double arrow

Культура Руси домонгольского периода


Культура Киевской Руси сформировалась в эпоху образования единой древнерусс. народности и складывания единого русс. лит. языка. Огромное влияние на культ. в целом оказало христианство.

Письменность. Слав. письменность существовала еще в начале X века (глиняный сосуд с надписью на славянском языке – конец 9 века, договор князя Олега с Византией – 911 год, азбука Кирилла и Мефодия). После принятия христианства в 11 веке грамотность распространяется среди князей, бояр, купечества, богатых горожан (сельское население неграмотное). При церквях и монастырях открываются первые школы. Яр. Мудрый создал в Новг. школу для детей духовных лиц. Сестра Мономаха устроила в Киеве школу для девушек.

Лит-ра. Важнейшим памятником древнерусс. культуры являются летописи – погодное изложение исторических событий. 1 летопись – конец 10 века – Рюриковичи до введения христианства. 2 – при Яр. Мудром, 3 и 4 сост. митрополитом Илларионом при князе Св. 1113 год – Повесть временных лет (монах Киево-Печ. монастыря Нестор). В начале повести ставит вопрос: «Откуда есмь пошла Русс. земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуда Русская земля стала есть? + «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия» автор Нестор. Помимо летописей еще и другие жанры. 1049 год – «Слово о законе и благодати» автор митроп. Илларион: славит новые идеи и понятия христианства, Русь, русский народ, князей. В конце 11 века – «Поучение детям» Вл. Мономаха, главная цель – необходимость борьбы с княж. междоус. «Слово о полку И.» - рассказ о походе князя Игоря Св-ча в 1185 году против половцев.




Зодчество. До 10 века на Руси строили из дерева; арх. стиль – башенки, терема, ярусы, переходы, резьба – перешел в каменное зодчество христ. времени. Стали строить каменные храмы по византийскому образцу. Самая ранняя постройка Киева – конца 10 века – церковь Богородицы - Десятинная. При Яр. Мудром – Киевский Софийский собор – символ могущества Киевской Руси: 13 куполов, стены из розового кирпича, внутри украшен фресками и мозаикой, много икон. В 12 веке строились однокупольные храмы: Дмитровский и Успенский во Владимире-на-Клязьме, храм Покрова-на-Нерли. Закладывались новые крепости, каменные дворцы, палаты богатых людей в Чернигове, Галиче, Пскове, Суздале.

Иконопись. Древнейшая дошедшая до нас икона «Владимирской Богоматери». «Деисус» (моление) – конец 12 века, «Ангел златые власы», «Успение Богородицы», «Спас Нерукотворный» - все 12 век.

Искусство. Резьба по дереву, камню, кости. Ювелирное мастерство: скань, филигрань (оба – узор из проволоки), зернь (серебряные и золотые шарики – орнамент). Чеканка и худ. отделка оружия.

Народное творчество отражалось в русском фольклоре: заговоры, заклинания, пословицы, загадки (все связано с земледелием и бытом славян) свадебные песни, похоронные причитания. Особое место занимают былины, особенно киевского героического цикла (герои: князь Вл. Красное Солнышко, богатыри).



Музыка. Древнейший жанр – обрядовые и трудовые песни, «старины». Инструменты: бубны, гусли, трубы, рога. На площадях выступали скоморохи – певцы, танцоры, акробаты, был народный театр кукол, баяны – сказатели и певцы «старин».

Быт. Люди жили в городах (20 – 30 тыс. чел.), селах (50 чел), деревнях (25-40 чел). Жилище: усадьба, дом – бревенч. сруб. В Киеве: дворцы, соборы, терема бояр, богатых купцов, дух-ва. Досуг: соколиная, ястребиная, псовая охота (для богатых); скачки, кулачные бои, игрища (для простолюдин). Одежда. Муж.: рубаха, штаны, заправл. в сапоги, жен.: рубаха до полу с вышивкой и длинными рукавами. Гол. уборы: князь – шапка с яркой материей, жен. – платок (замуж. – полотенце), крестьяне, горожане – меховые или плетеные шапки. Верхняя о.: плащ-волота из льняной ткани, князья носили на шее бармы (цепи из серебр. или золотых медальонов с эмалевыми украшениями. Пища: хлеб, мясо, рыба, овощи; пили квас, мед, вино.








Сейчас читают про: