Методы получения аудиторских доказательств

17.11.11

15.11.11

31.10.11

Тема: Система организации внутреннего контроля и метода его оценки.

1. Внутренний контроль в системе управления организацией.

2. Оценка СВК (системы внутреннего контроля) в ходе аудита.

Орган внутреннего контроля является самостоятельным подразделением аппарата управлением организации и подчиняется только ее руководителю.

Он создается с целью независимой проверки выполнения сотрудниками организации своих должностных обязанностей.

Организационными формами внутреннего контроля могут быть:

- отдел (служба) управления;

- отдельная группа внутренних аудиторов.

Для работников службы внутреннего аудита разрабатываются должностные инструкции, в которых предусмотрены общие положения, конкретные должностные обязанности, права и ответственность каждого работника.

Система внутреннего контроля – это политика и процедуры, принятые руководством организации для содействия в реализации целей, предусматривающих упорядоченное и эффективное ведение финансово – хозяйственной деятельности.

Эти цели включают:

Ø Строгое следование политики руководства;

Ø Обеспечение сохранности активов;

Ø Предотвращение и обнаружение фактов мошенничества и ошибок;

Ø Полноту и точность бухгалтерских записей;

Ø Своевременную подготовку достоверной финансовой информации.

СВК включает в себя:

1. Система бухгалтерского учета – это совокупность задач, процедур и бухгалтерских записей клиента, применяющихся в целях идентификации, сбора, анализа, расчета, классификации, регистрации, обобщения и отражения результатов хозяйственных событий.

Она считается эффективной (надлежащей) если в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования:

- операции в учете зафиксированы в правильных суммах;

- операции в учете правильно отражают временной период;

- операции правильно и в соответствии с действующими нормативными положениями отражены на счетах бухгалтерского учета;

- зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности и ограничена возможность появления злоупотреблений.

2. Контрольная среда – это общее отношение, осведомленность и действие руководства, относящиеся к системе внутреннего контроля и ее значимости для организации.

Она включает в себя:

- стиль и основные принципы управления;

- организационную структуру предприятия;

- распределение ответственности и полномочий;

- осуществляемую кадровую политику;

- порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;

- порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;

- соответствие хозяйственной деятельности организации требованиям действующего законодательства.

3. Средства контроля – устанавливается руководством организации на отдельных направлениях и участках хозяйственной деятельности для обеспечения эффективного и надежного управления СВК.

Они должны обеспечивать:

- выполнение хозяйственных операций, доступ к активам только с одобрения руководства;

- своевременный учет всех операций в точных суммах, на соответствующих счетах в установленные отчетные периоды;

- сопоставление учетных данных по активам с фактическими через разумные промежутки времени, принятие мер в отношении обнаруженных расхождений.

К процедурам внутреннего контроля относятся:

Ø Контроль и утверждение документов;

Ø Проверка арифметической точности записей;

Ø Ведение и проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей;

Ø Подготовка проведения и утверждения отчетов;

Ø Осуществление контроля над прикладными программами и средой компьютерных информационных систем;

Ø Сравнение данных, полученных из внутренних источников с данными внешних источников;

Ø Проведение инвентаризации имущества;

Ø Ограничение прямого физического доступа к активам и записям.

Вопросы для самопроверки:

1- перечислите организационные формы внутреннего контроля;

2- в каких случаях система БУ считается эффективной;

3- что такое контрольная среда и процедуры контроля;

4- что должны обеспечивать средства контроля.

5. Этапы оценки системы внутреннего контроля.

Аудиторская организация должна оценить систему внутреннего контроля аудируемого лица.

1 этап – Общее знакомство с системой внутреннего контроля.

По итогам первоначального знакомства с СВК на основе общего представления и специфике о масштабе деятельности и системе бухгалтерского учета клиента аудиторская организация должна принять решение о том, может ли она полагаться на его СВК или нет.

2 этап – Первична я оценка надежности СВК.

Для этого аудитор должен ознакомиться с системой бухгалтерского учета аудируемого лица и провести изучение, анализ и оценку сведений о таких сторонах хозяйственной деятельности аудируемого лица как:

- учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета;

- организационная структура подразделения, ответственного за ведение БУ и подготовку необходимой бухгалтерской отчетности;

- распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовки отчетности;

- организация подготовки оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;

- порядок отражения хозяйственных операций в регистрах БУ, а также формы и методы обобщения данных таких регистров;

- порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных БУ;

- роль и место средств вычислительной техники в ведении БУ и подготовки отчетности;

- критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;

- средства контроля, предусмотренные в отдельных областях БУ.

Существует следующая градация оценки надежности СВК:

1. Низкая.

2. Средняя.

3. Высокая.

В ходе процедуры первичной оценки надежности СВК аудитор принимает во внимание, что следует проверять на предмет надежности средств контроля бухгалтерскую и хозяйственную документацию всего отчетного периода, уделять внимание тем периодам деятельности, где особенно резко наблюдаются различия с типичной ситуацией.

3 этап – Подтверждение достоверности оценки СВК.

Аудиторская организация, принявшая по итогам процедуры первичной оценки решение о доверии СВК, обязана осуществлять процедуры подтверждения достоверности этой системы на основе методики или приемов, разработанных ею самостоятельно.

Полученное представление и оценка систем БУ и внутреннего контроля аудируемого лица должны надлежащим образом документироваться с указанием аргументов, которыми руководствовалось аудиторская организация, давая соответствующую оценку надежности СВК.

Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором в ходе проведения проверки и результат анализа этой информации, на которых основывается его мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Источниками их получения являются первичные документы клиента, его бухгалтерские записи, результаты анализа АХД, результаты, проведенные инвентаризацией, письменные разъяснения уполномоченных сотрудников и полученная из других источников информация.

Аудиторские доказательства получают в результате проведения тестов средств внутреннего контроля, проводимых с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности систем БУ и внутреннего контроля, а также в результате проведения процедур проверки по существу, то есть тестов, которые проводятся с целью получения доказательств для обнаружения существенных искажений в финансовой отчетности.

1. Проверка первичных документов и учетных регистров с целью установления сущности, законности, целесообразности и оценки достоверности совершаемых хозяйственных операций аудитор использует различные методы документального контроля:

- формальная проверка документов – означает, что документ изучается с формальной стороны для того, чтобы установить составлен ли он по утвержденной форме, имеет ли все необходимые реквизиты, нет ли в нем подчисток и не оговоренных исправлений, имеются ли надлежащие оформленные приложения, на которые дана ссылка в документе и т.д.

- арифметическая проверка документов – предполагает проверку правильности произведенных расчетов, вычислений и других арифметических действий;

- экспертная проверка документов – позволяет установить подлинность документов и предполагает проверку на реальность имеющихся подписей, соответствие составления документов датам отражения в них операций, отсутствие дописок текста, зачеркивания или частичного удаления написанного;

- проверка документов по существу – в этом случае аудиторы устанавливают достоверность зафиксированных в документах операций путем сличения взаимосвязанных документов, путем опроса соответствующих должностных лиц и непосредственный осмотр объектов;

- сопоставление документов – заключается в проверке достоверности и правильности отраженных в документах хозяйственных операций на предмет выявления целесообразности (хищения, составления подложных документов, неправильного отражения или не отражения операций в БУ) проведения той или иной хозяйственной операции.

2. Методы фактического контроля:

- инспектирование – это проверка записей документов или материальных активов, в ходе которой можно получить аудиторские доказательства разной степени надежности, созданные:

А) третьими сторонами и находящимися у них;

Б) третьими сторонами, но находящиеся у аудируемого лица;

В) аудируемым лицом и находящиеся у него.

- наблюдение – представляет собой изучение процессов или процедур, выполняемых другими лицами, например, за пересчетом материальных запасов, денежных средств и др.

- запрос – представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица с целью получения сведений, как в устной, так и в письменной форме по различным фактам (хищений, недостач, излишков, обязательств и др.).

- подтверждение – это ответ на запрос по информации, содержащейся в бухгалтерских записях. Аудируемое лицо должно обратиться с просьбой о подтверждении к третьей стороне по согласованию с аудитором, но подтверждение получает аудиторская организация.

- пересчет – это проверка точности арифметических расчетов первичных документов или бухгалтерских записей при выполнении самостоятельных расчетов.

- инвентаризация – непосредственная проверка наличия хозяйственных средств путем обмера, осмотра, взвешивания и т.д.

Аудитор может участвовать в инвентаризации активов аудируемого лица, в результате которой получает ценные и достоверные доказательства о реальности и точности активных статей баланса и фактов совершенных хозяйственных операций. Наличие хозяйственных средств фиксируется в инвентаризационных записях и сличительных ведомостях, сводятся с данными БУ.

- прослеживание – при котором аудитор проверяет первичные документы, отражение данных первичных документов в регистрах БУ, изучает корреспонденцию счетов и убеждается в правильности или не правильности отражения в БУ соответствующих хозяйственных операций.

- сканирование – представляет собой изучение не типичных операций, отраженных в документации аудируемого лица. Оно применяется по конкретному направлению, например, сканирование кредитных записей счетов расходов и подтверждение их данными первичных документов.

- устный опрос – для этого предварительно готовят бланки с перечнем вопросов по различным проблемам, на которые получают ответы от персонала или третьей стороны. Результаты устных опросов протоколируются, указываются фамилия аудитора и опрашиваемого лица.

- составление альтернативного баланса – используется для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг путем составления баланса израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции выполненных работ и оказанных услуг. Это позволит выявить отклонения от нормативного расхода и убедится в достоверности исчисления финансового результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: