Тематический план курса

Пояснительная записка. Цели и задачи дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.Ф.13 Теория и методика музыкального воспитания

История музыки и детского музыкального воспитания. Теория детского музыкального воспитания. Урок музыкального искусства в начальных классах. Методологические принципы и научные основы музыкального образования в начальной школе. Основные виды музыкальной деятельности младших школьников. Музыкальное воспитание во внеклассное время. Формы массовой и кружковой работы при организации музыкального досуга. Основные тенденции детского музыкального воспитания в современном мире. Музыкально-просветительская деятельность в начальной школе.

Содержание учебной программы курса «Теория и методика музыкального воспитания» направлено на овладение будущими учителями начальных классов основами организации музыкального воспитания младших школьников. Поскольку актуальным направлением в работе любой школы является обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии, учитель начальных классов должен знать особенности работы с таким контингентом школьников, в том числе – в области музыкального воспитания. В связи с этим часть дисциплины направлена на решение данной задачи. Программа рассчитана на студентов, не имеющих специальной музыкальной подготовки.

Дисциплина преподается в трех семестрах – 8-м, 9-м и 10-м. Содержание 8-го семестра посвящено вопросам теории музыкального воспитания. В 9-м семестре углубленно изучается собственно методика преподавания музыки в начальных классах. В 10-м семестре рассматриваются особенности музыкального воспитания младших школьников с проблемами в развитии.

Цель курса – подготовить специалиста, компетентного в области использования музыки в воспитательной, образовательной, развивающей и коррекционной работе с младшими школьниками, сформировать у будущего учителя начальных классов основы музыкально-педагогической культуры.

В процессе преподавания данного курса необходимо решить комплекс следующих основных задач: - сформировать у студентов интерес к музыкальному искусству и музыкально-педагогической деятельности; - ознакомить будущих педагогов с теоретическими и практическими основами музыкального воспитания младших школьников, в том числе – детей с проблемами в развитии; - создать условия для овладения студентами умениями и навыками организации музыкального воспитания учащихся.

По окончании курса «Теория и методика музыкального воспитания» студенты должны:

Знать: - значение, цель и задачи методики музыкального воспитания младших школьников, в том числе – детей с проблемами в развитии; - связь данного курса с другими науками и дисциплинами; - цель, задачи, принципы и содержание музыкального воспитания младших школьников; - возможности музыкального искусства в формировании и развитии личности ребенка; - организационные формы музыкального воспитания, особенности их структуры и содержания; - методы и приемы школьного музыкального образования; - современные программы по музыке для начальных классов.

Владеть: - профессиональными умениями и навыками (конструктивными, коммуникативными, организаторскими, прикладными) по осуществлению музыкального воспитания учащихся младших классов, в том числе – школьников с проблемами в развитии; - творческим подходом к музыкально-конструктивной, музыкально-коммуникативной и музыкально-организационной составляющим музыкально-педагогической деятельности; - музыкально-педагогическими исследовательскими умениями; - умениями и навыками музыкально-педагогического самосовершенствования.

Теоретическую и практическую базу для освоения теории и методики музыкального воспитания составляют знания и умения, полученные студентами в курсах общей и специальной педагогики и психологии, физиологии, клинических дисциплин и др. Комплекс теоретических знаний и практических умений, получаемых студентами в процессе данного курса, обеспечивает профессиональную направленность обучения будущих специалистов, работающих с учащимися начальных классов.

Тематический план на 8-й семестр

№ п/п Модуль Раздел Тема Количество часов
лек. пр. занят. лаб. занят. сам. раб. Всего
  Модуль 1: Теоретические основы музыкального воспитания школьников          
  Раздел 1.1: Музыкальное воспитание: история и современность          
  Тема 1.1.1: Введение в курс теории и методики музыкального воспитания + +   +  
  Тема 1.1.2: Из истории музыкального воспитания +     +  
  Тема 1.1.3: Проблемы и тенденции развития современного музыкального образования +     +  
  Раздел 1.2: Цель, задачи, принципы и содержание музыкального воспитания          
  Тема 1.2.1: Цель, задачи и принципы современного музыкального воспитания +        
  Тема 1.2.2: Сущность и характеристика содержания музыкального обучения младших школьников + +   +  
  Модуль 2: Организация музыкального воспитания младших школьников          
  Раздел 2.1:Программы по музыке для младших школьников          
  Тема 2.1.1: Концепция музыкального воспитания и программа по музыке Д.Б. Кабалевского: прошлое и настоящее +     +  
  Тема 2.1.2: Содержание программы Д.Б. Кабалевского   +   +  
  Тема 2.1.3: Современные программы по музыке   +   +  
  Раздел 2.2: Методы и организационные формы музыкального воспитания          
  Тема 2.2.1: Методы музыкального обучения +     +  
  Тема 2.2.2: Урок музыки – основная форма организации музыкального обучения +   + +  
  Тема 2.2.3: Внеклассная работа по музыкальному воспитанию школьников +     +  
  Всего:          

Тематический план на 9-й семестр

№ п/п Модуль Раздел Тема Количество часов
лек пр. занят. лаб. занят. сам. раб всего
  Модуль 3: Развитие дифференцированного музыкального восприятия и творческого подхода к музыке          
  Раздел 3.1.: Музыкальное восприятие и его развитие у младших школьников          
  Тема 3.1.1: Восприятие музыки и методика организации слушания музыки. + +   +  
  Тема 3.1.2: Музыкальная грамота в развитии восприятия музыки + +   +  
  Раздел 3.2.: Творческая деятельность на уроках музыки          
  Тема 3.2.1: Сущность детского творчества и его организация на уроке +     +  
  Тема 3.2.2: Импровизация и игра как основа художественного творчества детей + +   +  
  Модуль 4: Музыкально-исполнительская деятельность учащихся          
  Раздел 4.1: Инструментально-исполнительская деятельность школьников. Музыка и движение.          
  Тема 4.1.1: Игра на детских музыкальных инструментах. + +   +  
  Тема 4.1.2: Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения + +   +  
  Раздел 4.2: Вокально-хоровая работа с младшими школьниками          
  Тема 4.2.1: Теоретические основы хорового пения +     +  
  Тема 4.2.2: Методика организации пения на уроках музыки + +   +  
  Модуль 5: Реализация исследовательской и конструктивной функций учителя музыки.          
  Раздел 5.1: Планирование, учет и контроль          
  Тема 5.1.1: Планирование как творчество учителя + + + +  
  Тема 5.1.2: Оценка, учет и контроль в музыкальном воспитании +     +   +
  Тема 5.1.3: Методика определения музыкального развития младших школьников +   + +  
  Всего:          

Тематический план на 10-й семестр

№ П\П Модуль Раздел Тема Количество часов
лек пр. занят лаб. занят сам. раб Всего
  Модуль 6: Теоретические основы музыкального воспитания школьников с ЗПР          
  Раздел 6.1:Музыкотерапия          
  Тема 6.1.1: Музыкотерапия: предмет, возможности, традиции, задачи          
  Тема 6.1.2:По страницам мировой истории музыкотерапии          
  Раздел 6.2:Характеристика детей, занимающихся в классе коррекции          
  Тема 6.2.1:История воспитания умственно отсталых детей          
  Тема 6.2.2: Основные клинико-психологические формы происхождения ЗПР          
  Модуль 7: Методика музыкального воспитания детей с ЗПР          
  Раздел 7.1:Организация учебно-музыкальной деятельности в классах коррекции          
  Тема 7.1.1:Особенности вокально-хоровой работы в коррекционных классах          
  Тема 7.1.2:Особенности музыкально-ритмической работы в коррекционных классах          
  Тема 7.1.3:Слушание музыки          
  Тема 7.1.4:Игра на детских музыкальных инструментах в коррекционных классах          
  Тема 7.1.5:Импровизация как вид музыкальной деятельности в коррекционных классах          
  Раздел 7.2:Организация коррекционной работы средствами музыки вне занятий со школьниками с ЗПР          
  Тема 7.2.1:Фольклорная работа в начальной школе с детьми с проблемами          
  Тема 7.2.2:Музыкальное воспитание детей с проблемами в условиях семьи          
  Всего          


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: