double arrow

Митрополит всея Руси (России)


Великий князь всея Руси (Русской земли, России).

Вели́кий князь — на Руси титул главы независимого государства (в период монголо-татарского ига некоторые великие князья подчинялись только монгольскому хану, затем хануЗолотой Орды); титул московского и русского царя.

Приставка «всея Руси», которая заключала в себе претензию на верховную власть в пределах всех русских земель, до монгольского нашествия прилагалась к киевским князьям. После упадка Киева церковным и политическим центром Руси стал Владимир, и князьями «всея Руси» стали именоваться князья Владимирские. В частности, так именовали себя, обладавшие титулом Великого князя Владимирского, тверской князь Михаил Ярославич (во всяком случае, так обращался к нему в официальном письме константинопольский патриарх Нифонт I), московские князья Иван Калита, Симеон Гордый, Василий Дмитриевич.

«Всея Руси» — приставка к титулу русских князей и царей, а также предстоятелей Русской православной церкви (используется и в наши дни). В переводе со старославянского языкаозначает «Всей Руси»

В титуле митрополитов Киевских (позже переместивших свою резиденцию во Владимир, а затем в Москву) появилась с 1160-х годов, подчёркивая единство церкви в условиях наступившей на Руси феодальной раздробленности. После разделения в XV веке общерусской митрополии на московскую и киево-литовскую части приставка «всея Руси» сохранилась за предстоятелями обеих кафедр. Титул «митрополит всея Руси» (без слова «Киевский») использовался московскими митрополитами до 1589 года, когда была учреждена патриархия во главе с патриархом Иовом, который начал носить титул: «Cвятейший Патриарх царствующаго града Москвы и Великого Росийского царствия». Приставку к титулу «всея Руси» периодически использовали патриархи московские вплоть до учреждения Священного Синода. В синодальный период патриархи не избирались, а обер-прокуроры приставок к своему званию не имели. После отречения последнего российского императора Николая II был избран Патриарх Московский с приставкой к титулу «всея России», что представляло собой эллинизированный вариант словосочетания «всея Руси». Нынешняя приставка к титулу Патриархов Московских и всея Руси вошла в традицию с сентября 1943 года. С 1863 года приставка «всея Руси» является также частью титула предстоятеля не признающейся мировым православием каноничной Русской православной старообрядческой церкви.

Киевские митрополиты в 1458—1688 годах носили приставку к титулу «Киевский, Галицкий и всея Руси (России)». После того, как Киевская митрополия вошла в состав Московского патриархата, их приставка к титулу была уточнена словом «Малой» — «митрополит Киевский, Галицкий и всея Малой Руси» (России). Греко-католические митрополиты после 1838 годасменили приставку «Киевский, Галицкий и всея Руси» на «Галицкий». Патриарх не признающейся мировым православием каноничной Украинской православной церкви Киевского патриархата, использует приставку к титулу «всея Украины-Руси».

.

20. Москва – Третий Рим. Христианское Царство.

Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров.

Политическая теория «Москва — Третий Рим» также обосновывается легендой конца XV — начала XVI вв. о византийском происхождении шапки Мономаха, бармы и многие другие (например "коробочка из слоновой кости, якобы принадлежавшая римским цезарям) присланной императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху и целым рядом иных текстов. Характерно, что в киевских текстах об этих «подарках» нет и упоминания.

Ход развития этой идеи можно представить в следующем виде. Величие древнего Рима, мощный рост и обширные размеры его территории, вместившей почти все известные тогдашнему миру страны и народы, высокая степень культуры и успехи романизации породили в современниках убеждение в совершенстве и незыблемости созданного порядка (Рим — вечный город, urbs aeterna). Христианство, восприняв от языческого Рима идею единой вечной империи, дало ей дальнейшее развитие: кроме задач политических, новая христианская империя, как отражение царства небесного на земле, поставила себе задачи религиозные; вместо одного государя явились два — светский и духовный. Тот и другой связаны органически неразрывными узами; они не исключают, но взаимно дополняют один другого, будучи оба двумя половинами одного неделимого целого. Так, в обновленной форме священной римской империи возродилась в средние века идея древнего мира. Таким образом католические народы восприняли мысль, что Священная Римская империя, с папой и императором во главе, есть настоящая законная представительница истинного царствия на земле; народы православные, наоборот, видели в византийском императоре своего верховного главу, а в патриархе константинопольском, совместно с другими — истинного представителя вселенской церкви.

Под углом этих последних воззрений воспитывалась и Россия. До XV века она считала себя покорною дочерью Константинопольского (Вселенского) патриарха, а в византийском императоре видела верховного блюстителя общественной правды. Константинополь стал в глазах русских как бы вторым Римом. Со второй половины XV века во взглядах русского общества произошла значительная перемена. Флорентийская уния (1439) пошатнула в самом корне авторитет греческой церкви; обаяние Византии как хранительницы заветов православия исчезло, а с ним и право на главенство политическое.

Последующее падение Константинополя (1453), понятое как Божия кара за отпадение от веры, ещё более укрепило новый взгляд. Но если «Второй Рим» погиб, подобно первому, то с ним ещё не погибло православное царство, потому что оно никогда не может погибнуть. Из того, что сосуд разбит, ещё не следует, чтобы иссякло и его содержание: истина, хранимая в сосуде, бессмертна — если конечно в такую истину верить. Бог мог попустить неверным покорить греков, но Он никогда не допустит стереть с лица земли истинную веру и дать над ней торжествовать латинянам или израильтянам. Правая вера — вечная, неумирающая; иссякнет она — тогда и миру конец по христианскому мировоззрению. Но мир пока ещё существует, и потому разбитый сосуд должен быть заменён новым, чтобы воплотить вечную истину и снова дать ей внешние формы существования.

Таким новым сосудом, новым, Третьим Римом и является Москва. — Освобождение от монгольского ига, объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; женитьба царя Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) последнего византийского императора; успехи на Востоке (завоевание ханств Казанского и Астраханского) — всё это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль.

Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвёртому не бывать. Новое положение вызывало новые обязательства. Самодержавно-царская, автокефально-православная Русь должна хранить правую веру и бороться с её врагами. В этом направлении одно время её поддерживал и сам латинский Запад: римские папы старались поднять московских государей против турок, пропагандируя мысль, что русские цари — законные наследники Византии; в том же духе действовала и Венеция. Теория Третьего Рима до конца XVII ст., а именно до войн с Турцией, не выходила из сферы отвлечённых вопросов: но и позже она никогда не получала характера определенной политической программы, хотя некоторое отражение её и слышится: более слабое — в правительственных заявлениях во время освободительных войн России с Турцией на Балканском полуострове, более сильное — в воззрениях славянофилов.

21. Московское государство в XVI–XVII вв.

К середине XVI века Русь, преодолев феодальную раздробленность, превратилось в единое Московское государство, ставшее одним из самых крупных государств Европы.

Образование единого централизованного государства ускорило социально-экономическое развитие страны. Возникали новые города, развивались ремесло и торговля. Шла специализация отдельных районов. Так, Поморье поставляло рыбу и икру, Устюжна — металлические изделия, из Соли Камской везли соль, из заокских земель - зерно, продукты животноводства. В разных районах страны шел процесс складывания местных рынков. Начался и процесс формирования единого общероссийского рынка, но он растянулся на длительное время и в основных чертах сложился лишь к концу XVII в. Окончательное его завершение относится ко второй половине XVIII в., когда при Елизавете Петровне были отменены еще сохранявшиеся внутренние таможенные пошлины.

XVI в. для Московского государства стал периодом территориального роста и становления абсолютной монархии в форме самодержавия. Население Московии в начале XVI в. составило около 9 млн жителей, а самой Москвы - около 50 тыс. Вследствие территориальных приобретений осуществленных при правлении Василия III (1505-1533 гг.) Московское царство стало крупнейшим государством Европы того времени.

Спорным по содержанию и результатам был период правления первого московского царя Ивана IV (1533-1584 гг.) Реформы, осуществленные им в 50-х гг. XVI века, ослабили боярство, укрепили власть царя, усилили централизацию страны и влияние дворянства. Однако за жестокость и тиранию он получил прозвище Грозного.

Внешняя политика Московского государства при Иване IV получила экспансионистского характера. Ядро государственной территории Московии, сформировавшееся в XVI в. находилось в стороне от мировых торговых путей. Поэтому, она прилагала активные усилия, чтобы завоевать соседние государства. В царствование Ивана IV Московское государство покорила Сибирское, Казанское и Астраханское ханства. Четырехлетний война с Крымским ханством вожделенного успеха не принесла. Целью Ливонской войны 1558-1583 гг была борьба Ивана IV по захвату Прибалтики и выход к Балтийскому морю. Длительная и изнурительная война закончилась для Московского государства поражением.

В конце XVI - начале XVII в. Московское государство охватила тяжелая кризис, вошедший в историю как Смутное время (1598-1613 гг.). В этот период государство оказалось на краю гибели, и лишь благодаря решительным действиям народных предводителей смогла выстоять и сохранить свою независимость. Смутное время завершились переходом московского престола к династии Романовых, ее правление длилось от 1613 по 1917 Основателем династии стал Михаил Романов (1613-1645 гг.).

Сутки правления Алексея Михайловича (1645-1676 гг) в Московском государстве стала периодом завершения формирования самодержавия. В частности, он первый среди московских правителей стал титуловаться "Божьей Милостью Великий Государь Царь и Великий Князь всея Великия и Малыя Руси Самодержец".

Важной историческим событием правления Алексея Михайловича стало принятие под его превосходство Украинского казацкого государства. Однако война, начатая Московским государством против Речи Посполитой, якобы для освобождения православного украинского народа, завершилась расчленением Украины и ее разделением между обоими государствами. Это было закреплено Андрусовскому перемирию 1667 г. и подтверждено "Вечным миром" 1686 г.

Во второй половине XVII в. Московское государство охватило одно из крупнейших в ее истории крестьянских восстаний под предводительством Степана Разина (1667-1671 гг.) Ценой больших усилий оно было подавлено.

22. Освоение лесостепи и степи, Урала и Сибири в XVI–XVII вв.

Вплоть до середины XVI века незаселенные земли к югу от границ Московского государства в природной зоне лесостепи и степи в понимании русских людей того времени являлись Полем: здесь не могло существовать постоянных селений, а тем более городов. Край сделался местом кочевий крымских и ногайских татар. Территория Поля была столь обширна, что охватывала Приволжские, Придонские и даже Приднепровские степи. Но в дальнейшем эта область стала заметно сокращаться. И если в середине века крайним русским городом, вплотную примыкавшим к Полю, была Тула, то уже к концу столетия границы российского государства отодвинулись далеко на юг.

Заселение и хозяйственное освоение южнорусской окраины началось со строительства во 2-й пол. XVI в. городов-крепостей на Поле. Первыми русскими «городами на Поле» (или городами «польской украйны») стали Воронеж и Ливны (1585 г.), в следующем десятилетии к ним добавятся еще 6 городов: Елец, Курск, Белгород, Оскол, Валуйки, Царёв-Борисов.

В условиях приграничья на протяжении всего XVII столетия основную массу здешнего населения составляли не крестьяне, а служилые люди, которые сочетали хозяйственную деятельность с государевой службой по охране южных рубежей. Пограничная служба была тяжела и опасна, но она обеспечивала щедрыми земельными пожалованиями. Потому-то и стекались на порубежье «люди предприимчивые и отважные до бесшабашности».

Начало проникновения русских за Урал относится еще ко второй половине XV в. В 1483 г. московская рать совершает первый поход в Сибирь.

В XVI в. в Москве уже знали о восточных землях достаточно много, обрывки этих сведений зафиксированы даже в отчетах европейских путешественников, посещавших Россию в то время. Тогда же, по-видимому, русскими поморами был освоен морской путь от устьев Двины и Печоры на Обь.

С середины XVI в. разворачивается активное наступление Московского царства на восток, с целью покорения Казани. После уничтожения Казанского ханства русские владения, по сути, вплотную приблизились к границам Сибирского ханства.

Заключительным аккордом в процессе продвижения России на восток стало вхождение Сибири в состав Российского государства.

В 70-х г. 16 в. в южную часть Западной Сибири вторгся хан Кучум. Угрожая русским владениям в Приуралье, он смог завоевать земли, принадлежащие хантам и манси. В 1582 г. при поддержке правительства Ивана IV купцы Строгановы организовали поход на хана Кучума. Его возглавил казачий атаман Ермак Тимофеевич.

Значительно продвинувшись в глубь Сибири, Ермак нанес несколько поражений войскам Кучума, но добиться полной победы Ермаку не удалось. После его гибели в 1585 г. войско вынуждено были вернуться в Москву.

Однако Москва продолжала свой натиск на Сибирское ханство. Одерживая одну победу за другой, русские по мере продвижения в глубь Сибири строили города-крепости (Тюмень, Тобольск и др.).

В 90-х годах, разбив татар, Москва присоединила к себе территорию и народы Западной Сибири.

До конца XVI в. в Сибири возникли города-крепости Тюмень, Тобольск, Тара, Верхотурье, ставшие опорными пунктам и для дальнейшего продвижения русских торговых людей в Сибирь и на Дальний Восток.

Как бы ни были велики заслуги землепроходцев, они все же были только авангардом широкого народного потока, устремившегося вслед за ними на восток. Сразу же после похода Ермака, с конца XVI века развернулся массовый приток в Сибирь переселенцев из европейской части страны. Это были главным образом черносошные, помещичьи и монастырские крестьяне, бежавшие сюда от растущего феодально-крепостнического гнета, от произвола помещиков и властей, надеясь обрести здесь «землю и волю». По мере продвижения землепроходцев на восток и присоединения новых территорий туда направлялся и поток крестьянской колонизации. Из этих вольных поселенцев и сложилась подавляющая часть русского сибирского населения. Именно вольнонародная колонизация сыграла решающую роль, правительственные мероприятия по заселению Сибири не дали существенных результатов. Уже к концу первой четверти XVIII века русские поселенцы составляли не менее 70 процентов всего сибирского населения.

23. Казачество: происхождение, образ жизни, казачьи войска.

Казаки́ — этносоциальные группы, в различные времена обладавшие самостоятельными военными, политическими и сословными привилегиями и выделяемые в силу культурной специфики.

Первоначально проживали в степях и лесостепях Восточной Европы, в частности на территории современной Украины и России; впоследствии расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока.

Происхождение казачества и время его появления вплоть до настоящего времени полностью не выяснено. Споры среди исследователей идут даже по этимологии (происхождению) самого слова-термина «казак».

Существует множество научных теорий происхождения казачества (только основных — 18). Все теории происхождения казачества подразделяются на две большие группы: теории беглого и миграционного, то есть пришлого, и автохтонного, то есть местного, коренного возникновения казачества.

Согласно автохтонным теориям, предки казаков жили в Кабарде, являлись потомками кавказских черкесов (черкас, ясов), конгломерата касагов, черкес (ясов), «черных клобуков» (печенегов, торков, берендеев), бродников (ясы и группы славяно-русского и кочевых народов) и другое.

По миграционным теориям, предки казаков — вольнолюбивые русские люди, бежавшие за границы Русского и Польско-Литовского государства либо в силу естественно-исторических причин (положения теории колонизации), либо под влиянием социальных антагонизмов (положения теории классовой борьбы).

Процесс образования казачества был долгим и сложным. В ходе его соединялись представители разных этносов. Не исключено, что в первоначальной основе ранних групп казачества находились различные этнические элементы. В этническом плане «старые» казаки впоследствии были «перекрыты» русскими элементам. Первое упоминание о донских казаках относится к 1549 году.

К концу XIV века образовалось несколько крупных сообществ, проживавших в центральной Евразии, возле крупных торговых путей того времени, в частности рек — в низовьях Днепра, Дона, Яика, Волги. К ним присоединилось заметное количество переселенцев из соседних к северу Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из прочих северо-западных земель. В результате, к началу XVI века две группы выросли в крупные вольные войска (Запорожское и Донское), которые со временем вошли в состав растущего Российского государства; были образованы и другие казачьи войска.

Первая Запорожская Сечь была основана (ок. 1553 или 1556 года), волынским князем Дмитрием Байдой (Вишневецким) на собственные средства на небольшом днепровском острове Малая Хортица и просуществовала до 1557 года.

Основанное на территории нынешней Украины, не входившей тогда официально в состав польского государства, несмотря на первоначальную независимость, Запорожское войско с 1572 года стало всё больше и больше попадать в определённую вассальную зависимость от Речи Посполитой. В XVI веке, при короле Стефане Батории, казаки были образованы в полки Речи Посполитой для несения службы по охране границы и как вспомогательное войско в войнах с Турцией и Швецией. Эти казачьи отряды получили название реестровых казаков. В качестве лёгкой кавалерии они широко использовались в войнах, которые вела Речь Посполитая.

В дальнейшем политическое и религиозное давление со стороны Польши привело к параллельному существованию реестрового казачества, официально состоявшего на службе у польского короля, и нереестрового, которое королевская власть постоянно старалась безуспешно ликвидировать, но, фактически, не могла никак контролировать. Такое противодействие нереестрового казачества и официальной королевской власти на фоне общего притеснения как неказацкого крестьянского населения Украины, так и реестрового казачества, привело в итоге к возникновению национально-освободительной войны против польского господства, и к образованию независимого государства на территории, практически, всей современной Украины (Гетманщина), что в корне изменило геополитический баланс Восточной Европы. Однако, вскоре после завоевания независимости, казаки повернулись к России и решили просить её принять Запорожское казачество в свой состав.

Донские казаки начали систематическую колонизацию окраин России (часто в союзе с Россией), заселив низовья Волги, Яика и Терека. Официальное сотрудничество с Русским царством донские казаки начали в качестве союзников, завоевав Астраханское и Казанское ханства, и, образовав Войско Донское, продолжили впоследствии, участвуя, к примеру, вЛивонской войне. В последующем казаки стали основой новых войск Русского царства. Усилиями казачьих дружин к России были также присоединены обширные территории Сибири.

До конца XVI века Донское казачье войско было абсолютно независимым и до 1716 года Царство Русское вело отношения с областью Войска Донского через Посольский приказ, как со всеми другими самостоятельными государствами.

Донские казаки присягнули царю Алексею Михайловичу в 1671 году, а с 1721 года войско было подчинено Санкт-Петербургской Военной коллегии.

Ещё в конце XV века на реке Яик образовались вольные общины казаков, из которых сформировалось Яицкое казачье войско. По общепринятой традиционной версии, как и донские казаки, яицкие казаки формировались из переселенцев-беженцев из Русского царства , а также, благодаря миграции казаков с низовьев Волги и Дона. Со второй половины XVI века русское правительство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им вначале приём беглых. В XVI и XVII вв. казаки формировались из состава сторожевой и станичной служб. Казаки, проживавшие в это время на территории Царства Русского, охраняли пограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев.

В первой половине XVIII века были созданы новые казачьи войска: Исетское, Оренбургское (1748), Астраханское, Волжское. В конце XVIII века создаются Екатеринославское иЧерноморское казачьи войска.

На ранних этапах существования казаков основными видами их хозяйственной деятельности являлись промыслы (охота, рыболовство, бортничество), позже скотоводство, а со 2-й пол. XVII века — земледелие. Большую роль играла военная добыча, позже — государственное жалованье. Путем военно-хозяйственной колонизации казаки быстро освоили громадные пространства Дикого поля, затем окраин России и Украины. В XVI—XVII вв. казаки во главе с Ермаком Тимофеевичем, В.Д. Поярковым, В.В. Атласовым, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и другими землепроходцами участвовали в успешном освоении Сибири и Дальнего Востока.

В XVIII в. Российская империя требовала от казаков преданности и службы, но это часто шло против их вольного образа жизни и привело к множеству восстаний, самые крупные из которых — Разина, Булавина и Пугачёва. Это вызывало крупные карательные меры со стороны российских властей. Например, после восстания Булавина Донское войско было официально лишено независимости.

Возникали конфликты и между запорожскими казаками и центральным правительством, осваивающим земли Таврии.

Казаки неоднократно громили колонии сербских поселенцев в Таврии из-за земельных споров. Кроме того, Екатерина II, памятуя о поддержке восстания Булавина со стороны Мазепы, опасалась поддержки восстания Пугачёва со стороны запорожцев. В этих условиях Екатерина II приказала расформировать Запорожское войско и окончательно упразднить гетманское управление, что и было исполнено. После подавления восстания Пугачёва, в том же 1775 году, в целях полного забвения случившейся смуты Яицкое казачье войско было переименовано в Уральское и лишено остатков автономии. Волжское казачье войско, как и Запорожское войско, было расформировано.

C 1827 года верховным атаманом всех казачьих войск назначался наследник царского престола.

К началу XIX века казаки образовали самостоятельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы (пример — Кавказская война), постоянно посылали людей во множество войн и даже служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов и т. д. В результате к началу XX века казаки стали стереотипом России за границей и её власти внутри.

В ходе Гражданской войны казачьи области стали главной опорой белого движения, а впоследствии крупной частью белой эмиграции. Многие казаки также были на сторонебольшевиков, но во время и после войны казачьи области подверглись крупным гонениям до середины 1930-х. В ходе Второй мировой войны казаки воевали как на стороне СССР, так и нацистской Германии. Казачество практически перестало выделяться среди остального населения СССР после хрущёвской оттепели.

После распада Советского Союза началось систематическое возрождение казачества, многие казаки принимали участие в различных постсоветских конфликтах. Существуют также множество казачьих обществ на территориях современных Казахстана, России, Украины и других стран.

24. Татарские царства XV–XVIII вв.

Казанское ханство – феодальное государство в Среднем Поволжье (1438—1552) - обособилось на территории Казанского улуса (бывшая территория Волжской Болгарии). В период своего расцвета (во второй половине XV в.) территория Казанского ханства доходила на западе до бассейна реки Сура, на востоке — до реки Белая, на севере — до Верхнего Прикамья, на юге — до Самарской Луки., Главный город — Казань. Основателем династии казанских ханов был Улуг-Мухаммед (правил в 1438—1445). В 1552 г. царь Иван ІV захватил Казань и присоединил территории ханства к Русскому царству.

Астраханское ханство – татарское государство, возникшее в результате распада Золотой Орды и существовавшее в XVI веке в Нижнем Поволжье. Столица — город Хаджи-Тархан (Аждархан), располагался на правом берегу Волги, в 12 км от современной Астрахани. Основное население составляли астраханские татары и ногаи.

Выгодное местоположение и отсутствие конкуренции способствовало восстановлению торговых связей Астрахани с Хорезмом, Бухарой, Казанью. На невольничий рынок в Астрахани привозились рабы изКрыма, Казани, Большой Орды, Ногайской Орды. При Иване III из Москвы по рекам Москве, Оке и Волге ежегодно отправлялись в Астрахань корабли за солью. Полную самостоятельность Астраханское ханство получило в начале XVI века, после окончательного разгрома крымцами Большой Орды (1502 год).

По размеру ханство было наименьшим среди всех татарских государств — осколков Золотой Орды. На западе территория ханства простиралась до реки Кубань и нижнего течения Дона. На востоке границы ханства доходили до реки Бузан. Здесь ханство граничило с Ногайской Ордой. На юге граница ханства достигала реки Терек, а на севере доходила до широты Переволоки.

Было присоединено к России в 1556 Иваном Грозным.

Кры́мское ха́нство (Крымский юрт) — часть Золотой Орды, которая обособилась в середине 15 в. Существовало с 1441 по 1783 годы. Помимо степной и предгорной части собственно Крыма занимало земли между Дунаем и Днепром, Приазовье и большую часть современного Краснодарского края России. В 1478 году Крымское ханство официально стало союзником Османского государства и сохранилось в этом качестве до Кючук-Кайнарджийского мира 1774 года. Было аннексировано Российской империей в 1783 году.

Каси́мовское ха́нство — феодальное государство, существовавшее в 1452—1681 годах в западной части Мещёры (ныне — территория Рязанской области). Главный город — Касимов. В настоящее время существует несколько точек зрения на данную проблему: одни исследователи считают Касимовское ханство осколком Золотой Орды, по своему статусу схожим Казанскому, Астраханскому и Крымскому ханствам, попавшим в вассальную зависимость от Русского государства; другие рассматривают Касимовское царство как удельное княжество, выделяемое великими московскими князьями татарским «царям» и «царевичам», переходившим на русскую службу; ряд исследователей ставит под сомнение сам факт реального существования государства, считая Касимов местом проживанияЧингизидов, пожалованных титулом «царя» или «царевича», и получавших доходы (кормление) с города


Сейчас читают про: