Понятие качества продукции

Качество продукции или услуг — это определенный пере­чень показателей свойств продукции или услуги, благодаря которым они способны удовлетворять необходимые потреб­ности потребителя при их использовании и эксплуатации, включая уничтожение и утилизацию.

В наше время такие понятия, как рентабельность, эффек­тивность, производительность, цена, прибыль тесно связаны с показателями качества выпускаемой продукции. Качество становится объектом планирования на всех уровнях государ­ства. В связи с этим возникает необходимость в численном выражении измерения и оценки качества продукции.

Квалиметрия от лат. «квали» — «какой» и др.-гр. «метрео» — «мерить, измерять». Развитие квалиметрии происходит по двум основным направлениям.

1. Прикладная квалиметрия — осуществляет разработку методик по оценке качества.

2. Теоретическая квалиметрия рассматривает опросы методологии и оценивания качества объекта.

Основными целями квалиметрии являются:

1) создание методов определения численных значений показателей качества, обработка данных и определение требований, обеспечивающих точность вычислений;

2) создание перечня методов определения наиболее оптимальных значений показателей качества продукции;

3) обоснование выбранного перечня показателей качества продукции при разработке способов повышения качества и запланированной стандартизации;

4) определение единых методов оценки уровня качества продукции для возможности сопоставления результатов;

5) определение единых методов оценки отдельных свойство продукции.

Для определения качества продукции используют три не­зависимых друг от друга понятия.

1. Качество продукции — свойства продукции, определяющие ее способность удовлетворять потребности, связанные с назначением продукции.

2. Главное (единичное) качество продукции — определяет одно, первостепенное свойство продукции и определяет потребительную стоимость.

3. Интегральное качество продукции — определяется совокупностью всех свойств (экономических, эстетических и функциональных) продукции.

Методы определения показателей качества продукции следующие.

1. Измерительный метод — данные о продукции получают путем использования технических средств измерений. С помощью данного метода определяют физические параметры (скорость, масса, геометрические размеры и т. д.).

2. Расчетный метод — основан на обработке информации, полученной путем теоретических и эмпирических зависимостей, и служит для определения мощности, массы, производительности и т. д.

3. Органолептический метод — основан на восприятии органов чувств человека (зрение, слух, осязание, обоняние) и выражается в баллах. С помощью данного метода определяют показатели качества парфюмерной, табачной, кондитерской и других видов продукции.

4. Традиционный метод — проводится компетентными специалистами в лабораториях, на испытательных стендах и т. д.

5. Экспертный метод — проводится специалистами — экспертами (дизайнерами, товароведами, дегустаторами и т. д.).

6. Социологический метод — непосредственное использование продукции потребителем и сбор информации о качестве продукции путем анкетирования, выставок, конференций и т. д.

Номенклатура показателей качества продукции.

1. Показатели назначения — характеризуют свойства продукции, определяющие функции, для которых она предназначена.

При определении показателей назначения учитывают:

1) цель выполняемой оценки;

2) условия эксплуатации или применения продукции;

3) назначение продукции.

В группу показателей назначения входят подгруппы:

1) показатели структуры и состава — химический состав, структура, комплектующие изделия;

2) классификационные показатели — зависят от специфики продукции;

3) показатели технического совершенства — отражают актуальность принятого при создании продукции технического решения.

2. Показатели надежности определяют свойства продукции сохранять заданные параметры качества в процессе эксплуатации, ремонта, транспортирования и т. д.

К показателям надежности относятся:

1) сохраняемость — свойство сохранять заданные параметры качества в процессе хранения и транспортирования;

2) ремонтопригодность — свойство продукции к обнаружению, предупреждению и устранению отказов и повреждений;

3) безотказность — свойство продукции сохранять работоспособность в определенном промежутке времени;

4) долговечность — показатели, определяющие ресурс или срок службы продукции.

3. Показатели технологичности характеризуют эффективность принятых при производстве и эксплуатации продукции конструктивно-технологических решений.

Основные показатели технологичности — себестоимость, трудоемкость, материалоемкость.

Относительные показатели технологичности — коэффи­циент использования материала.

4. Показатели стандартизации и унификации обусловлены
уровнем использования в изделии стандартных узлов и дета­
лей, а также степенью их унификации.

Показатели стандартизации и унификации выражаются:

1) коэффициентом применяемости;

2) коэффициентом повторяемости;

3) коэффициентом унификации.

5. Показатели транспортабельности — свойство продукции сохранять показатели качества в процессе перемещения, не связанного с эксплуатацией.

Прямые показатели транспортабельности — затраты на подготовку к транспортированию, транспортирование и под­готовка к эксплуатации после транспортирования.

6. Эргономические показатели характеризуют степень взаимодействия человека с изделием.

Эргономические показатели включают:

1) антропометрические — соответствие размерам тела человека;

2) гигиенические — уровень шума, освещенность, токсичность и т. д.;

3) физиологические — соответствие физическим возможностям человека;

4) психофизиологические — учитывают возможности органов чувств человека;

5) психологические — учитывают особенности нервной системы человека.

7. Эстетические показатели характеризуют композицию,
форму и рациональность продукции.

8. Патентно-правовые показатели характеризуют патент­ную защиту новых технологий.

К патентно-правовым показателям относятся:

1) показатель патентной защиты указывает на использо­вание в изделии, произведенном в нашей стране, изобре­тений, признанных в России и за ее пределами;

2) показатель патентной чистоты указывает на возмож­ность реализации изделий в России и за рубежом.

9. Показатели однородности характеризуют неизменность параметров продукции при серийном изготовлении.

10. Показатели устойчивости — способность продукции сохранять свои свойства при взаимодействии в процессе экс­плуатации с вредной средой.

11. Экологические показатели определяют уровень вред­ных воздействий на окружающую среду и человека, возникаю­щий в момент эксплуатации продукции.

12. Показатели безопасности определяют в процессе эксплуатации для обслуживающего персонала.

13.Экономические показатели определяют затраты на разработку, производство и эксплуатацию продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: