Планирование повышения качества и освоения новой продукции

Планирование повышения качества продукции.

Важнейшими функциями управления качеством продукции является прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции, планирование повышения качества продукции.

Целью прогнозирования качества является получение научно обоснованной информации о качестве продукции в будущем, используемой для формирования программы действий в настоящем. Реализация такой программы должна обеспечить достижение прогнозируемых показателей уровня качества. Перспективный уровень качества продукции, полученный на основе прогноза, используют при разработке плановых заданий по последовательному приближению характеристик качества изделий к этому ориентиру, а на основе этих заданий осуществляются регулирующие воздействия на процессы разработки и производства продукции для получения изделий с запланированными характеристиками качества.

Важнейшим принципом прогнозирования и планирования качества продукции является принцип планомерного удовлетворения потребности в новой продукции пропорционально возникновению потребности.

Ограниченность ресурсов для производства товаров народного потребления не дает возможности добиться одновременного повышения качества всех изделий всех ассортиментных групп. В этой связи задача прогноза потребностей в продукции более высокого качества состоит в определении экономически целесообразных пропорций и соотношений производства продукции различного качества и назначения.

Принято выделять два общих подхода к прогнозированию: генетический и целевой. При генетическом подходе исходя из выявленных тенденций прогнозируют будущие результаты развития. Один из наиболее распространенных методов генетического подхода – экстраполяция тренда. К ним же относятся морфологический анализ, сценарии будущего, кривые обучения и.т.д. Целевой подход обычно характеризуют как отыскивание путей воздействия на те или иные условия изменения объекта для достижения заранее поставленных целей. Иногда этот метод называют нормативным (нельзя отождествлять с нормативным методом прогнозирования).

Изменение одного из подходов не исключает другого. Отыскивание оптимальной траектории развития прогнозируемого явления предполагает включение в методику экономического прогнозирования методов соответствующих обоим методам.

Определенный интерес для прогнозирования качества продукции представляет компаративный метод, основанный на анализе сходного объекта, имеющего более высокий уровень развития. Применительно к техническому уровню и качеству продукции метод предполагает изучение изменений и развития производства определенных видов продукции в странах, опередивших по определенным показателям развития данную страну.

Наибольшую практическую значимость имеют интерполяционные модели, отражающие закономерности изменения функции по факторам в периоды основания и утверждения. Эти модели строят по временным рядам функции и факторов.

Целью планирования повышения качества продукции является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в товарах соответствующего ассортимента и качества, повышение эффективности производства на основе использования достижений научно-технического прогресса, производственных и социальных возможностей.

Номенклатуру продукции и показатели для планирования ее качества выбирают с учетом стадий обеспечения качества (разработка, изготовление, потребление), вида планирования (текущее, перспективное), уровня планирования и особенностей конкретного вида продукции.

Задачами планирования улучшения качества продукции на стадии исследования и разработки являются создание новых видов продукции с высокими потребительскими свойствами, планомерное улучшение единичных и комплексных показателей.

Эти задания предусматриваются в планах отраслевых подведомственных научных и проектно-технологических организаций и предприятий.

Для отраслей разрабатываются перспективные (прогнозные) комплексные планы (с разбивкой по годам) по улучшению качества и ассортимента продукции, в которых предусматриваются следующие мероприятия:

создание и освоение новой техники и технологии (например, освоение технологических процессов по закупленным лицензиям и т.п.);

создание центров технического обслуживания и ремонта импортного оборудования;

совершенствование стандартизации и метрологического обеспечения производства;

развитие сотрудничества с другими странами;

изучение, формирование и прогнозирование спроса на новые товары и т.п.

Повышение качества продукции на предприятии планируется в разделе перспективных и годовых планов экономического и социального развития «Производство продукции и услуг», а достижение запланированного уровня качества обеспечивается мероприятиями, предусмотренными в разделе «Научно-техническое развитие, совершенствование организации и управления».

На предприятиях легкой промышленности планируемыми показателями качества продукции, влияющими на эффективность его работы, являются повышение сортности продукции, увеличение выпуска продукции с индексами Н и Д, предназначенной на экспорт, сдаваемой ОТК с первого предъявления, повышение коэффициента качества труда. В условиях перехода предприятий на самофинансирование и развития внутрипроизводственного хозрасчета состав показателей качества продукции, используемых во внутризаводском планировании, должен быть увязан с показателями, учитываемыми при материальном стимулировании. Например, для бригады выпускающего цеха сопоставление плановой и фактической сортности продукции позволяет определить в лицевом счете бригады дополнительную прибыль (убыток) и увеличить (уменьшить) соответственно величину дополнительного вознаграждения.

Задания по улучшению качества продукции и работ для цехов и служб предприятия зависят от их специфики. Например, для основных цехов такими показателями могут быть уровень сдачи продукции с первого предъявления, возврат изделий из цехов-потребителей, снижение потерь от брака и числа рекламаций и т.д.; для отдела технического контроля – снижение числа рекламаций и т.п..

Значение внутрипроизводственного планирования повышения качества продукции возрастает в связи с расширением производства конкурентоспособной продукции и введением сертификации как основных источников получения дополнительных доходов, так и валютной выручки.





Подборка статей по вашей теме: