Год
Разделение Римской Империи
Западная часть Восточная часть (Римская) (Византийская)
Центр г. Рим центр г. Константинополь
Христианско- Христианско-православнвя
католическая вера вера
Базиликальный тип Центрический тип церкви
церкви
- в форме буквы «Т» - в форме квадрата
- в форме латинского - в форме греческого
(удлиненного) равностороннего
креста креста
1.2Периоды архитектуры Византии.
В архитектуре Византии хорошо прослеживаются этапы накопления и слияния опыта римской и восточной школ. Здесь, как и повсюду в периоды централизации власти, строятся крупнейшие официально - культовые сооружения. И, наоборот, междоусобная борьба феодалов и нашествия отражены в сокращении масштабов строящихся объектов, усилении разницы в художественном и конструктивном подходе к архитектуре в разных частях империи.
Византийская архитектура прошла в своем развитии три этапа:
-ранневизантийский (5-7вв.) Происходит становление купольных конструкций и композиционных приёмов центричных зданий.
-средневизантийский (7-12 вв.) Разработан тип крестовокупольного храма.
-поздевизантийский (13-15 вв.)Время моностырского строительства и отказа от монументальных храмов в пользу небольших изящных церквей.
1.3 Типы зданий.
-Центрально – купольные (собор Св.Софии в Константинополе, ранневизантийский период)
-центрические (Церковь Сан-Витале в Равенне) Он складывался на основе распространенной в Передней Азии композиции здания в виде компактного объема, перекрытого куполом. Прообразом храма этого типа является, как уже говорилось, древнее местное жилище. Византийские зодчие разработали прием, при котором купол опирался не на наружные стены, а на расположенное внутри здания кольцо колонн и столбов. Таким образом подкупольное пространство расширялось за счет добавления к нему пространства обхода за этим кольцом. Кроме того, совершенствование строительной техники позволило делать купол не массивным, а прорезанным окнами по периметру его основания, благодаря чему купол, возвышающийся над головами прихожан, был залит светом. В Византии сложилась традиция, по которой богослужение сосредоточивалось в центре здания, под куполом, символизировавшим небесный свод. Поэтому центрические храмы были популярны.
- крестово-купольные (Церковь Сан-Марко в Венеции, средневизантийский период) в котором центром здания по - прежнему остается купол на парусах; его распор погашался примыкающими к парусам с четырех сторон сводами. Перекрытая таким образом конструктивная ячейка имела вид креста, вписанного в прямоугольный объем церкви, дополненный апсидами. Слиянием нескольких крестово - купольных церквей на затесненных монастырских дворах достигалась живописная асимметричная композиция объемов с разновысокими куполами. Уделяется больше внимания декоративной обработке фасадов аркатурными поясами, ложными проемами, пилястрами. Крупные крестовокупольные храмы могли иметь несколько куполов. Собор Сан - Марко в Венеции объединяет в одном здании пять крестово - купольных систем. Его купола, вначале пологие, были надстроены вытянутыми вверх сложными луковичными объемами.
- базилики (базилика в Турманине) тип здания, прямоугольный в плане, состоящий из нечетного количества (3 или 5) разных по высоте нефов (лат. navis – корабль), разделенных продольными рядами колонн или столбов, имеющих самостоятельные покрытия. Более широкий и высокий центральный неф освещается окнами второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos – свод, арка), покрытой полукуполом. Входом в базилику служит поперечный объем – нартекс (от гр. «ларчик», «шкатулка») – притвор, входное помещение, примыкающее обычно к западной стороне христианских храмов, реже к 3 сторонам храма. В раннехристианских и средневековых храмах нартекс предназначался в для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения, т.н. оглашенных, готовых принять христианство.
2.Четыре типа решения объёмно-планировочной системы культовых зданий в Византии. Истоки их появления.????
Исользовались 4 типа объемно-пространственного решения храмов (зачастую с криптой)
2.1 Купольная базилика (София в Константинополе)
2.2 Центрическая с куполом на 8ми или 4х опорах (квадрат или 8мигранник в плане) Нагрузка от купола идет на колонны через парусный свод.Большое влияние на развитие византийских центрических зданий оказали и сложившиеся в этих областях купольные сооружения (церковь в Эсре 510--515 гг., церковь «вне стен» в Русафе в Месопотамии, 569-- 586 гг.).
2.3 Крестово-купольное(центрическое):
- на 4х опорах купол на барабане, нагрузка от купола идет на колонны через парусный свод;1,3 или 5 куполов.
2.4 бесстолопная 1,3 маленьких купола (маковки). Нарузка от куполов идет на крышу(декоративные знаковые купола).
3.Своды Византии. Строительные материалы и конструктивные приёмы опирания сводов в архитектуре Византии
Крестовый свод — образуется путем пересечения двух сводов цилиндрической или коробовой формы одинаковой высоты под прямым углом. Применялся для перекрытия квадратных, а иногда прямоугольных в плане помещений. Он может опираться на свободностоящие опоры (столбы, колонны) по углам, что позволяет сосредоточить в плане давление только на угловых опорах.
Парусный свод — вспарушенный свод на четырех опорах. Образуется отсечением пертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола. Условно расчленен на две зоны: нижнюю — несущую, и верхнюю — несомую пологую часть сферы, называемую скуфьей. Иногда скуфье придавали полуциркульную форму.
Купол на парусах (свод на парусах, парусный свод) — образуется отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола (без барабана).
Крестово-купольный свод — купол, водруженный на крестовое перекрытие (с барабаном).
Купольный свод — представляет собой полушарие, обычно опирается на цилиндрический в плане барабан или на полукруглые в плане стены апсид. В последнем случае называется полукупольным сводом или конхой.
Сомкнутый свод — образуется наклонными по заданной кривой продолжениями стен — лотками (щеками), которые опираются по всему периметру на стены и сходятся в горизонтальной шелыге свода при прямоугольном плане или в одной точке при перекрытии квадратного (на илл.) в плане помещения (в последнем случае также может также называться «монастырским»). Является производным от свода цилиндрического. Передает на стены вертикальное давление и распор по всей длине. Был известен в архитектуре Средней Азии, Рима и готике, но применялся редко, более широко распространился в архитектуре Возрождения.
Свод сомкнутый с распалубками — наличие распалубок по осям лотков меняет конструктивную систему свода: усилия передаются на углы.
* Своды делались из кирпича или камня. Перекры- тия - по большей части сводчатые, иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. Основными строительными материалами был плоский кирпич - плинфа толщиной около 5 см, укладываемый на растворе. Наиболее употребляемый размер плинфы 35,5*35,5*5,1 см. В восточных областях империи, богатых карьерами известняков и туфа, применялась кладка из тесаных камней на растворе (Сирия, Закавказье).
Для облегчения веса в кладку сводов вводились пористые каменные породы, в частности пемза. Купола и своды покрывались черепицей или свинцовыми листами.
Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в византийских постройках часто применялись металлические и деревянные затяжки, которые иногда оставлялись и в уже возведенном здании. В куполах закладывали растяжные кольца, изготовленные из дубовых брусьев или полосового железа.
4.Собор Св.Софии.Объёмное и конструктивное решение.
Собор Св.Софии (532-537 гг.)Купольная базилика. Это почти квадратное в плане сооружение (74,8x69,7 м), пространство которого расчленено четырьмя внутренними пилонами на 9 пространственных ячеек и три нефа. Центральный неф собора самый широкий и его осевое положение подчеркнуто нартексом (портиком) и абсидой. Средокрестие перекрыто куполом пролетом 32 м уникальной формы и конструкции. В отличие от древнеримских куполов он имеет форму не полусферы, а ее фрагмента - скуфьи.
Такая форма создает повышенную долю распора в опорной реакции конструкции Однако сама конструкция купола столь легкая, что абсолютная величина распора невелика и ее восприятие обеспечено конструктивной системой сооружения. Вдоль продольной оси распор воспринимают два больших полукупола, поддержанные малыми полукуполами, в поперечном направлении - через под- пружные арки пилоны - контрфорсы. Купол имеет ребристую конструкцию. Ребра выполнены из керамических сосудов, установленных остроконечными днищами в горловины ниже расположенных. Между ребрами - легкое заполнение из пемзовых кирпичей. Толщина купола в замке 0,6 м. Между ребрами у основания купола прорезаны 40 окон размерами 1,5x4,6 м.Диаметр купола 31,4м.
В солнечном свете окна рисуются золотой цепью, на которой купол парит над храмом. Золотая смальта внутренней мозаики купола с Пантократором в центре создает иллюзию «свода небесного». В храме Св.Софии применена и новая система опирания купола. Взамен античной системы опирания на сплошную кольцевую стену применено описание на четыре пилона подпружных арок. Переход от сферы купола к квадрату основания осуществлено через опорное кольцо и четыре паруса (сферические треугольники).
Это позволило объединить подкупольное пространство с окружающим пространством храма. Применение крестовых сводов для покрытия боковых нефов обеспечивает (в отличие от цилиндрических) также передачу нагрузки на отдельно стоящие опоры, что позволило объединить все девять конструктивных ячеек храма в единое пространство площадью около 2000 кв.м..
Концентрированная передача нагрузки на пилоны - контрфорсы наружных стен позволила резко уменьшить нагрузку на сами стены. Благодаря этому их толщина при высоте 20 м колеблется от 1 до 1,5 м.
Это позволило прорезать наружную стену многочисленными окнами. Сами конструкции наружных стен выполнены в так называемой «византийской полосатой» (кладке из плинфы (плоского глиняного кирпича размером 35,5x35,5x5,1см) с толстыми слоями известкового раствора с цемянкой (толченой керамикой или кирпичом). Иногда в кладке стен кирпичные ряды перемежаются рядами естественного камня. Несущие пилоны выполнены из отесанных каменных блоков на известковом растворе со свинцовыми прокладками на опорных участках.
Композиция интерьера Св.Софии стала эталоном освоения огромного внутреннего пространства высотой до 40м. и площадью до 2000 кв.м. Зодчие решили его очень гармонично и разнообразно, исключив с одной стороны визуальную недооценку громадных габаритов, а с другой - исключив их подавляющее влияние. Достигнуто это за счет разнообразных соотношений элементов пространства, цветовой и световой композиции храма. В большое подкупольное пространство с востока и запада вливается пространство больших и малых полукуполов, а с севера и юга - двухярусные аркады с эмпорами. Именно это соотношение двух масштабов в композиции (большего для подкупольного пространства и малого для внутренних арок, эмпор, проемов) исключает подавляющее воздействие громадного пространства. Солнечный свет льется в храм через проемы в основаниях купола, полукуполов и абсид, через окна в северной и южной стенах. В этом нарядном солнечном свете сверкают золотые мозаики полукуполов, парусов и внутренней поверхности арок и блещет мраморная цветная (розовая и бледно-зеленая) облицовка стен и колонн.
Св.Софии присущ эффект контраста наружного объема и внутреннего пространства: сурового недекорированного крупночлененного наружного и сложного, многоцветного, многоракурсного, изукрашенного интерьера.
Вопрос 4,5 материал из Т.Г.Маклакова