double arrow

Вопр. Взаимодействие культуры и цивилизации. Типы цивилизации


Цивилизация-материально-техническая, технологическая, материально-бытовая основа общества и его культуры, степень сложности, совершенства, своеобразие экономических, социальных, политических институтов данного общества. Впервые термин употребил франц.экономист Мирабо в труде «Друг людей, или Трактат о народонаселении»

Взаимоотношения культуры и цивилизации. Культура и цивилизация образуют двухчастную систему. Цивилизация удовлетворяет первичные жизненные потребности. Ее цель: ускорение технико-технологической модернизации, быстрый рост производства, облегчение и продление жизни, демократизация экономич., государственно-правовых институтов,призванных обеспечивать безопасность и ролевую деятельность индивидов в обществе. Культура генирирует информацию в виде нового знания, необходимую для развития и функционирования цивилизации. Ее цель: развитие и реализация творч.способностей, расширение партнерства, проектирование гармоничной картины мира, преображение среды обитания чел-ка.

Культура создает, воспроизводит, хранит образцы, вырабатывает систему идей, ценностных ориентаций и нормативных установок. Цивилизация подвергает стереотипизации эти образцы, воплощает их в более совершенные технологии, экономич.и политич.системы. Культура есть информационная, ментальная, духовная основа цивилизации. В свою очередь цивилизация подводит под культуру технологический базис, систему материального, жизненного обеспечения. Однако культуре требуется длительное историческое время, чтобы доказать свое превосходство над цивилизацией и продемонстрировать ведущую роль в творческом обновлении и гуманизации общественной жизни.

Подвижное динамическое равновесие между культурой и цив-ей в обществе массового потребления сегодня нарушено из-за (замеченного Шпенглером в «закате Европы ») превращения цивил-ии в цель, а культуры-в средство. Выживание человечества в третьем тысячелетии напрямую зависит от достижения обратного.

Типы цив-ий.Следует различать современные и исторические типы цив-ии, не отрывая их друг от друга.

современные типы цив-ии: национальные и общенациональные, региональные и суперрегиональные, и мировая цивилизация-представляет общие достижения, стандарты разномаштабных локальных цивилизаций.

Эталоны мировой культуры прокладывают информационные каналы взаимодействия, взаимного обмена достижениями между национальными, общенациональными, (супер)региональными цивилизациями (пример: интернет)

Основными факторами самосохранения той или иной цивилиз-ии явл.: сохранение характера нации, обогощение национального экономич.,политического менталитетов; пеемственность и модернизация исторически сложившегося стиля; рационального использования энергии; положительная динамика экономич.развития; совершенствование национально социально-экономического, государственно-политич.строя на базе системного развития.

Исторические типы цив-ии: а) сохранившиеся цив-ии Индии, Китая, Западной Европы, России и др.; б)погребенные историей ассимилированные цив-ии Месопотамии, Др.Египта, Др.Греции, Др.Рима и др.

В 1-ой классификации по Данилевскому положено понятие культурно-исторического типа и выделяют 10 положительных:1.египетская; 2.китайская; 3.ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская; 4. индийская; 5.иранская; 6.еврейская; 7.греческая; 8.римская; 9.новосемитическая; 10.германо-романская циви-ии

Другая классификация англ.историка Тойнби«Постижения истории», охватывает 21 цив-ию(7 живых,14 мертвых). Гибель по мнению автора была ускорена войнами и внешними завоеваниями. Он допускал возможность выживания территориально-локальных культур и цивилизаций.

Тойнбиделит циви-ии на: независимые: египетская, шумерская, минойская, китайская,майянская,андская;

Связанные:*связанные внешним пролетариатом-индская,хеттская,сирийская(на их развитие оказали завоеватели и войны);*аффилированные внутренним пролетариатом (производящим блага большинством населения) и имеющие чужой творческий источник-дальневосточная (в Корее, Японии), западная, православно-христиангская (в России); *аффилированные внутренним пролетариатом и имеющие свой творческий источник-индуистская,иранская,арабская;* связанные господствующим меньшинством-вавилонская,юкатанская,мексиканская.

Культура и цив-ия выживают,если сохраняют порыв к ментальной идентификации и духовному самоопределению, способность сберегать и обогащать свой стиль как «некое движущееся целое» (Крёбер)

В настоящую эпоху самосохранение и развитие цивилизаций обуславливаются:

*их способностью образовывать с однокоренными культурами ментальные и стилистические целостности, в которых внутренняя модернизация преобладает над привнесенной;

*включением в региональные и суперрегиональные цивилизации и самостоятельным самоопределением в их границах;

*обретением каждой (обще)национальной культурой и цивилизацией подвижной индивидуальной меры открытости-закрытости, выработкой рациональной модели коммуникации с иными разномаштабными культурно-цивилизационными мирами.


Сейчас читают про: