double arrow

Александр 3


Великие реформы.









Царём стал сын убитого императора Александр, в царствование которого огромное влияние на внутреннюю политику оказывал обер-прокурор Святей­шего СинодаК.П. Победоносцев, политические воззрения которого опирались на необходимость сохранения для России самодержавия и православия. В силу этого любые изменения в противоположном направлении воспринимались им крайне негативно. В целом время правленияАлександра III оценивается как период контрреформ. Буквально накануне убийства Александр II подписывает так называемый"Конституционный проект" Лорис-Меликова, который отменяет его сын, увольняя при этом всех прогрессивных министров, проводивших политику реформ 60 - 70-х гг. Александр III считал, что эти реформы были слишком либеральными, поэтому его отец так трагически и закончил свои дни. Свою главную задачу Александр III видел в недопущении революции в России, в подавлении любой оппозиции, посягающей на устои государства. Словом, попытка революционного переворота, наоборот, привела к усилению политической реакции. Воспринимавший многие действия своего отца как недопустимый либерализм и мягкость, Александр III провёл серию мероприятий законода­тельного характера, имевших целью ослабить воздействие буржуазных реформ на русское общество. В частности, был принят ряд мер с целью укрепить общину и помещичье землевладение, в которых он видел опору своего государства. Было ограничено самоуправление высших учебных заведений, существенные ограничения претерпела печать, был закрыт ряд изданий, введена должность земского начальника, выбираемого исключительно из дворян, который обладал большой административной и судебной властью и мог контролировать деятельность крестьянского самоуправления. В целом эти и ряд других мер получили наименование контрреформ, но затормозить развитие страны по буржуазному пути они, конечно, не могли. Экономика страны интенсивно развивалась, тяжёлая промышленность преодолела кризис пореформенной эпохи и набирала темпы. Страна покрылась сетью железных дорог, что само по себе стимулировало промышленное развитие. В 80-е гг. завершился промышленный переворот, крупная фабричная промышленность сильно потеснила мелкую кустарную и мануфактуру, хотя доля последней и продолжала ещё оставаться заметной в общем объёме производства. Наиболее развитой продолжает оставаться текстильная отрасль, где чаще и полнее внедряются новейшие изобретения. Следует отметить такой факт, как всё усиливающиеся внедрения иностранного капитала. Появляются новые промышленные области: Донбасс, Кривой Рог, Баку. Бурное развитие промышленности привело к существенным изменениям в социальной структуре населения: в промышленно развитых городах всё заметнее становилась прослойка рабочего класса, крепла финансово и становилась многочисленней буржуазия. В области внешней политики царствование Александра III характеризуется почти полным отсутствием войн: только в самом его начале относительно небольшие по числу задействованных сил (сравнительно с войнами в Европе) боевые действия велись в Средней Азии - в Туркмении. На этом закончилось присоединение Средней Азии к России, особенно интенсивно проходившее в предыдущее царствование. Это до предела обострило отношения с ВБ, которая имела свои интересы в этом регионе. В Европе произошёл поворот от ориентации русской внешней политики на Германию, от традиции Александра II, считавшего основой стабильности "Союз трёх императоров": русского, германского и австро-венгерского. Всё больше Россия начинает сближаться с Францией. После образованияТройственного союза в составе Германии, Австро-Венгрии и Италии в 1882 году стало ясно, что естественным союзником России при таком внешнеполитическом раскладе должна стать Франция. Главными противоречиями в Европе были франко-германские из-за французских провинций Эльзаса и Лотарингии, отторгнутых у Франции после ее поражения во франко-прусской войне, и из-за стремления Германской империи повторить разгром своей западной соседки, не дав ей оправиться после войны. Союз Германии с Австро-Венгрией сделал невозможным продолжение дружественных отношений России и Германии, поскольку оккупация австрийской армией в 1876 году Боснии и Герцеговины осложнило отношения австрийской монархии и России. Было очевидно, что Германия обещала поддержку своему союзнику в его антирусской политике. В течении 1891 - 1893 гг. французская и русская эскадры посещают с визитами Кронштадт и Тулон. Во время этих визитов юридически оформляется франко-русский союз. Таким образом, в Европе складывается система двух военно-политических союзов. Пока во главе германского правительства стоял Отто фон Бисмарк, война с Россией не стояла в повестке дня Германии, так как этот политик считал такую войну крайне нежелательной для своей страны. Но с уходом в отставку старого канцлера политика Германии претерпела существенные изменения: император Вильгельм II твердо вёл страну к войне и, несмотря на все заверения в дружбе и симпатиях, было ясно, что в ближайшем будущем России не избежать войны. При таких условиях союз с Францией был жизненно необходим, причём, для французской стороны не менее, если не более важен, чем для русской.

Для царствования Александра III характерна твёрдость в проведении избранного курса, жёсткость по отношению к недовольным. Стремление придерживаться прорусского направления выражалось даже во внешнем облике императора: он носил одежду, напоминавшую русский национальный костюм, аналогичную форму он ввёл в армии. Многие офицеры, кстати, недовольные именно этими новшествами, подавали в отставку, заказывая себе форму старого образца. Александр III был вообще противник роскоши, в военной форме он также не признавал никаких излишеств, что и отразилось в новых образцах военной одежды. Стремление к экономии проявилось и ещё в одном, несомненно, положительном факте: после себя император оставил больше денег в казне, чем получил в наследство от отца. Финансы России были в порядке, внешнеполитическое положение стабильное, революционное брожение, казалось, было загнано глубоко внутрь и не особенно беспокоило полицию.


49/2. Культура России во второй половине XIX в.

Образование. В отличие от стран Зап. Евр. в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с 6% в 60-е годы ХIХв. до 30% в нач. ХХв. Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму, чте­нию, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно спо­собствовали земские школы. Несмотря на усилия прав. и Си­нода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось. Система среднего образования включала гимназии и реальные учи­лища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания. В 1887 г. так называемым "циркуляром о кухаркиных детях" запре­щалось принимать в гимназии детей "кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей". Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом со­хранения сословной системы образования и торможения его демократи­зации. Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появи­лись частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление жен­щин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В .И. Герье) и других городах. Накануне первой мировой войны в Рос­сии было 120 вузов, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

Наука.В естеств. науках крупнейшее значение имело открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона хим. эл-тов. Классиче­скую теорию химического строения органических тел создал А.М. Бут­леров. Н.Д. Зелинский заложил основы учения об органическом катали­зе. А.И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области элек­трохимии и физической химии. 60-70-е годы XIX в. стали "золотым веком" в отечественной химии. Фундаментальное и прикладное значение имели исследования мате­матиков П.Л. Чебышева, А.М. Ляпунова, С.В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики. К.Э. Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов. Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизве­стных регионов Земли: Тянь-Шаня, Тибета, Туркестана, Монголии, Ин­донезии, Филиппин, Эфиопии и др. Во время путешествий П.П. Семенова Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклая, В.К. Козлова и других были созданы карты этих районов, собраны богатейпше биологические и этнографические коллекции. Океанограф вице-адмирал С.О. Макаров совершил два кругосветных плавания, дал сис­тематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного мор­ского пути. В философии проявилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с человеком. Усилились нападки на эволюционную теорию Ч. Дарвина, объяснявшую биологическое развитие естественным отбором. Значительной части научной и художественной интеллигенции стали присущи религиозно-философские искания (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский). Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобра­зования общества (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин). Он привлекал своей кажущейся универсальностью и простотой в объяснении общест­венно-исторических процессов. Однако политическая практика мар­ксистов, их нацеленность на преобразование общества революционным путем, признание преобладания материальной жизни над духовной от­толкнули от них (особенно после революции 1905-1907 гг.) часть ин­теллигенции. Все чаще философы и социологи стали склоняться к идее, что только через нравственное совершенствование, духовное очищение и творческие устремления можно создать справедливое общественное устройство. Выдающийся ученый С.М. Соловьев, написал мно­жество работ по разным историческим проблемам и фундаментальный труд "История России с древнейших времен". В нем он обосновал но­вую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа. В.О. Ключевский, соз­давший оригинальную концепцию русской истории, оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки. Различные идейные взгляды историков вызвали появление трудов, в которых исто­рия России рассматривалась или с либеральных (П.Н. Милюков), или с марксистских позиций (М.Н. Покровский).Развитие русской экономической мысли отразилось в работах мар­ксистов (В.И. Ульянов-Ленин, А.А. Богданов) и их критиков (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский). Юрист и социолог М.М. Ковалев­ский основал в Париже "Высшую русскую школу общественных наук". В ней преподавали известные общественные деятели и учились русские эмигранты.Литература.Художественная литература второй половины XIX сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И.О. Тургенев, Н.А. Не­красов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин. Театр.Во второй половине XIX активно развива­лось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы - А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького. В московском Малом театре блистала плеяда замечательных арти­стов (М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, А.И. Сумбатов-Южин). В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали Художест­венный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. В нем играли В.И. Качалов, И.М. Москвин, ОЛ. Кншшер-Чехова и др. В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Началась режиссерская деятельность В.Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства. Кино.На рубеже Х1Х в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кино­фильма состоялась в России в мае 1896 г. (в Петербурге в увеселитель­ном саду "Аквариум", в Москве - в саду "Эрмитаж"). В 90-х годах оте­чественными кинолюбителями и фотографами было снято несколько документальных лент. Музыка.Во второй половине XIX в. окончательно оформилась на­циональная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В.В. Стасов назвал "Могучей кучкой". В нее входили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям. Представители "Могучей кучки" и другие русские композиторы (П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов) создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений.



Сейчас читают про: