Подготовительная стадия планирования аудита начинается с получения аудиторской организации конкретных аудиторских услуг

I. Подготовительная стадия планирования аудита.

Планирование аудита.

Квалификационный аттестат аудитора ликвидируется в следующих случаях.

1) При использовании аудитором подложных документов для его получения;

2) При систематическом нарушении аудитором ФЗ «об аудиторской деятельности» или федеральных стандартов об аудиторской деятельности;

3) Если станет известным, что аудитор подписал заведомо ложное аудиторское заключение (без проверки организации), когда аудиторское мнение противоречит результатам проверки;

4) Если аудитор не участвовал в аудиторской деятельности в течении двух лет после получения квалификационного аттестата;

5) При уклонении аудитора от прохождения обучения с целью повышения квалификации или при неуспешном прохождении такого обучения.

6) При уклонении аудитора от внешнего контроля качества его работы.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается той самой организацией аудиторов, членом которой является тот самый аудитор.

Если был аннулирован квалификационный аттестат, то он не в праве повторно обращаться с заявлением о своем допуске к сдаче квалификационных экзаменов для получения нового аттестата в течении 3-х лет со дня аннулирования предыдущего аттестата.

Преимущества, которые имеет аттестованный аудитор над неаттестованным:

- имеет право подписывать итоговые документы по результатам проверки организации аудиторское заключение и акт аудитора;

- высокая зарплата за оказание аудиторских услуг.

I. Подготовительная стадия планирования аудита.

II. Стадия непосредственного планирования аудита.

Включает этапы:

1)Поступление в аудиторскую организацию официального предложения о проведении аудита в конкретной организации;

2)Ознакомление аудиторов с документами организации, для которой нужно оказать аудиторские услуги;

3)Составление аудиторской организацией письма-согласия на аудит;

4)Заключение с организацией договора об оказании аудиторских услуг.

Это письмо является основанием для начала процесса планирования аудита в аудиторской организации. На этом этапе могут возникнуть объективные причины отказа от аудита.

Объективные причины отказа от аудита всегда возникают в конкретной аудиторской организации по отношению к конкретной организации, которой нужны аудиторские услуги.

Объективные причины:

1) Если аудиторская организация является учредителем или участником уставного капитала (акционером, пайщиком) организации, которой нужны аудиторские услуги;

2) Когда организация, которой нужны аудиторские услуги, является учредителем или участниками уставного капитала аудиторской организации;

3) Если аудиторы, аудиторская организация, которые должны оказывать аудиторские услуги состоят в близком родстве с руководством этой организации, которой нужны услуги: родители – дети; супруги; братья – сестры. Нельзя состоят в родстве с: генеральным директором; главным бухгалтером; другими заместителями генерального директора; начальниками отделов;

4) Если аудиторы оказывали организации услуги, несовместимые с оказанием новых услуг. Например: если аудиторы вели бухгалтерский учет в организации, составляли для нее БФО, занимались восстановлением бухгалтерского учета и отчетности в ней, то нельзя совершать аудиторские проверки деятельности такой организации, при условии, что период, за которой нужно проверять, должен совпадать с тем периодом, за который совершались вышеперечисленные услуги;

5) Если коммерческий банк давал аудиторской организации кредиты, то аудиторская организация также не в праве проверять этот банк.

Все эти причины отказа от аудита – объединяет потеря объективности со стороны конкретной аудиторской организации по отношению к конкретной проверяемой организации.

2)Ознакомление аудиторов с документами организации, для которой нужно оказать аудиторские услуги.

На этом этапе аудиторы запрашивают у организации для изучения следующие документы:

· учредительные документы (устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации организации, все имеющиеся лицензии на ту или иную деятельность, справки из фондов, из органов статистики о постановке на учет, приказы о назначении на должность руководителя и главного бухгалтера);

· документы учетной политики (положение, рабочий план счетов, схема документооборота);

· вся бухгалтерская отчетность и все пояснения к ней;

· протоколы общего собрания участников организации, заседания совета директоров и дирекции;

· внутренние положения и инструкции, применяемые в организации (положения о внутренних фондах – очень интересует аудиторов);

· акты и другие материалы проверок организации, как внешних проверок, так и внутренних;

· основные приказы и распоряжения;

· основные договоры организации, заключаемые с ее клиентами и партнерами.

Аудиторы, анализируя указанную выше документацию приходят к пониманию следующего:

· Из учредительных документов – форму собственности организации, ее виды деятельности, юридический статус, организационную структуру, перечни внутренних фондов и порядок их формирования использования, порядок формирования уставного капитала организации и его размер.

· Документы учетной политики – изучая учетную политику организации, аудиторы выясняют имеющиеся у нее особенности ведения бухгалтерского учета и составления БФО. Понимают насколько учетная политика соответствует (адекватна ли) финансово-хозяйственной деятельности организации.

· Документы отчетности – из отчетности можно извлечь информацию относительно таких финансово-экономических показателей деятельности организации таких, как прибыль, величина чистых активов, дебиторская, кредиторская задолженность, объем выручки и т.п. Велика ли доля валютных операций в ее деятельности или может она имеет другого рода специфику, к примеру, много инвесторов из за рубежа или она сама является инвестором и т.д. Видны денежные обороты и масштабы деятельности. Будут ли у аудиторов проблемы с организацией относительно выяснения достоверности.

· Протоколы общего собрания участников организации, заседания совета директоров и дирекции – изучение и анализ важных решений, принимаемых в организации относительно ее деятельности и развития. Это особенно важно для аудиторов, так как им вменяется в обязанность сделать прогноз относительно непрерывности финансово-хозяйственной деятельности организации на предстоящий финансовый год после того года, когда была осуществлена аудиторская проверка.

· Внутренние положения и инструкции – изучение внутренних положений и особенно внутренних фондов формирования и использования позволяет аудиторам понять направляет ли организация свои собственные деньги на накопление (расширение) деятельность (к примеру, на освоение новой продукции, покупку новой техники, оборудования, продвижение продукции на новых рынках, новые услуги, повышение квалификации персонала) или же организация эти деньги тратит на потребления (к примеру, дополнительные финансовые вознаграждения для сотрудников, корпоративные мероприятия, оплата путевок, культурных мероприятий для персонала). Другие инструкции объясняют характер управления организацией (либо жесткая диктатура, либо более менее демократичное).

· Акты и другие материалы проверок организации, как внешних проверок, так и внутренних – по ним обращают внимание на указанные ошибки и нарушения, на рекомендации, которые были даны по ним, качество работы службы внутреннего аудита.

· Основные приказы и распоряжения. Основные договоры организации – можно получить информацию об основных клиентах и партнерах и о взаимоотношениях организации с ними. Можно получить представление о состоянии трудовой дисциплины (к примеру, о модернизации и реконструкции в организации, как часто меняется руководящий персонал, насколько часто меняется организационная структуры, т.е. структура подразделений – территориальных и центральных). Таким образом можно уяснить тенденцию финансово-хозяйственной деятельности организации, т.е. восходящая она или нисходящая. Можно прояснить детали по предыдущим пунктам.

На основе такого всестороннего углубленного проведенного анализа всех этих документов у аудиторов могут возникнуть субъективные причины отказа от аудита.

Субъективные причины отказа от аудита:

1) Невозможность для небольшой аудиторской организации оказать аудиторские услуги крупной компании в сжатые сроки;

Варианты: аудиторы отказываются от проверки организации и оказании других аудиторских услуг или соглашаются, но при этом привлекают к проверке или оказанию услуг другую аудиторскую организацию, составляя при этом отдельный договор о совместной деятельности.

2) Отсутствие в аудиторской организации специалиста узкого профиля, который обязательно должен участвовать в проверке организации в связи с тем, что именно этот профиль имеет принципиальное значение для нее/

Варианты: отказывается от проверки другой услуги организации по субъективной причине или же соглашается на аудит, но при этом должна привлечь со стороны именно специалиста данного узкого профиля, составить с ним трудовое соглашение об оказании аудиторских услуг.

3) Невозможность для аудиторской организации оказывать услуги «проблемной» организации.

Варианты: аудиторы соглашаются на такие проблемные условия, но такая проверка для них будет очень трудной из-за давления со стороны организации на них, вплоть до физической расправы или отказаться от проверки.

При отсутствии субъективных и объективных причин отказа от аудита, аудиторы приступают к следующему этапу планирования аудиту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: