В общем виде техническое регулирование — это правовое регулирование отношений в области установления и применения требований (обязательных и рекомендуемых) к указанным техническим объектам и в области оценки соответствия установленным требованиям.
Субъектами технического регулирования являются:
1. органы власти (правительство и министерства РФ);
2. органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического законодательства (федеральные службы по надзору);
3. органы по сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории;
4. субъекты хозяйственной (предпринимательской деятельности);
5. разработчики технических законов и стандартов.
Безопасность — главный приоритет системы технического регулирования и обязательное требование.
В европейских директивах применяется термин, близкий к термину «обязательные требования», — «существенные требования». Они составляют основу регламентирующих предписаний, директив. Поскольку безопасность является относительным понятием, то ее характеристика невозможна, как указывалось выше, без указания на риск. В существенных требованиях идентифицируются возможные риски, связанные с использованием продукции. Производитель обязан доказать, что риски, относящиеся к его продукции и перечисленные в существенных требованиях, устранены или минимизированы. Таким образом, при формулировке существенных требований определяют необходимый результат, не конкретизируя при этом способы его достижения, что обеспечивает определенную гибкость при выборе технического решения. Разработка норм базируется на оценке риска причинения вреда от эксплуатации продукции. В частности, установление минимально необходимых требований, выбор форм и схем подтверждения соответствия осуществляются с учетом степени риска причинения вреда продукцией. Принятие решений на базе сравнения фактического уровня риска с допустимым является главным в процессе технического регулирования.
Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции и процессам ЖЦП реализуется через принятие и применение технических регламентов на продукцию и правила метрологии. Установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам ЖЦП, выполнению работ или оказанию услуг реализуется через стандартизацию. Правовое регулирование в области оценки соответствия реализуется через оценку соответствия (сертификацию и декларирование соответствия, государственный контроль и надзор, аккредитацию, испытание, регистрацию).
Под «принятием требований» понимают их утверждение в установленных (Законом или документом по стандартизации) порядке и юридической форме. Под «применением требований» понимают их обязательный или добровольный выбор (использование) во всех объектах и случаях, для которых они приняты. Под «исполнением обязательных требований» следует понимать их обязательное соблюдение в соответствующих объектах регулирования.
Технический регламент (ТP) — это документ, который является носителем обязательных требований. По мере принятия технических регламентов на те или иные объекты государственные стандарты на эти объекты будут приобретать добровольный характер. Техническое регулирование осуществляется в соответствии с рядом принципов:
1. независимость органов аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, исполнителей и приобретателей;
2. недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля и органа по сертификации;
3. недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
4. недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов. В указанных принципах проводится идея обеспечения независимости субъектов технического регулирования;
5. применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
6. единая система и правила аккредитации;
7. единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
8. единство применения технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
9. соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
10. недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации.
Под независимостью органов по аккредитации, органов по сертификации (принцип 1) от изготовителей продукции, продавцов, исполнителей работ и услуг, приобретателей продукции следует понимать отсутствие любой формы зависимости — организационной, административной, экономической, финансовой. Независимость указанных органов — необходимое условие их аккредитации.
Принцип недопустимости внебюджетного финансирования госконтроля (принцип 4) также направлен на обеспечение независимости этого органа.
Принцип недопустимости совмещения полномочий органа госконтроля (надзора) и органа по сертификации (принцип 2) вытекает из принципиальных различий в правовом статусе указанных органов: пер- вые являются государственными органами, функции вторых осуществляют лица и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью. То же объяснение относится к принципу 3, поскольку аккредитация — функция государственная. Применение принципа 5 направлено на совместимость установления требований и форм их изложения в технических регламентах и документах в области стандартизации, тем более что ряд национальных стандартов будет служить «доказательной базой» ТР.
Принцип 7 следует учитывать не только в процедурах обязательной оценки соответствия, но и при проведении добровольной оценки. Выполнение принципа 6 обеспечивается утверждением систем и правил аккредитации Правительством РФ. Принцип 9 указывает на то, что уровень требований ТР и национальных стандартов, а также материально-техническая база сертификационных лабораторий должны отвечать мировому уровню, а организация работ по оценке соответствия должна быть идентична зарубежной практике.
Главная цель технического регулирования — принятие технических регламентов. ТР принимаются в целях:
¾ защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
¾ охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
¾ предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Следует согласиться с мнением о том, что в ФЗ о техническом регулировании недостаточно ясно определен смысл действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Введение в заблуждение может быть вызвано: неполной и недостоверной информацией о качестве и количестве товара; введением в коммерческий оборот неучтенной продукции; подделкой товара с корыстной целью — фальсификацией; производством продукции с нарушением исключительных прав владельцев данных прав — контрафактной продукции; незаконным перемещением товаров через таможенную границу и пр.
Требования к содержанию технического регламента.
ТР должен содержать:
¾ исчерпывающий перечень продукции и процессов ЖЦП (производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации), в отношении которых устанавливаются требования ТР;
¾ правила идентификации объекта технического регулирования (идентификация продукции — установление тождественности характеристик продукции ее существенными признаками);
¾ минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции и процессов ЖЦП.
В ТР в целях его принятия могут также содержаться:
а) правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска;
б) предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования;
в) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правила их нанесения.
Содержащиеся в ТР обязательные требования к продукции, процессам ЖЦП, правила и формы оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам (и правилам их нанесения) являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений в соответствующий ТР.
Перечисленные требования, не включенные в ТР, а регламентированные иными документами, не могут носить обязательный характер.
В ТР с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции и процессам ЖЦП, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
По продукции, по которой (в силу отсутствия исчерпывающих научных данных) не представляется возможным определить степень допустимого риска, ТР может содержать требования, касающиеся приобретателя, о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
ТР устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность.
Виды технических регламентов.
Федеральным законодательством о техническом регулировании предусмотрены два вида ТР: общие технические регламенты (далее — ОТР); специальные технические регламенты (далее — СТР).
Требования ОТР обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов ЖЦП.
ОТР принимаются по вопросам:
¾ безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;
¾ пожарной безопасности;
¾ биологической безопасности;
¾ электромагнитной безопасности;
¾ экологической безопасности;
¾ ядерной и радиационной безопасности.
Требования СТР учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции и особенности ЖЦП — процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
СТР устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции и процессам ЖЦП, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной ОТР.
При принятии решения о необходимости разработки ТР руководствуются следующими основополагающими принципами:
1. идентификация проблемы (в том числе ее природы и значимости);
2. рассмотрение всех возможных вариантов подхода к проблеме;
3. изучение возможного влияния на барьеры в торговле в случае признания ТР как наиболее предпочтительного варианта;
4. изучение возможности приоритетного принятия стандартов на конечную продукцию (например, на эксплуатационные характеристики) вместо принятия предписывающих стандартов (например, конструкционные характеристики).
5. изучение степени гармонизации с международными и региональными регламентами и стандартами; рассмотрение механизма оценки соответствия;
6. изучение возможности пересмотра и контроля ТР;
7. обеспечение проведения необходимых консультаций;
8. соблюдение правил разработки и принятия ТР.
Ключевые контрольные вопросы, которые следует поставить при реализации соответствующего принципа, представлены согласно в табл.
Перечень ключевых контрольных вопросов по подготовке, принятию и пересмотру технических регламентов
Принципы | Ключевые контрольные вопросы |
Ключевые вопросы при идентификации проблемы Какие цели преследует правительство? В чем суть проблемы? Каковы истоки проблемы? Насколько значима проблема? Кого она затрагивает? Почему рынок сам не может решить эту проблему? Почему требуется вмешательство правительства? | |
Ключевые вопросы по вариантам решения проблемы Какие существуют альтернативы техническим регламентам для решения проблемы? Существуют ли какие-либо ограничения, которые делают некоторые альтернативы нежелательными или невозможными? Обеспечивает ли введение технических регламентов минимум затрат либо максимум выгод для общества по сравнению с другими вариантами? | |
Ключевой вопрос по разработке и применению технических регламентов Разработаны ли технические регламенты таким образом, что они минимизируют ограничения для фирм на вхождение в рынок и выход из рынка? | |
Ключевой вопрос при рассмотрении приоритета стандартов на продукцию перед предписывающими стандартами Ориентированы ли технические регламенты в большей степени на результат, который необходимо достигнуть, чем на средства его достижения? | |
Ключевые вопросы при рассмотрении международных стандартов Совместим ли технический регламент с международными стандартами? Если нет, то почему? Совместим ли технический регламент с международными обязательствами? Сформулирован ли технический регламент таким образом, что он минимизирует ограничения для фирм на вхождение в рынок и выход из рынка? | |
Ключевые вопросы по оценке соответствия Оправдывает ли риск от ущерба те затраты, которые придется понести от введения обязательного подтверждения соответствия третьей стороной? Достаточен ли перечень форм и схем обязательного подтверждения соответствия для обеспечения целей подтверждения? Учтены ли возможности различных заявителей (изготовителей, продавцов) для реализации установленных форм и схем обязательного подтверждения соответствия? | |
Ключевые вопросы по пересмотру и контролю Изменились ли настолько обстоятельства и задачи, из-за которых были введены регламенты, чтобы пересмотреть решение? Достигнуты ли цели от введения технического регламента? Каков был эффект от технического регламента? Были ли какие-либо непредвиденные эффекты? Востребован ли технический регламент к моменту окончания срока действия или существует более подходящий вариант решения проблемы? | |
Ключевые вопросы по консультациям Приняты ли во внимание мнения всех заинтересованных сторон? Выполняются ли требования Соглашения по техническим барьерам в торговле об уведомлении? |
В общем случае предлагается следующая структура ТР:
область применения регламента и объекты технического регулирования;
основные понятия;
1. общие положения для размещения на рынке Российской Федерации;
2. требования к продукции;
3. применение стандартов (презумпция соответствия);
4. подтверждение соответствия;
5. государственный контроль (надзор);
6. назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического регламента;
7. переходные положения.
Рекомендации по содержанию разделов ТР
1. В разделе «Область применения регламента и объекты технического регулирования» следует четко установить взаимосвязь разрабатываемого ТР с другими регламентами, область распространения которых может пересекаться с областью применения данного регламента.
Например, в ТР на игрушки указывается: «Настоящий регламент не включает требования, имеющие общий характер и составляющие содержание общих технических регламентов. Требования в отношении процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации игрушек, не оговоренные настоящим техническим регламентом, регулируются общими и иными специальными техническими регламентами».
В ТР приводится перечень объектов технического регулирования, на которые он распространяется. Такой перечень может включать не только продукцию (как ТР на игрушки), но и процессы ЖЦП (производство, хранение, перевозку и т.д.).
В ТР важно обозначить те объекты, на которые он не распространяется.
Так, в ТР на игрушки указывается, что действие регламента не распространяется на игрушки, являющиеся предметами индустрии для взрослых. В приложении к ТР указаны игрушки, которые не рассматриваются в рамках рассматриваемого регламента: елочные новогодние украшения, велосипеды, пневматическое оружие и пр.
В ТР на безалкогольные напитки указано, что требования к процессам производства распространяются только на организации, осуществляющие производственную деятельность на территории РФ.
2. В разделе Основные понятия рекомендуется использовать стандартизированные термины и их определения. Для проверки соответствия проекта ТР стандартам на термины и определения целесообразно проводить терминологическую экспертизу. В этом разделе необходимо также приводить определения тех понятий, которые важны для однозначного понимания положений ТР, например определить такие ключевые понятия, как продавец; лицо, размещающее продукцию на рынке; обращение; презумпция соответствия.
Например, в ТР на игрушки, кроме определений различных видов игрушек, даются такие термины и определения:
презумпция соответствия: положение, которое означает, что выполнение требований рациональных стандартов, указанных в перечне, утвержденном и опубликованном национальным органом по стандартизации в печатном издании федерального органа по техническому регулированию, применяемых на добровольной основе при изготовлении и контроле продукции, является необходимым и достаточным условием соответствия этой
продукции обязательным требованиям технических регламентов;
лицо, размещающее продукцию на рынке РФ: физическое или юридическое лицо, размещающее продукцию на рынке РФ (изготовитель,продавец, лицо, выполняющее функцию иностранного изготовителя).
3. В разделе «Общие положения для размещения продукции на рынке Российской Федерации» устанавливается главное требование ФЗ: продукция не может быть реализована на рынке, если она способна оказывать вредное воздействие на людей, домашних животных или имущество при ее использовании по назначению. В этом разделе устанавливаются условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
Целесообразно указать все особенности размещения продукции, в частности, необходимо учесть современные способы продажи продукции, например, по каталогам или через Интернет.
В этом разделе указывается, что перед введением в обращение продукции изготовитель или его уполномоченный обязан нанести на продукцию (упаковку) знак обращения (см. рис.).
Рисунок 1. Знак соответствия техническому регламенту (знак обращения на рынке)
4. Раздел «Требования к продукции» — один из наиболее важных. С учетом того, что требования безопасности, не включенные в ТР, не являются обязательными для исполнения и применения, необходимо, чтобы разработчик ТР полно и корректно определил все минимально необходимые требования безопасности. Принципиально важно, чтобы разработчик ТР определился со способом задания минимально необходимых требований.
Требования могут задаваться следующими способами:
¾ общими требованиями, качественно определяющими необходимый уровень безопасности;
¾ конкретными (детальными) численными значениями показателей.
Первый способ, вероятно, станет основным.
Второй способ не является новым для российской практики нормирования, так как аналогичным образом установлены требования в национальных стандартах, СанПиНах, СНиПах и других документах федеральных органов исполнительной власти. Недостатком этого способа является «уязвимость» конкретных значений показателей для любого пересмотра международных требований по безопасности: изменение нормы международных организаций потребует пересмотра ТР, что является длительной и сложной процедурой. Второй способ приходится использовать для продукции, для которой отсутствует доказательная база соответствия в виде гармонизированных с данным регламентом национальных стандартов, и в случаях, когда степень гармонизации
национальных стандартов невелика.
Согласно ст. 7 ФЗ о техническом регулировании содержащиеся в ТР обязательные требования являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий ТР. Из этой статьи следует, что исключается принятие какими-либо государственными органами РФ (кроме органов, уполномоченных ФЗ о техническом регулировании) нормативных актов, подлежащих решению в ТР. Закон специально оговаривает требования, которые не могут включаться в ТР:
¾ требования к конструкции и исполнению изделия, если это не является необходимым для достижения целей принятия ТР;
¾ требования к продукции, причиняющей вред жизни и здоровью граждан в результате накопления вредных факторов в процессе длительного использования продукции, когда невозможно определить степень допустимого риска. В данном случае ТР должен содержать требование об информировании приобретателя о возможном вреде и факторах, его вызывающих.
Так, в проекте ФЗ на напитки устанавливаются санитарно-гигиенические и микробиологические требования в форме пяти таблиц, в которых даны: группы продуктов, показатели, допустимые уровни содержания веществ, периодичность контроля. В этой же статье содержатся требования к маркированию безалкогольных и слабоалкогольных напитков и к сырью для их производства.
В ст. 11 проекта ФЗ на игрушки установлены требования к безопасности производственных процессов. Их содержание учитывает общие ТР (по пожарной, экологической безопасности и пр.) и специфику производства на предприятиях безалкогольной промышленности. В частности, регламентированы: требования производственной безопасности (к источникам повышенной опасности — уровню вибрации и шума, температуре воздуха рабочей зоны и пр.); безопасности технологий; безопасности оборудования; требования к размещению оборудования; безопасности объектов организации (здания, сооружения и помещения) и территорий; безопасности работников: требования к взрывной и пожарной безопасности; экологической безопасности.
В проекте ФЗ на игрушки требования безопасности изложены в ст. 4 «Существенные требования к продукции». В приложении «Основные требования безопасности, предъявляемые к игрушкам» указывается, что пользователи игрушек должны быть защищены от риска нанесения ущерба здоровью или получения травм. В ТР указываются причины возможного риска и конкретные виды риска. В частности, дается характеристика риска, связанного с физическими и механическими свойствами, воспламеняемостью и взрывоопасностью, химическими и электрическими свойствами, гигиеническими требованиями.
В специальной статье ТР на игрушки регламентированы требования к информации для приобретателя. ТР имеет приложение «Предупреждение об опасности и указания о принятии мер предосторожности».
5. В разделе «Применение стандартов (презумпция соответствия)» должны быть описаны условия применения стандартов для случая задания качественных требований к продукции в рамках реализации принципа презумпции соответствия.
Следует также учесть, что разработчик лишен возможности привести в ТР ссылки на национальные стандарты, так как это будет означать, что требования стандартов, на которые дается ссылка, становятся обязательными для всех субъектов технического регулирования, что противоречит концепции ФЗ о техническом регулировании. В отличие от такого подхода ссылка на национальные стандарты, гармонизированные с данным регламентом, путем публикации их перечня (п. 9 ст. 16 ФЗ о техническом регулировании) дает возможность выбора субъекту регулирования: воспользоваться стандартом или нет, что не противоречит концепции Закона.
6. В разделе «Подтверждение соответствия» должны быть определены объекты подтверждения соответствия требованиям данного регламента с учетом того, что предметом обязательного подтверждения может быть только продукция.
Законом предусмотрены две формы проведения обязательного подтверждения соответствия: декларирование и обязательная сертификация. Как следует из концепции ФЗ о техническом регулировании, декларирование соответствия является приоритетной формой обязательного подтверждения соответствия. Обязательная сертификация в ТР должна закладываться только в обоснованных случаях. Один из основных критериев ее применения — высокая степень потенциальной опасности.
Очень перспективной формой подтверждения соответствия является добровольная сертификация, объектом которой являются не только продукция, но и услуги, а также другие объекты.
В общем случае оценка соответствия продукции требованиям ТР может быть основана на следующих положениях:
¾ должны выполняться требования национальных стандартов, являющихся доказательной базой выполнения требований регламентов;
¾ если продукция не удовлетворяет требованиям таких стандартов или такие стандарты отсутствуют, то ее следует оценивать непосредственно на соответствие требованиям ТР;
¾ с целью информирования о соответствии требованиям ТР изготовитель или его официальный представитель (например, импортер) должен маркировать продукцию соответствующим знаком.
В статье «Подтверждение соответствия» проекта ФЗ на напитки устанавливается, что подтверждение соответствия продукта безалкогольной промышленности на территории РФ носит добровольный характер. При этом указывается, что каждая партия продукта сопровождается удостоверением (сертификатом) санитарно-гигиенической безопасности, который заполняется организацией-изготовителем (импортером). В проекте ФЗ на напитки также устанавливаются требования к информации, содержащейся в удостоверении (сертификате). Удостоверение должно иметь подпись уполномоченного лица организации-производителя (импортера или дистрибьютора), заверенную печатью организации.
Как уже указывалось выше, подтверждение соответствия игрушек требованиям ТР проводится в форме обязательной сертификации. Эта форма принята с учетом высокой степени потенциальной опасности игрушек. В статье «Подтверждение соответствия» проекта ФЗ на напитки установлено:
¾ прежде чем разместить игрушки на рынке Российской Федерации, изготовитель или его уполномоченный представитель, находящийся в РФ, обязан подтвердить, что игрушки соответствуют существенным требованиям ТР;
¾ в случае если ни изготовитель, ни его уполномоченный представитель не исполнили вышеуказанных требований, то такая обязанность должна быть возложена на любое лицо, размещающее игрушки на рынке РФ.
7. О разделе «Государственный контроль (надзор)». Контроль и надзор — составная часть многих процедур оценки соответствия.
К сожалению, в ФЗ о техническом регулировании не даны определения терминов «контроль» и «надзор». Указанные в заголовке термины не следует воспринимать как синонимы
Государственный надзор (далее — ГН) — форма оценки соответствия исключительно федеральными органами исполнительной власти («федеральными надзорами»). К последним, например, относятся агентство Ростехрегулирование, (см. 3.2 гл. 2), федеральные органы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Министерства здравоохранения и социального развития РФ, федеральные органы по надзору в сфере ветеринарии и фитосанитарному надзору Министерства сельского хозяйства РФ и пр.
ГН, как правило, заключается в форме документальной проверки выполнения обязательных требований к объектам надзора и принятия мер по результатам выявленных нарушений. Документальная проверка состоит в проверке наличия знака обращения на рынке, наличия и правильности оформления декларации соответствии, информации, сопровождающей изделие, правильности выбора методик и пр.
В отдельных случаях мероприятия по ГН могут включать инструментальную проверку (испытания, измерения и экспертизу) с привлечением организаций различных форм собственности. ГН осуществляется на рыночной стадии, в частности в сфере обращения.
Государственный контроль (далее — ГК) — форма оценки соответствия, осуществляемая как государственными, так и негосударственными структурами, как на рыночной, так и на дорыночной стадиях.
Государственный контроль вменяется органами государственного управления контрольным структурам (различных форм собственности) и осуществляется, как правило, в форме инструментальной проверки с привлечением компетентных организаций (различных форм собственности). Например, ГК средств измерений, методик измерений осуществляется территориальными органами Ростехрегулирования, которые могут привлекать для инструментальной проверки метрологические НИИ, коммерческие организации. Такой вид ГК как утверждение типа средства измерения осуществляется на этапе проектирования производства, т е. на дорыночной стадии. Такой вид ГК как поверка средства измерения осуществляется как на этапах производства, так и обращения.
Негосударственный контроль делегируется негосударственными структурами через механизм аккредитации, аттестации, лицензирования и осуществляется ими на дорыночной стадии.
Таким образом, при дифференциации понятий «надзор» и «контроль» следует учитывать такие признаки, как субъект деятельности, стадия ЖЦП, метод оценки соответствия.
Поскольку оценка соответствия осуществляется надзорными органами, то она, по существу, является надзором. Надзор за продукцией, поставленной на рынок, направлен на обеспечение ее соответствия и уверенности заинтересованных лиц (в первую очередь приобретателя) в том, что продукция продолжает соответствовать необходимым регулирующим требованиям. Надзор после поставки продукции на рынок особо необходим при применении процедур заявления поставщика, чтобы убедиться в том, что заявление о соответствии остается в силе.
Процедуры надзора после поставки продукции должны быть достаточными, чтобы проинформировать поставщиков о высокой вероятности того, что несоответствия будут выявлены, необходимые меры приняты и наказания исполнены.
В проекте ТР на игрушки указано, что принимаются все необходимые меры для изъятия товаров с рынка и по запрещению поставок на рынок, если в результате надзора установлено: а) игрушки, маркированные знаком обращения на рынке и используемые в соответствии с их назначением, представляют опасность; б) информация, указанная на маркировке или в сопроводительной документации, вводит в заблуждение приобретателя. Статья 5 проекта ФЗ на напитки содержит следующие положения: государственный контроль соответствия продукта ТР в розничной торговле и отзыв продукта; приостановление процесса производства и деятельности организации; ответственность за невыполнение требований ТР.
8. Раздел «Назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического регламента» предполагает указание в самом ТР федерального органа, ответственного за его внедрение. Так же может быть определена процедура назначения соответствующих органов на проведение работ там, где необходимо привлечение третьей стороны для целей оценки соответствия, а также органов контроля и надзора.
По опыту ЕС переходный период может быть достаточно продолжительным. Если ТР вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня официального опубликования, то в директивах ЕС устанавливается конечный срок перехода на новый регламент. Фирмы, которые готовы к его применению, начинают его сразу применять и маркируют свою продукцию знаком СЕ тем самым показывая свои конкурентные преимущества.
Рисунок 2. Знак соответствия европейским директивам
По договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другие входящие в состав предприятия основные средства, передать в порядке, на условиях и в пределах, определяемых договором, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, иные имущественные права арендодателя, связанные с предприятием, права на обозначения, индивидуализирующие деятельность предприятия, и другие исключительные права, а также уступить ему права требования и перевести на него долги, относящиеся к предприятию (п. 1 ст. 656 ГК).
Особенности договора аренды предприятия:
1. объектом аренды является предприятие как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, при этом в состав предприятия включаются:
а) земельные участки, здания, сооружения;
б) оборудование, запасы сырья, материалов, топлива и т.п;
в) права владения и пользования земельными участками, водными объектами, и иными природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, транспортными средствами, являющимися собственностью третьих лиц, но находящимися у арендодателя в пользовании на основании договора или на другом законном основании;
г) права арендодателя на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.);
д) права требования и долги, входящие в состав арендуемого предприятия (ст. 657 ГК РФ);
2. в качестве арендодателя по этому договору могут выступать юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющиеся собственниками предприятия;
3. арендаторами предприятия могут быть организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность;
4. арендодатель обязан передать арендатору предприятие в состоянии, соответствующем условиям договора;
5. размер арендной платы относится к существенным условиям договора аренды предприятия;
6. арендатор вправе без согласия арендодателя продавать, обменивать, предоставлять во временное пользование либо взаймы материальные ценности, входящие в состав арендованного предприятия, сдавать их в субаренду и передавать свои права и обязанности по договору аренды в отношении таких ценностей другому лицу при условии, что это не влечет уменьшения стоимости предприятия и не нарушает других положений договора аренды предприятия, это правило не распространяется в отношении земельных участков и иных природных объектов, кроме того, такое свободное обращение с имуществом, входящим в состав предприятия может быть запрещено законом;
7. если иное не предусмотрено договором, арендатор вправе без согласия арендодателя вносить изменения в состав предприятия, проводить его реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, увеличивающие его стоимость;
8. арендатор обязан выплачивать арендодателю арендную плату, а также содержать предприятие, производить текущий и капитальный ремонт, а также оплачивать расходы по его эксплуатации и по возврату арендодателю;
9. необходимым для договора аренды предприятия является удостоверение его состава, в частности, состав предприятия удостоверяется актом инвентаризации, бухгалтерским балансом, заключением независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечнем долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований;
10. договор аренды предприятия должен быть заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п.1 ст.658 ГК РФ) и подлежит государственной регистрации;
11. передача арендованного предприятия от арендодателя арендатору осуществляется по передаточному акту (ст. 659 ГК РФ), к которому прилагаются документы, удостоверяющие состав предприятия при этом, подготовка предприятия к передаче, в том числе составление и представление на подписание передаточного акта, является обязанностью арендодателя и осуществляется за его счет, если иное не предусмотрено соглашением сторон (ст. 659 ГК РФ);
12. кредиторы по обязательствам, включенным в состав предприятия, должны быть до его передачи арендатору письменно уведомлены арендодателем о передаче предприятия в аренду, кредитор, который письменно не сообщил арендодателю о своем согласии на перевод долга, вправе в течение трех месяцев со дня получения уведомления о передаче предприятия в аренду потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства и возмещения причиненных этим убытков, если же кредитор не был уведомлен о передаче предприятия в аренду, он может предъявить иск об удовлетворении указанных выше требований, в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о передаче предприятия в аренду.
13. после передачи предприятия в аренду арендодатель и арендатор несут солидарную ответственность по включенным в состав переданного предприятия долгам, которые были переведены на арендатора без согласия кредитора.
Договор финансовой аренды (лизинга)
По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (ст. 665 ГК РФ).
Особенности договора финансовой аренды (лизинга):
1. сторонами договора финансовой аренды (лизинга) являются:
а) арендодатель (лизингодатель) – обладающий соответствующей лицензией субъект предпринимательской деятельности который приобретает в собственность указанное арендатором имущество у продавца и предоставляет это имущество во владение и пользование арендатору;
б) арендатор (лизингополучатель) – субъект предпринимательской деятельности, который владеет и пользуется предоставленным по договору имуществом;
2. предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов;
3. форма договора финансовой аренды (лизинга) является письменной, при этом, договор финансовой аренды (лизинга) недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, а в случаях, когда договор предусматривает переход в дальнейшем права собственности на арендуемое имущество к лизингополучателю, он должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора купли-продажи такого имущества (п. 3 ст. 609 ГК РФ);
4. срок договора финансовой аренды (лизинга) устанавливается сторонами;
5. существенными условиями договора финансовой аренды (лизинга) являются условия об объекте лизинга, о продавце передаваемого в аренду имущества, а также условия о предпринимательской цели использования арендуемого имущества;
6. арендодатель обязан купить указанное арендатором имущество у продавца, определенного арендатором (ст. 665 ГК РФ), однако выбор продавца и приобретаемого имущества может осуществляться и арендодателем; (абз. 2 ст. 665 ГК РФ);
7. согласно п. 1 ст. 670 ГК РФ арендатор вправе предъявлять непосредственно продавцу имущества, являющегося объектом финансовой аренды, требования, вытекающие из договора купли-продажи, заключенного между продавцом и арендодателем при этом арендатор имеет права и несет обязанности, предусмотренные ГК РФ для покупателя (кроме обязанности оплатить приобретенное имущество), как если бы он был стороной договора купли-продажи указанного имущества;
8. если иное не установлено договором финансовой аренды (лизинга), арендодатель не отвечает перед арендатором за выполнение продавцом требований, вытекающих из договора купли-продажи, кроме случаев, когда на нем лежит ответственность за выбор продавца, в этом случае арендатор вправе по своему выбору предъявить требования, вытекающие из договора купли-продажи, как непосредственно продавцу имущества, так и арендодателю, которые несут перед ним солидарную ответственность (п. 2 ст. 670 ГК РФ).
9. имущество, являющееся объектом финансовой аренды, передается продавцом в месте нахождения арендатора, при этом, с момента его передачи на лизингополучателя переходит риск случайной гибели или случайной порчи предмета лизинга, если иное не было установлено соглашением сторон;
10. размер лизинговых платежей согласовывается лизингодателем и лизингополучателем;
11. досрочное расторжение договора лизинга возможно по соглашению сторон, а в случае, когда арендуемое имущество не передается лизингополучателю в указанный в договоре финансовой аренды срок (а если в договоре такой срок не указан, то в разумный срок), арендатор может потребовать расторжения договора и возмещения убытков, если просрочка допущена по обстоятельствам, за которые отвечает лизингодатель;
12. после прекращения договора финансовой аренды (лизинга) лизингополучатель обязан вернуть лизингодателю арендованное имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или износа, обусловленного договором лизинга. Если лизингополучатель не возвратил предмет лизинга или возвратил его несвоевременно, лизингодатель вправе требовать внесения платежей за время просрочки, а если такая плата не покрывает причиненных лизингодателю убытков, он может требовать их возмещения.