Готический период.
Дороманский и романские периоды.
Архитектура стран западной европы 5-15 вв.Стили.Типы зданий.
На территории Западной Европы, охваченной непрерывными военными столкновениями, сопровождающими нашествия варваров в начальный период формирования феодализма, продолжается разрушение цивилизации Древнего Рима, утрачивается его строительная техника и культура.
Архитектуру средневековья различают по трем основным периодам:
Дороманский VII—X вв.
Романский конец X в. — XII в.
Готический XIII—XV вв.
Основными архитектурными сооружениями в это время являются:
1. Замки-донжоны;
2. Монастыри
3. Храмы (базилики, зальные храмы) и баптистерии (крещальни);
4. Рядовые жилища.
5. крипта
Замки окружались мощными стенами и башнями, поскольку его хозяину постоянно угрожали другие мелкопоместные соседи. Перед крепкими воротами, часто двойными или тройными, через глубокий ров с водой перебрасывался подъемный мост. За стенами из грубо обработанных глыб камня, оставшихся еще с ледникового периода, возводились здания с жильем для феодала, его прислуги и дружины, хозяйственные постройки, домовая церковь.
Монастыри и монастырские соборы этого времени часто имели вид крепости. Монастыри вели собственное натуральное хозяйство и как крупные феодалы владели землей, лугами, лесами. монастырь в Клюни на юге Франции (X—XI вв.)
Храмы. Вся Западная Европа находилась под влиянием римско-католической церкви во главе с папой. Типичным примером является собор в Пуатье (конец XII в. Франция)
Рядовые жилища. Характерным является так называемый Дом ремесленника в Клюни. В нем на первом этаже, сложенном из грубо обработанных камней с крупной кладкой находились склады, мастерские или лавки. На втором и реже третьем этажах находилось жилище. Здесь кладка стен более мелкая или кирпичная, крыша черепичная.
Рядовые жилища были основным градостроительным элементом любого города или населенного места
Основными архитектурными сооружениями в это время являются:
-ратуши- здания для заседания органов самоуправления городов
-городские оборонительные сооружения
-торговые и складские сооружения
-монастырские и культовые сооружения
-дворцы
-склады
-городские звонницы
Формируются два основных стиля:
-Романский
-готический
Скорее всего речь здесь идет о собраниях (вече) общинников, на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей - "военных предводителей". При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Таким образом, в этот период славяне переживали последний период общинного строя - эпоху "военной демократии", предшествующую образованию государства. Об этом свидетельствуют такие факты, как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором VI в. - Маврикием Стратегом, появление рабов из пленных, набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж предводителей и ускоряли складывание дружины, состоящей из профессиональных воинов, соратников князя.
Кроме того, происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща, приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями. Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих "княженье". Так в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.
В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с Киевом, второй - с Новгородом или его более древним предшественником. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо они представляли собой предгосударственные образования, включающие в себя по нескольку племенных союзов. Однако все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам. Итак, восточные славяне, сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций, т.е. обычного права, вечевую демократию), претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности и привело к образованию государства.
//////