Религия восточных славян

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого, характерное для всех народов древнего мира. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности - в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому реконструкция славянского язычества чрезвычайно сложна. Помимо этого обстоятельства, восстановление картины язычества славян затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. По большей части -это полемические христианские антиязыческие сочинения.

У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанного с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: «чистых» покойников — умерших естественной смертью («родители»); и на «нечистых» — умерших насильственной или преждевременной смертью (к ним относились и дети умершие некрещеными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых («мертвяков» — отсюда происходят много суеверий связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:

§ Почитание «родителей» — это семейный, а раньше (родовой) культ предков. С ним связаны многие календарные праздники — Масленица отсюда и родительская суббота), Радуница, Троица и другие [30]. Отсюда, возможно, появился и образ Чура

(Щура), восклицания такие как «Чур меня», «Чур это мое», могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового (домовик, доможил, хозяин и пр.).

§ «Нечистые мертвецы». Во многом, это были люди, которых боялись при жизни, и не перестали боятся и после их смерти. Интересен обряд «обезвреживания» такого мертвеца во время засухи, которую им часто приписывали. Выкапывали могилу мертвеца и бросали его в болото (иногда заливали водой), возможно именно отсюда происходит название «навий» (мертвец, умерший), а также «навка» — русалка [31] .

Более сложен вопрос о богах и божествах восточных славян. Самыми древними являлись Перун, Велес и Мокошь.

Перун называется в летописи первым, как «бог грозы»:

Многие исследователи согласны, что потом он стал княжеским богом, но почитался ли крестьянами не известно. Считается, что после принятия христианства образ Перуна стал связываться с Ильёй Пророком. Велес, «скотий бог», мог быть покровителем скотоводства, так и земледелия, а Мокошь — покровительницей женских работ, прядения и ткачества.

Из других богов, которые упоминаются в летописях и некоторых других источниках, можно назвать — Сварог, Даждьбог, Хорс (солнечные божества), Род и Роженица — этимология и происхождение которых неясны.

Во-многой литературе упоминаются иногда другие божества и боги, но часть из них не может считаться богами в строгом смысле этого слова— Ярило, Купала, Костробунько, Род и пр. Другие являются «плодом ошибок и фантазии» (В. Н. Топоров) — Лада -Ладо, Лель, Полель, Похвист и пр. Многие фольклористы, лингвисты и этнографы даже употребляют термин — «кабинетная мифология»

Из низшей мифологии можно выделить лешего — враждебная человеку сила, олицетворявшая лес и таившуюся в ней опасность; водяного — страх перед водой, полудницы -полевой дух в образе женщины в белом, который является во время полуденного жара к работающим в поле, так как обычай требует сделать перерыв.

Спорным был вопрос о русалках. Многие считали ее то олицетворением воды, то духом утопленницы. Неясным оставалась и этимология самого слова. Сегодня можно считать доказанным, что слово «русалка» заимствовано из латинского языка и начинает упоминаться не раньше 18 века [40] [41] , а образ возник из слияния как водяных духов, берегинь, водяниц и пр [42] .

В 980-ые годы князем Владимиром была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через искоренение местных племенных культов. Князь выделил единый пантеон языческих богов во главе с Перуном, однако реформа не удалась, так как на базе политеизма не удалось объединить славянские племена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: