double arrow

Вопр.Культура и природа. Экологические проблемы современности


Субкультура, контркультура, элитарная, народная, массовая, маргинальная.

В любой цивилизации сущ.доминирующая кул-ра-это господствующая кул-ра,которая обусловлена общими условиями жизни, ценностями и нормами. В рамках доминирующей кул-ры есть субкультуры, они отлич. от доминирующей, но в главных чертах согласуется или продолжает ее (взгляды на жизнь, сленг, обычаи). Субкультура не противостоит доминирующей (сельская, городская, молодежная-субкультуры; готы, эмы)

Контркультура отлич.от доминирующей, противостоит, наход.в конфликте с господствуущими куль-ами (раннее христ-во, религиозн.секты, идеология большивиков 20 в., движение хиппи 60-70гг. 20 в. на Западе)

Элитарная,создается и потребляется прилигированной частью общества. Наиболее яркое выражение находит в изо ис-ве, серьезной муз. и лит-ре. Она трудна для понимания среднеобразованного неподготовл.чел. и на десятилетие опережает уровень его восприятия. Круг потребителей-философы, писатели (когда уровень образования растет, круг потребителей высокой кул-ры расширяется)

Массовая, появилась с серед.20в. и связывают с появлением средств мас.информации




Признаки массовой кул-ры:

-примитивизация отношений между людьми

-развлекательность, забавность, сентиментальность

-натуралистическое смакование насилия и секса

-культ успеха, сильной личности, жажда обладания вещами

- культ посредственности, условность примитивной символи

(пример масс.кул-ры: цирк, совр.муз-ка, т.к. они понятны не зависимо от образования)

Мас.кул-ра-обладает меньшей худ.ценностью,чем элитарная или народ., но у нее самая широкая аудитория.

Маргинальная-пограничная кул-ра, которая наход. в размытом состоянии и представл. кул-ру индивидов оторванных от привычного образа жизни, среды и не принявших нов.среду или непринятые этой средой. (маргин. ку-ра может рассматр.с 2-х позиций-отриц. и положит. Бомжи, студенты, солдаты, нов.русские)

Народная культура-возникла в глубокой древности. Сущ.как историч. наследие. Перед.из поколения в поколение. Авт.простые люди, а не профессионалы. Их произв.распростр в письмен.и устной форме. Наиболее ярким проявлением этого типа-народное ис-во (песни,легенды,эпос, относится и нар. Медецина и нар.педагогика-поговорки,пословицы)

Природа выступает как место действия челов. и, во многом определяет и сам характер этого действия, выступает действующим лицом культурного процесса в целом.

В рассуждениях многих мыслителей прошлого культура-искусственная среда, “социальное наследие”,то, что люди проносят через века. Любая деятельность чел., меняя природу, вносит в нее человеческое начало.

Античность признавала природу как некую мировую гармонию-Космос, частью которого был и сам человек. Средневековье-рассматривая пр. как творение Бога, т.е. как нечто второсортное по сравнению с духом. Только эпоха Возрождения новым взором увидела природу, испытала восторг перед ее богатством. Так в зависимости от главных целей и задач того или иного времени, менялись представления о взаимодействии культуры и природы.



Культура как человеческое явление одновременно воздействует на природу, адаптирует челов. к природе, ищет пути гармонизации отношений чел. и природы, а также зависит от природы. И если вопросы воздействия человека и его культуры на природу рассматриваются часто, то гораздо менее внимания уделяется зависимости человека и культуры от природы.моменты анализа такой зависимости можно встретить в работах франц. Просветителя Монтескьë . он считал, что климат обусловливает физические особенности организма челов., воздействующие на всю систему поведения, моральных норм и правил, а через них и на общественное устройство общества.

Гумилёв считал, что “непосредственно на человеч. организм влияет не Земля, а определенный ландшафт”.“Тундра, степь, горы и т.д.-все это... накладывает отпечаток на организм.

Др. словами, природная среда становится условием многих культур. процессов: она определяет основные виды деятельности, ремесла и профессии. Напр.,на Руси особенно развилось деревянное зодчество: изобилие природ. материала, легкость обработки развили мастерство резьбы по дереву; природ особенности в возникновении письменности: в Египте использовали для письма папирус, на Руси-береста, в Китае- бамбуковые дощечки.Естественный ландшафт-был основой, на которой складывалось образное мышление, развивалась фантазия, возникали верования.



Божества, которым поклонялись др. народы, чаще всего были силами природы: у египтян, где практически не бывало дождей, не было и бога дождя, в Греции, языческой Руси главным божеством становились Зевс-громовержец, Перун-бог грозы.

В мире различаются восприятие природы в восточной и западной культурах.







Сейчас читают про: