Система законодательного и нормативно-правовых актов РФ в области защиты населения и территории от ЧС

Безопасность жизнедеятельности с элементами экологии и охраны окружающей среды.

ВРЕДНЫЙ ФАКТОР – негативный фактор воздействия на человека, который приводит к заболеванию.

ОПАСНЫЙ ФАКТОР – негативный фактор воздействия на человека, который приводит к травмам или летальному исходу.

Цель и содержание БЖД – обеспечивание комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и нормативно допустимых уровней воздействия негативных факторов на человека и природную среду.

Научные задачи БЖД сводятся к теоретическому анализу и разработке методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов генерируемых элементами среды обитания (технические средства, материалы, технологические процессы, здания и сооружения, н-р: красный кирпич во время обжига становится радиоактивным; элементы техносферы, природные явления).

Круг практических задач БЖД обусловлены выбором принципов защиты, разработкой и рациональным использованием СИЗ (средств индивидуальной защиты) и природной среды (биосферы) от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений, а также средств, обеспечивающих комфортное состояние среды жизнедеятельности.

Объект изучения БЖД – это комплекс явлений и процессов в системе «человек – среда обитания», негативного воздействия на человека и природную среду. В системе «человек – среда обитания» главным является человек, а среда обитания выбирается человеком.

Предмет изучения БЖД являются объективные закономерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере (производственной, городской и бытовой сфере). Анатомомфизиологические способности человека переносить воздействие опасных и вредных факторов среды обитания в обчных ситуациях и ЧС. Средства формирования комфортных и безопасных условий жизнедеятельности и сохранение природной среды. Правовые и организационные основы обеспечивания БЖД.

Средствами познания БЖД являются наблюдение, моделирование, экспериментирование, математическая статистика, синтез, прогнозирование и т.д. Аксиома потенциальной опасности – это основополагающий пастулат БЖД.

Лекция 2

Правовое обеспечение – это совокупность законов и иных нормативно-правовых актов федеральных законов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Законодательная основа: конституция РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; другие нормативно-правовые акты органов государственной власти и управлений, регулируемых отношения в этой области.

Нормативно-правовй акт – документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы, т.е. общеобязательные, исходящие от государства правила поведения. Все нормативно-правовые акты делятся на федеральные законы и подзаконные акты.

Законы – нормативные акты, принятые в особом законодательном порядке, органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы – нормативные акты принятые в особом законодательном порядке, органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой. В России законы принимаются Гос. Думой →Федеральное собрание → Президент.

Весь этот процесс делится на 3 этапа:

1. внесение подготовленного закона на рассмотрение парламента. Законодательным правом обладают президент, законодательные органы субъектов РФ, верхний и высший арбитражные суды, а также члены совета федерации и депутаты Гос. Думы. Законы вносятся в порядке законодательной инициативы только в Гос. Думу федеральным собранием.

2. включение рассмотрения законопроекта в повестку дня Гос. Думы (с этого момента начинается 1 чтение). После 1-ого чтения Гос. Дума принимает постановление о проекте федерального закона. В результате 2-ого чтения законодательный орган либо принимает, либо отклоняет этот законопроект. После чего наступает 3-е чтение законопроекта. В 3-ем чтении не допускается вносить в него поправки и не возвращаться к его обсуждению. Закон принимается большинством голосов. Принятый закон в течении 5 дней передается в Совет Федерации. Совет Федерации решает одобрить или отклонить (он вообще может оставить без рассмотрения, в таком случае этот закон, после 14 дней, является одобренным).

3. закон вступает в силу в течении 10 дней после его официального опубликования, если иное прямо не предусмотрено в законе. Неопубликованные законы силы не имеют. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Гос. Думой в окончательной редакции.

Подзаконные акты – правотворческие акты компетентных органов, содержащих норму права, основанные на положениях закона и не противоречащих ему.

  • Первостепенное значение имеют нормативные указы президента РФ. Обладают высшей юридической силой и издаются на основе закона.
  • Нормативная постановка правительства. Издаются на основании и восполнении конституционных норм, федерального закона, нормативных указов президента РФ. Правительство издает в пределах своей компетенции.
  • Ведомственные нормативно-правовые акты. Они предоставляются в основном инструкциями, приказами, положениями, наставлениями, уставами и т.д., которые разработаны в министерствах и ведомствах. Некоторые из них имеют (могут иметь) межотраслевой характер и распространяться на другие организации, на всех граждан (инструкции ЦБ РФ, министерства транспорта, труда и т.д.). такие документы подлежат регистрации в министерстве юстиции, где проверяют их соответствие с законом.
  • Внутриподзаконные акты – издаются для регламентации внутренних вопросов и распространяются только внутри одной организации.

Создание законодательной и нормативно-правовой базы по ГО и ЧС на современном этапе.

Наименование Дата принятия, №
Конституция РФ 12.121993
Закон о гражданской обороне (ГО) 12.02.1998, № 28 изменен и дополнен 22.08.2004, №122 ФЗ
Закон о защите населения и территории от ЧС техногенного характера. 21.12.1998, №28
Закон об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя. Принят 14.07.1995 1-ое изменение 7.11.2000, №135 ФЗ 2-ое изменение 22.08.2004, №122 ФЗ
Закон о безопасности 5.03.1992
Закон об обороне 24.04.1996
Закон о 21.12.1994, №69 ФЗ уточнен 22.08.2004, №122 ФЗ

Указы президента РФ

О государственной стратегии Принят 4.02.1994, № 236
О первоочередных мерах по совершенствованию системы учета и сохранности ядерных материалов. 15.09.1994, № 1923
Положение о войсках ГО РФ 27.05.1996 №784
Положение о министерствах РФ по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. 6.05.1994 №457 дополнен 11.07.2004, № 868

Постановление правительства.

О федеральных целевых правил «Создание и развитие российской системы предупреждения и действия в ЧС» 16.01.1995, № 43
О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) 5.11.1995, № 1113 дополнен 30.12.2003, № 794
О классификации ЧС природного и техногенного характера 13.09.1996, № 1094
О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера. 10.11.1996, № 1340
О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС 24.07.1995, № 738 доработан 4.09.2003, № 547
О государственном пожарном надзоре 21.12.2004, № 820
О федеральной противопожарной службе 20.06.2005, № 385

Закон об аварийных ситуациях и статусе спасателей.

1. аварийно-спасательная служба (АСС) – это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, объединение в единую систему, основу которой составляет аварийно-спасательное формирование (АСФ)

2.АСФ – это самостоятельная или входящая в состав ААС структура, предназначенная для АСР (аварийно-спасательных работ), основу которой составляют подразделение спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструкциями, материалами.

2. спасатель – это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение АСР.

3. АСР – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природный среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия, характерных для них опасных факторов. АСР характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью, проводящих эти работы людей и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

4. неотложные работы при ликвидации ЧС – деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшим в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержание их работоспособности.

5. АСС (аварийно-спасательные средства) – техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция; в том числе специальные средства связи, снаряжения, имущества, материалов (методические, видео, аудио, фотоматериалы по технологии АСР, а также программные продукты и базы данных для ЭВМ и иные средства, предназначенные для проведения АСР). Виды АСР: поисково-спасательные, горноспасательные, газо-спасательные, аварийно-спасательные работы связанные с тушением пожаров, работой по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и т.д.

Лекция 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: