double arrow

Интерьер собора Св.Софии. Символика пространства и интерьера


Год

Разделение Римской Империи

Западная часть Восточная часть (Римская) (Византийская)

Центр г. Рим центр г. Константинополь


Христианско- Христианско-православнвя

католическая вера вера


Базиликальный тип Центрический тип церкви

церкви

- в форме буквы «Т» - в форме квадрата

- в форме латинского - в форме греческого

(удлиненного) равностороннего

креста креста

1.2Периоды архитектуры Византии.

В архитектуре Византии хорошо прослеживаются этапы накопления и слияния опыта римской и восточной школ. Здесь, как и повсюду в периоды централизации власти, строятся крупнейшие официально - культовые сооружения. И, наоборот, междоусобная борьба феодалов и нашествия отражены в сокращении масштабов строящихся объектов, усилении разницы в художественном и конструктивном подходе к архитектуре в разных частях империи.

Византийская архитектура прошла в своем развитии три этапа:

-ранневизантийский(5-7вв.) Происходит становление купольных конструкций и композиционных приёмов центричных зданий.

-средневизантийский (7-12 вв.) Разработан тип крестовокупольного храма.

-поздевизантийский(13-15 вв.)Время моностырского строительства и отказа от монументальных храмов в пользу небольших изящных церквей.

1.3 Типы зданий.

-Центрально – купольные (собор Св.Софии в Константинополе, ранневизантийский период)

-центрические (Церковь Сан-Витале в Равенне) Он складывался на основе распространенной в Передней Азии композиции здания в виде компактного объема, перекрытого куполом. Прообразом храма этого типа является, как уже говорилось, древнее местное жилище. Византийские зодчие разработали прием, при котором купол опирался не на наружные стены, а на расположенное внутри здания кольцо колонн и столбов. Таким образом подкупольное пространство расширялось за счет добавления к нему пространства обхода за этим кольцом. Кроме того, совершенствование строительной техники позволило делать купол не массивным, а прорезанным окнами по периметру его основания, благодаря чему купол, возвышающийся над головами прихожан, был залит светом. В Византии сложилась традиция, по которой богослужение сосредоточивалось в центре здания, под куполом, символизировавшим небесный свод. Поэтому центрические храмы были популярны.




-крестово-купольные (Церковь Сан-Марко в Венеции, средневизантийский период) в котором центром здания по - прежнему остается купол на парусах; его распор погашался примыкающими к парусам с четырех сторон сводами. Перекрытая таким образом конструктивная ячейка имела вид креста, вписанного в прямоугольный объем церкви, дополненный апсидами. Слиянием нескольких крестово - купольных церквей на затесненных монастырских дворах достигалась живописная асимметричная композиция объемов с разновысокими куполами. Уделяется больше внимания декоративной обработке фасадов аркатурными поясами, ложными проемами, пилястрами. Крупные крестовокупольные храмы могли иметь несколько куполов. Собор Сан - Марко в Венеции объединяет в одном здании пять крестово - купольных систем. Его купола, вначале пологие, были надстроены вытянутыми вверх сложными луковичными объемами.

- базилики (базилика в Турманине) тип здания, прямоугольный в плане, состоящий из нечетного количества (3 или 5) разных по высоте нефов (лат. navis – корабль), разделенных продольными рядами колонн или столбов, имеющих самостоятельные покрытия. Более широкий и высокий центральный неф освещается окнами второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos – свод, арка), покрытой полукуполом. Входом в базилику служит поперечный объем – нартекс (от гр. «ларчик», «шкатулка») – притвор, входное помещение, примыкающее обычно к западной стороне христианских храмов, реже к 3 сторонам храма. В раннехристианских и средневековых храмах нартекс предназначался в для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения, т.н. оглашенных, готовых принять христианство.



2.Четыре типа решения объёмно-планировочной системы культовых зданий в Византии. Истоки их появления.????

Исользовались 4 типа объемно-пространственного решения храмов (зачастую с криптой)

2.1 Купольная базилика (София в Константинополе)

2.2 Центрическая с куполом на 8ми или 4х опорах (квадрат или 8мигранник в плане) Нагрузка от купола идет на колонны через парусный свод.Большое влияние на развитие византийских центрических зданий оказали и сложившиеся в этих областях купольные сооружения (церковь в Эсре 510--515 гг., церковь «вне стен» в Русафе в Месопотамии, 569-- 586 гг.).

2.3 Крестово-купольное(центрическое):

- на 4х опорах купол на барабане, нагрузка от купола идет на колонны через парусный свод;1,3 или 5 куполов.

2.4 бесстолопная 1,3 маленьких купола (маковки). Нарузка от куполов идет на крышу(декоративные знаковые купола).

3.Своды Византии. Строительные материалы и конструктивные приёмы опирания сводов в архитектуре Византии

Крестовый свод — образуется путем пересечения двух сводов цилиндрической или коробовой формы одинаковой высоты под прямым углом. Применялся для перекрытия квадратных, а иногда прямоугольных в плане помещений. Он может опираться на свободностоящие опоры (столбы, колонны) по углам, что позволяет сосредоточить в плане давление только на угловых опорах.

Парусный свод — вспарушенный свод на четырех опорах. Образуется отсечением пертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола. Условно расчленен на две зоны: нижнюю — несущую, и верхнюю — несомую пологую часть сферы, называемую скуфьей. Иногда скуфье придавали полуциркульную форму.

Купол на парусах (свод на парусах, парусный свод) — образуется отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола (без барабана).

Крестово-купольный свод — купол, водруженный на крестовое перекрытие (с барабаном).

Купольный свод — представляет собой полушарие, обычно опирается на цилиндрический в плане барабан или на полукруглые в плане стены апсид. В последнем случае называется полукупольным сводом или конхой.

Сомкнутый свод — образуется наклонными по заданной кривой продолжениями стен — лотками (щеками), которые опираются по всему периметру на стены и сходятся в горизонтальной шелыге свода при прямоугольном плане или в одной точке при перекрытии квадратного (на илл.) в плане помещения (в последнем случае также может также называться «монастырским»). Является производным от свода цилиндрического. Передает на стены вертикальное давление и распор по всей длине. Был известен в архитектуре Средней Азии, Рима и готике, но применялся редко, более широко распространился в архитектуре Возрождения.

Свод сомкнутый с распалубками — наличие распалубок по осям лотков меняет конструктивную систему свода: усилия передаются на углы.

* Своды делались из кирпича или камня. Перекры- тия - по большей части сводчатые, иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. Основными строительными ма­териалами был плоский кирпич - плинфа толщиной около 5 см, укла­дываемый на растворе. Наиболее употребляемый размер плинфы 35,5*35,5*5,1 см. В восточных областях империи, богатых карьерами извест­няков и туфа, применялась кладка из тесаных камней на растворе (Си­рия, Закавказье).

Для облегчения веса в клад­ку сводов вводились пористые ка­менные породы, в частности пемза. Купола и своды покрывались чере­пицей или свинцовыми листами.

Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в византийских постройках часто при­менялись металлические и деревян­ные затяжки, которые иногда остав­лялись и в уже возведенном зда­нии. В куполах закладывали растяж­ные кольца, изготовленные из дубо­вых брусьев или полосового железа.

4.Собор Св.Софии .Объёмное и конструктивное решение.

Собор Св.Софии (532-537 гг.)Купольная базилика. Это почти квадратное в плане сооружение (74,8x69,7 м), пространство которого расчленено четырьмя внутренними пилонами на 9 пространственных ячеек и три нефа. Центральный неф собора самый широкий и его осевое положение под­черкнуто нартексом (портиком) и абсидой. Средокрестие перекрыто куполом пролетом 32 м уникальной формы и конструк­ции. В отличие от древнеримских куполов он имеет форму не полусферы, а ее фрагмен­та - скуфьи.

Такая форма создает повышенную долю распо­ра в опорной реакции конструкции Однако сама конструкция купола столь легкая, что абсолютная величина распора невелика и ее восприятие обеспечено конструктивной си­стемой сооружения. Вдоль продольной оси распор воспринимают два больших полуку­пола, поддержанные малыми полукуполами, в поперечном направлении - через под- пружные арки пилоны - контрфорсы. Купол имеет ребристую конструкцию. Ребра вы­полнены из керамических сосудов, установленных остроконечными днищами в горло­вины ниже расположенных. Между ребрами - легкое заполнение из пемзовых кирпи­чей. Толщина купола в замке 0,6 м. Между ребрами у основания купола прорезаны 40 окон размерами 1,5x4,6 м.Диаметр купола 31,4м.

В солнечном свете окна рисуются золотой цепью, на которой купол парит над хра­мом. Золотая смальта внутренней мозаики купола с Пантократором в центре создает ил­люзию «свода небесного». В храме Св.Софии применена и новая система опирания купо­ла. Взамен античной системы опирания на сплошную кольцевую стену применено опи­сание на четыре пилона подпружных арок. Переход от сферы купола к квадрату основа­ния осуществлено через опорное кольцо и четыре паруса (сферические треугольники).

Это позволило объединить подкупольное пространство с окружающим простран­ством храма. Применение крестовых сводов для покрытия боковых нефов обеспечива­ет (в отличие от цилиндрических) также передачу нагрузки на отдельно стоящие опоры, что позволило объединить все девять конструктивных ячеек храма в единое прост­ранство площадью около 2000 кв.м..

Концентрированная передача нагрузки на пилоны - контрфорсы на­ружных стен позволила резко уменьшить нагрузку на сами стены. Благодаря этому их толщина при высоте 20 м колеблется от 1 до 1,5 м.

Это позволило прорезать наружную стену многочисленными окнами. Сами кон­струкции наружных стен выполнены в так называемой «византийской полосатой» ( кладке из плинфы (плоского глиняного кирпича размером 35,5x35,5x5,1см) с толстыми слоями известкового раствора с цемянкой (толченой керамикой или кирпичом). Иногда в кладке стен кирпичные ряды перемежаются рядами естественного камня. Несущие пилоны выполнены из отесанных каменных блоков на известковом рас­творе со свинцовыми прокладками на опорных участках.

Композиция интерь­ера Св.Софии стала эталоном освоения огромного внутреннего пространства высотой до 40м. и площадью до 2000 кв.м. Зодчие решили его очень гармонично и разнообраз­но, исключив с одной стороны визуальную недооценку громадных габаритов, а с дру­гой - исключив их подавляющее влияние. Достигнуто это за счет разнообразных соот­ношений элементов пространства, цветовой и световой композиции храма. В большое подкупольное пространство с востока и запада вливается пространство больших и ма­лых полукуполов, а с севера и юга - двухярусные аркады с эмпорами. Именно это со­отношение двух масштабов в композиции (большего для подкупольного пространства и малого для внутренних арок, эмпор, проемов) исключает подавляющее воздействие громадного пространства. Солнечный свет льется в храм через проемы в основаниях купола, полукуполов и абсид, через окна в северной и южной стенах. В этом нарядном солнечном свете сверкают золотые мозаики полукуполов, парусов и внутренней по­верхности арок и блещет мраморная цветная (розовая и бледно-зеленая) облицовка стен и колонн.

Св.Софии присущ эффект контраста наружного объема и внутреннего пространства: сурового недекорированного крупночлененного наружного и сложного, многоцветного, многоракурсного, изукрашенного интерьера.

Вопрос 4,5 материал из Т.Г.Маклакова

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: