Русская культура начала 20 века.
Литература. Художественная литература второй половины XIX сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И.О. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн и др. Эстетические принципы символистов были сформулированы Д.С. Мережковским, А.А. Блоком, К.Д. Бальмонтом и В.Я. Брюсовым, ставшим их признанным главой. Среди поэтов-акмеистов наибольшую известность приобрели Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузьмин. К футуристам принадлежали Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Саша Черный. Творчество блестящего созвездия русских поэтов начала XX в. позволило назвать это время "серебряным веком" русской поэзии. Театр. Во второй половине XIX активно развивалось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы - А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького. В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов (М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, А.И. Сумбатов-Южин). В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. В нем играли В.И. Качалов, И.М. Москвин, ОЛ. Кншшер-Чехова и др. В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Началась режиссерская деятельность В.Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства. Кино. На рубеже Х1Х в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. (в Петербурге в увеселительном саду "Аквариум", в Москве - в саду "Эрмитаж"). В 90-х годах отечественными кинолюбителями и фотографами было снято несколько документальных лент. С 1903 г. стали открываться стационарные "электротеатры", "иллюзионы". К 1916 г. в России было около 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало до 2 млн. зрителей.Особую известность приобрели фильмы режиссера Я.А. Протазанова. Звездами отечественного немого кино стали актеры Вера Холодная и И.И. Мозжухин. Хотя в основе многих фильмов лежали произведения А.С. Пушкина ("Пиковая дама", "Домик в Коломне"), Ф.М. Достоевского ("Бесы"), Л.Н. Толстого ("Отец Сергий"), идейно-художественный уровень большинства картин оставался крайне низким. Ставились, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии. Однако в 1911-1913 гг. в России был создан первый в мире объемный (кукольный) фильм. Музыка. Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В.В. Стасов назвал "Могучей кучкой". В нее входили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям. Представители "Могучей кучки" и другие русские композиторы (П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов) создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений. В начале XX в. поиски новых музыкальных средств выражения продолжил А.Н. Скрябин, в произведениях которого удивительно переплетались камерность и симфоничность.
Предпосылки
Рабочее движение | Крестьянское движение | |
Причины роста | Мобилизация Большие цены, маленькая зарплата Антивоенная пропаганда (особенно большевиков) | Мобилизация Изъятие скота, фуража и продовольствия Землеустройство Высокие цены Нехватка товаров сельского обихода |
Динамика роста | 1914 –22% экон. стачек, удовлетворением заканчивались 38% 1916 –73%, успех – 70% С 2.1915 –увеличение рабочего движения. 9.1.1917 –стачка 112 предприятий в СПб, 144.5 тысяч человек. | 7.1915 –половина губерний России. Движение мобилизованных + захватчики помещичьих земель. 29.4.1915 –циркуляр о приостановке землеустроительных работ. |
Ход событий:
2.1917 – недовольство властью, плохим снабжением столицы продуктами. Стихийное начало «снизу», неожид. и для прав., и для оппозиц. партий.
18.2.1917 – рабочие Путиловского завода забастовали (требовали повышения зарплаты). Их уволили, но забастовщиков поддержали другие предприятия города.
23.2.1917 – решено начать всеобщую забастовку. Треть рабочих столицы. Лозунги: «Хлеб!», «Мира!», «Свободы!», потом – «Долой войну!», «Долой самодержавие!». Царь находился в Ставке в Могилеве и написал командующему Петроградским военным округом Хабалову: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки!».
26.2.1917 – Хабалов приказал стрелять по демонстр. 50 человек убиты, сотни ранены, но переломить ход событий в пользу монарха НЕ удалось.
27.2.1917 – запасные полки, расквартированные в столице, перешли на сторону восставших.
27.2.1917 – Дума приняла решение о создании Временного комитета под председательством М. В. Родзянко. Главная задача – наладить контакты с правительством, стабилизировать обстановку в СПб. Они НЕ претендовали на всю полноту власти. Они только хотели заставить царя пойти на уступки. НО у Комитета НЕ было реальной силы (опирался на маленькие буржуазно-либеральные партии). Стало очевидно на фоне деятельности Петроградского Совета рабочих депутатов (председатель – Н. С. Чхеидзе, первое заседание тоже 27.2.).
Умеренные социалисты: гражданский мир, консолидация «всех классов и элементов народа», политическая свобода и народное управление в России. Трудовые массы на их стороне. Большевики пугали их своей революционностью.
Но Советы не хотели взваливать на себя ответственность управления страной. Умеренные социалисты считали, что власть должна перейти к буржуазии.
28.2.1917 – Хабалов приказал последним защитникам старых порядков сложить оружие.
1.3.1917 – Приказ Петроградского Совета №1: армия под контролем Советов, власть офицеров ограничивалась, выборные солдатские комитеты в частях.
2.3.1917 – Николай 2 отрекся от престола в пользу своего брата великого князя Михаила.
2.3.1917 – учреждено Временное правительство. Председатель – Г. Е. Львов. Кадеты, октябристы, единственный социалист – эсер Керенский.
Но лидеры Петросовета НЕ хотели устраняться от власти, которую получили в дни революции. Задача социалистических Советов – контроль за деятельностью Временного правительства и слежка за тем, чтобы оно НЕ отклонялось от демократического курса.
3.3.1917 – Михаил отказался принять корону. Монархии пришел полный конец.
Временному правительству приходилось согласовывать свои действия с Петросоветом, то есть после падения монархии в России установилось двоевластие.
Политические партии о настоящем и будущем России
Левые | Центристы | Правые | Нацменьшинства |
Леворадикальные партии – самые последовательные. Анархо-коммунисты, анархо-синдикалисты. Маленькие, но громкие. За немедленное вооруженное восстание, свержение Временного правительства, «безвластное общество» на основе федерации. Большевики – НЕ анархисты. Вышли из подполья ослабленными и малочисленными. Объявили себя оппозицией, выступали за завершение буржуазно-демократической революции, создание Революционного правительства. Осторожная готовность к «условной поддержке» Временного правительства. | После Февраля возросли численность и влияние меньшевиков и эсеров. Поддерживали Временное правительство (сначала – условно, потом – безоговорочно). Готовность к сотрудничеству с буржуазными партиями. Отложили программу кардинальных реформ (ликвидация помещичьего землевладения). Внешняя политика: продолжение войны в целях защиты демократии и революции. | Черносотенцы. Союз русского народа, Союз Михаила Архангела. Ушли в тень. Праволиберальные (октябристы, прогрессисты) – острый кризис. Кадеты превратились из оппозиционной партии в правящую. 3.1917 –7-й съезд кадетов, отказались от требований конституционной монархии и стали выступать за демократическую и парламентарную республику. Национальная политика: единая и неделимая Россия, аграрный вопрос – принудительный выкуп части помещичьих земель государством. | Латышская народная партия Литовская партия христианских демократов Эстонская демократическая партия Украинская радикально-демократическая партия Дашнак-цутюн, Мусават (Закавказье) Шура-и-Ислам (Ср. Азия). Накапливали силы, следили за развитием событий. Пока только немногие в качестве пробного шара выдвигали требования автономии в рамках России. |