Общественное устройство восточных славян

Готический период.

Дороманский и романские периоды.

Архитектура стран западной европы 5-15 вв.Стили.Типы зданий.

На территории Западной Европы, охваченной непрерывными военными столкновениями, сопровождающими нашествия варваров в начальный период формирования феодализма, продолжается разрушение цивилизации Древнего Рима, утрачивается его строительная техника и культура.

Архитектуру средневековья различают по трем основным пе­риодам:

Дороманский VII—X вв.

Романский конец X в. — XII в.

Готический XIII—XV вв.

Основными архитектурными сооружениями в это время яв­ляются:

1. Замки-донжоны;

2. Монастыри

3. Храмы (базилики, зальные храмы) и баптистерии (крещальни);

4. Рядовые жилища.

5. крипта

Замки окружались мощными стенами и башнями, посколь­ку его хозяину постоянно угрожали другие мелкопоместные со­седи. Перед крепкими воротами, часто двойными или тройны­ми, через глубокий ров с водой перебрасывался подъемный мост. За стенами из грубо обработанных глыб камня, оставшихся еще с ледникового периода, возводились здания с жильем для фео­дала, его прислуги и дружины, хозяйственные постройки, домовая церковь.

Монастыри и монастырские соборы этого времени часто имели вид крепости. Монастыри вели собственное натуральное хозяй­ство и как крупные феодалы владели землей, лугами, лесами. монастырь в Клюни на юге Франции (X—XI вв.)

Храмы. Вся Западная Европа находилась под влиянием рим­ско-католической церкви во главе с папой. Типичным примером является собор в Пуатье (конец XII в. Франция)

Рядовые жилища. Характерным является так называемый Дом ремесленника в Клюни. В нем на первом этаже, сложенном из грубо обработанных камней с крупной кладкой находились скла­ды, мастерские или лавки. На втором и реже третьем этажах находилось жилище. Здесь кладка стен более мелкая или кир­пичная, крыша черепичная.

Рядовые жилища были основным градостроительным элемен­том любого города или населенного места

Основными архитектурными сооружениями в это время яв­ляются:

-ратуши- здания для заседания органов самоуправления городов

-городские оборонительные сооружения

-торговые и складские сооружения

-монастырские и культовые сооружения

-дворцы

-склады

-городские звонницы

Формируются два основных стиля:

-Романский

-готический

Скорее всего речь здесь идет о собраниях (вече) общинников, на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей - "военных предводителей". При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Таким образом, в этот период славяне переживали последний период общинного строя - эпоху "военной демократии", предшествующую образованию государства. Об этом свидетельствуют такие факты, как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором VI в. - Маврикием Стратегом, появление рабов из пленных, набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж предводителей и ускоряли складывание дружины, состоящей из профессиональных воинов, соратников князя.
Кроме того, происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща, приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями. Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих "княженье". Так в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с Киевом, второй - с Новгородом или его более древним предшественником. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо они представляли собой предгосударственные образования, включающие в себя по нескольку племенных союзов. Однако все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам. Итак, восточные славяне, сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций, т.е. обычного права, вечевую демократию), претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности и привело к образованию государства.

//////


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: