Типология цивилизаций

Несмотря по полисемантичность и мозаичность понятия цивилизации, в социально-гуманитарном знании все же выработались наиболее признанные подходы к ее определению. Под цивилизацией понимают социокультурную общность, основными критериями которой являются уровень развития техники, социально-политических институтов и духовной культуры в их системном образовании. Обобщенным показателем выступает технология воспроизводства общественных процессов в единстве их материальных и духовных аспектов, способ реализации законов общественной жизни.

Каждая цивилизация обладает собственной иерархией идеалов и ценностей. Каждая цивилизация, отличаясь от других особыми формами жизнедеятельности, оказывает активное влияние на содержание всех социальных процессов.

Для упрощения исследования в культурологии вводится укрупненную единицу анализа – тип цивилизации.

Выделению типов развития способствуют следующие основополагающие признаки:

· общие фундаментальные черты в ментальности

· общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития

· взаимопереплетение культур

· наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этих критериев вычленяются разные типы цивилизации (например, природные сообщества; восточный тип цивилизации; западный тип цивилизации) и др.

В современной науке существует широко распространены типологии цивилизаций, в которых выделяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды развития человечества (Р. Арон, У. Ростоу, О.Тоффлер). В качестве критерия выделения данных этапов рассматривается развитие материально-производственных технологий и тесно связанных с ними социально-политических и духовных отношений.

Доиндустриальное общество иногда еще называется аграрным, традиционным, ему присуща ориентация на аграрный сектор экономики и хозяйства. В нем господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, оно отличается нединамичностью социальных изменений, главную роль здесь играют традиции, которые во многом регламентируют жизнь социума. Инновационные технологии в такой культуре если и встречаются, то выглядят скорее как исключение из правил.

Возникновение индустриальной цивилизации связано с переходом к промышленно развитому обществу, где господствует массовое рыночное производство. Оно предполагает создание крупной машинной промышленности, переход к фабричной организации труда и, как следствие, рост его производительности. В этом обществе «размывается» аграрный сектор, начинает доминировать промышленное производство, в результате чего активизируются процессы урбанизации. Наука становится системообразующим фактором общества, а научно-технический прогресс определяет возможности и перспективы социального прогресса. Данные процессы ведут к изменению места и роли человека в обществе, формируется буржуазно-демократический строй, для которого характерно провозглашение равных гражданских прав, нарастание демократических тенденций в социально-политической сфере.

В постиндустриальной (информационной) цивилизации доминирует так называемый «третий сектор» – сектор сферы услуг, где ведущую роль приобретают наука, образование, информация. На первый план выходят наукоемкие информационные технологии, оттесняя на задний план тяжелую промышленность. Господство собственности на средства производства постепенно сменяется правом на обладание информацией, благодаря чему формируется новая доминирующая социальная группа – профессионалов-управленцев. Постиндустриальному обществу присуща децентрализация экономики, эффективное антимонопольное законодательство. Компьютерные технологии широко представлены в основных сферах его жизнедеятельности.

Многие авторы отдельно выделяют современную цивилизацию как особый цивилизационный тип. Особенность современной цивилизации усматривают в происходящем процессе глобализации. Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Происходит все возрастающая унификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Ее основой является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д.

Корни и предпосылки глобализационных процессов уходят в глубину истории, однако реальное их влияние на темпы и характер социокультурного развития мирового сообщества начинает обнаруживаться лишь к концу ХХ столетия.

Большинство ученых согласны в том, что важнейшими предпосылками глобализации в ее современном варианте явились:

· информационная революция, обеспечившая техническую базу для создания глобальных коммуникационных сетей;

· интернационализация капитала и ужесточение конкурентной борьбы на мировых рынках;

· дефицит природных ресурсов и обострение экологической ситуации во всем мире;

· демографические проблемы и хаотическая урбанизация;

· интенсивное развитие высоких технологий и антропологические рынки постиндустриальной цивилизации.

Результаты и последствия глобализационных изменений в современном мире весьма противоречивы и неоднозначны. Сегодня уже совершенно очевидно, что они могут не только способствовать позитивной интеграции мирового сообщества с целью преодоления вызовов и угроз техногенной цивилизации, но и создавать предпосылки для их дальнейшего обострения.

Культура и цивилизация: соотношение понятий

Сущностное содержание понятий «цивилизация» и «культура» иногда накладывается одно на другое. Так, в обыденной речи, когда говорят о культурном человеке, подразумевают его воспитанность, образованность, духовность. Когда же речь заходит о цивилизованном человеке (чаще о цивилизованном обществе), то в центре внимания оказывается то, каким образом государственное устройство, социальные институты, идеологии, порождаемые определенным способом производства, обеспечивают культурную жизнь.

Многообразие точек зрения на соотношение культуры можно свести к следующему:

· отождествление – понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними нет сколько-нибудь существенных различий. Это характерно для философии эпохи Просвещения, концепции эволюционистов, в частности, Э. Тайлора и др.

· противопоставление – культура и цивилизация рассматриваются как противоположные друг другу понятия (концепции И. Канта, О. Шпенглера, Н. Бердяева). Культура отождествляется с духовной жизнью человека, цивилизация – с материально-техническим развитием социума.

· взаимодополнение – понятия цивилизация и культура дополняют друг друга. Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное. Она фиксирует общее в сообществах, возникающих на базе однотипных технологий, это система отношений, закрепленная в праве, способы делового и бытового поведения. Культура выражает индивидуальность каждого социума. Несмотря на различия, сложившиеся в результате индивидуальной исторической судьбы, специфических географический условий и т.д., разные культуры могут стоять на одной ступени цивилизации.

Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации

(по М.С. Кагану)

Первобытное состояние Традиционная культура Индустриальная цивилизация Постиндустриальное общество
Доцивилизаци- онный тип культуры Цивилизация в культуре Культура в Цивилизации Отождествление Культуры и Цивилизации

Рассмотрим более подробно основные подходы к противопоставлению понятий «культура» и «цивилизация».

1. Концепция И. Канта. Согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек – это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он обязательно принимает его в расчет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает в другом человека. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью. Кант противопоставляет цивилизацию культуре, ограничив последнюю внутренним совершенствованием человека.

2. Концепция американского этнографа Льюиса Моргана. Термин «цивилизация» используется для членения культурно-исторического процесса. Дикость, варварство, цивилизация – таков путь развития человеческой культуры. Цивилизация завершает ряд этапов формирования первобытного общества. Эта версия «культуры и цивилизации» используется не только при исследованиях ранних цивилизаций. Она стала обыденной. Когда мы говорим о цивилизованном человеке, то чаще всего имеем в виду человека определенного уровня культуры. То же можно сказать и об употреблении термина «цивилизованное общество». Это – общество, отвечающее определенному набору признаков. Цивилизация в таком словоупотреблении – высший этап в развитии культуры. В нее включаются как материальные, так и духовные достижения, рассматриваемые как результат возникновения широкого культурного единства людей. Такой подход характерен не только для эволюционистских версий культуры, но и свойствен авторам, которые дорожат западными ценностями.

3. Концепция немецкого философа О. Шпенглера. Культура и цивилизация выступают как непримиримые оппозиции. (См тему «Динамика культуры»). В книге «Закат Европы» О.Шпенглер противопоставляет линейно-прогрессистским и европоцентристским воззрениям «феномен множества мощных культур», равноценных по своим возможностям. Каждая культура – это живой организм, «живое тело души», проходящее в своем развитии ряд стадий, свойственных организму: рождение, детство, возмужание, зрелость, старость и смерть. Цивилизация – это, заключительная стадия развития культуры, смерть культуры.

Шпенглер сводит сущность культуры к духовному, внутреннему содержанию. На этой основе и происходит столкновение понятий культуры и цивилизации. Сущность культуры, проявляющаяся наиболее полно в период расцвета, противопоставляется цивилизации – стадии упадка, когда умирает душа культуры. Отличительные признаки цивилизации – развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, скопление людей в городах, превращение народа в безликие массы. Это – голый техницизм, пронизывающий все сферы человеческого бытия.

Соотношение понятий культуры и цивилизации можно представить следующим образом:

Культура Цивилизация
· носит ценностный характер · органична, функционирует как живое целое · аристократична (шедевры культуры – творения гения, для ее понимания необходим интеллектуальный и духовный уровень развития личности) · культурный человек обращает энергию вовнутрь · творит многообразие, предполагает неравенство, индивидуальность, неповторимость личностей · нацелена на «чистые» идеалы, · привязана к земле, ландшафту · основана на мифе, религии · прагматична (ориентируется на критерий полезности) · механична, «голый техницизм» · демократична (культуру надо понять, а цивилизацией может овладеть каждый, независимо от личностных качеств) · цивилизованный человек обращает энергию вовне, на покорение природы · стремится к единообразию, равенству, к унификации, к стандарту · утилитарна, направлена практические результаты · этой мировой город · атеистична, безбожна.

Концепция культуры и цивилизации Шпенглера, созданная в первой четверти XX в., оказала большое влияние на последующие исследования в области культуры. Использование термина «цивилизация» для характеристики пессимистического видения развития культуры стало общим местом многих критических теорий. Так, русский философ Н. Бердяев, разделяя мысли О. Шпенглера, писал о западной цивилизации как фаустовской душе, изъеденной мефистофельским началом. Он подчеркивал греховное зачатие цивилизации, отождествлял ее с механизмом, где человек становится придатком машины.

Смыслы, которые были заложены Шпенглером в термины «культура» и «цивилизация» высветили особую тему исследований, актуальную до сих пор. Оценка перспектив развития западной цивилизации, ее будущего, попытки соотнесения материальных, технических достижений с духовными, анализ возможностей современного человека, оказавшегося в новой, невиданной ранее ситуации, обусловленной развитием науки и техники, оказались в центре внимания культурологии.

4. Концепция современного американского политолога Самюэля Хантингтона. В книге «Столкновение цивилизаций», вокруг которой и сегодня ведутся дискуссии, С. Хантингтон утверждает, что в мире после «холодной войны», основным источником кровопролитных боев будут не экономические различия или интересы полезных ископаемых, а разногласия между культурами. При этом Хантингтон предлагает свое понимание цивилизации и культуры: «Цивилизация – наивысшая культурная общность людей и самый широкий уровень культурной идентификации, помимо того, что отличает человека от других биологических видов. Она определяется как общими объективными элементами, такими как язык, история, религия, обычаи, социальные институты, так и субъективной самоидентификацией людей». Именно эти идентичности являются важными факторами мировой политики и определяют так называемые «цивилизационные разломы».

В современном мире, по Хантингтону, сосуществуют восемь самодостаточных цивилизаций (западная, мусульманская, китайская, японская, индуистская православная, латиноамериканская, африканская), на границах которых отчетливо выявляются и контрасты, являющиеся главной причиной конфликтов и столкновений.

Столкновения цивилизаций, по мнению С. Хантингтона, несут величайшую угрозу миру во всем мире, и будущее человечества зависит от понимания и сотрудничества между ними, иначе все они погибнут поодиночке.

Выявление характера взаимоотношений между культурой и цивилизацией принципиально важно, поскольку исходя из понимания соотношений культуры и цивилизации формируется парадигма ценностей общества. Если цивилизация служит культуре и способствует ее дальнейшему развитию, то в обществе наблюдается гармония между материальными и духовными ценностями. Такое общество является подлинно гуманистичным, обращено к проблемам человека, решению которых подчинено развитие производства и экономики. Если культура подчиняется цивилизации и обслуживает ее нужды, то превалируют материальные потребности и ценности, господствуют прагматизм и утилитаризм, можно говорить о духовном оскудении. К сожалению, в последнее время цивилизация с ее прагматизмом нередко обедняет и унифицирует культуру, что приводит ее к кризису, о котором много говорят философы и культурологи начала ХХI века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: