АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Финансовый контроль является составной частью управления экономическими объектами и процессами, включающей наблюдение за ними с целью проверки соответствия их желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами. В России финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля, общественного контроля и аудиторской деятельности, которая находится в постоянном совершенствовании в соответствии с потребностями правового государства [6].
Для того, чтобы определить место аудита в системе финансового контроля, необходимо рассмотреть основные его виды, приведенные в следующей классификации (рис. 1.1):
Финансовый контроль
По субъектам, осуществляющим контроль
По содержанию
По способам проведения
Государственный
Бюджетный
Ревизия
Вневедомственный
Внутриведомственный
Общественный
I Независимый (аудиторский)
Налоговый
Банковский
Валютный
Таможенный
Страховой надзор
Обследование
Следствие
Наблюдение
Мониторинг
По времени проведения
По источникам информации
Предварительный Текущий Последующий Документальный
Фактический
Рис. 1.1. Классификация видов финансового контроля
1) по субъектам, осуществляющим контроль:
а) государственный - включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, за организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Он в свою очередь делится на:
- внутриведомственный - производится министерствами за деятельностью подведомственных организаций;
- вневедомственный - осуществляется департаментом государственного финансового контроля и аудита Минфина России в отношении различных организаций в виде ревизии производственно-хозяйственной деятельности;
б) общественный - это контроль, осуществляемый общественными организа
циями (объединениями), гражданами за деятельностью исполнительных органов
государственной власти и органов местного самоуправления на основе добро
вольности и безвозмездности;
в) независимый (аудиторский) контроль - представляет собой форму незави
симого вневедомственного финансового контроля (негосударственный финансо
вый контроль), который осуществляется независимыми экспертами (аудиторами)
над деятельностью предприятий и организаций с целью установления достовер
ности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соот
ветствия совершенных ими финансово-хозяйственных операций действующему
законодательству;
2) по содержанию:
а) бюджетный - составная часть государственного финансового контроля, по
средством которого в процессе составления проекта бюджета, его рассмотрения и
составлении отчета о его исполнении проверяется образование, распределение и
использование бюджетных средств;
б) налоговый - единая система учета налогоплательщиков и имущества, под
лежащего налогообложению, а также контроль за надлежащим исполнением на
логового законодательства [16];
в) банковский - контроль, осуществляемый банками за целевым расходовани
ем выданных кредитов, если это оговорено кредитным договором, либо за расхо
дованием средств неплатежеспособного должника до признания его банкротом, а
так же контроль со стороны центрального банка за деятельностью коммерческих
банков;
г) валютный - система, посредством которой государство регулирует порядок
обладания иностранной валютой и проведения операции с ней. Основная задача
такого контроля - направление валютных средств на обеспечение необходимых
закупок по импорту и прочие целевые расходы;
д) таможенный - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами
в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Фе
дерации;
е) страховой надзор - контроль за деятельностью страховых учреждений, осу
ществляемый государственными органами (Росстрахнадзор);
3) по времени проведения:
а) предварительный - проводится до принятия управленческих решений и со
вершения хозяйственных операций;
б) текущий - проводится в процессе совершения различных хозяйственных
операций;
в) последующий - осуществляется после совершения хозяйственной операции. Он применяется при проведении ревизии и при организации аудиторских проверок;
4) в зависимости от источников информации:
а) документальный - предусматривает использование первичных документов
для установления достоверности и законности совершаемых хозяйственных опе
раций, составление учетных регистров и отчетов;
б) фактический - является контроль, при котором количественное и качест
венное состояние проверяемого объекта устанавливается путем обследования и
других способов проверки фактического состояния объектов;
5) по способам проведения:
а) ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций за определенный период с целью установления законности, достоверности и экономической целесообразности проведенных хозяйственных операций;
6) обследование - изучение, анализ финансово-хозяйственной деятельности
компаний, предпринимателей, состояния домашних хозяйств, семейных бюдже
тов, проводимое государственными органами или независимыми экспертами;
в) следствие - процессуальное действие, в ходе которого устанавливается ви
новность отдельных лиц в совершении тех или иных нарушений законности, свя
занных с присвоением денежных средств, материальных ценностей, бесхозяйст
венностью, должностными злоупотреблениями и др. оно осуществляется судебно-
следственными органами и регулируется процессуальным законодательством.
г) наблюдение - констатация факта, сделанная в ходе проверки и основанная
на объективном доказательстве;
д) мониторинг - постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью
выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предпо
ложениям;
е) аудиторская проверка (аудит) - это сбор, оценка и анализ аудиторских дока
зательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подле
жащего аудиту. Результатом проверки является выражение мнения аудитора о
правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской от
четности этого экономического субъекта [1,6,11, 30, 32].
Таким образом, аудит в системе финансового контроля занимает место в качестве негосударственного независимого контроля и имеет свои особенности и отличительные черты. В отличие от государственного финансового контроля аудит выступает в качестве консультанта, помощника для специалистов, занимающихся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудитор не только оценивает достоверность финансовой отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует усовершенствовать систему учета, позволяющую в дальнейшем максимально избегать ошибок.
Иногда студенты путают понятия «ревизия» и «аудиторская проверка», поэтому в табл. 1.1 приведены их сходство и различие.
Таблица 1.1 Сходство и различие ревизии и аудиторской проверки
| Критерий | Ревизия | Аудиторская проверка |
| Сходство | ||
| Предмет проверки | - финансовое состояние хозяйствующих субъектов; - ведение бухгалтерского учета; - достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности; - соблюдение финансового законодательства РФ при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности | |
| Техника проведения | Используются одинаковые подходы к подготовке, планированию и составлению программы контрольного мероприятия, сбору доказательств и их документированию и т.д. | |
| Различие | ||
| Цель | Выявление, локализация (объединение) и оценка недостатков хозяйственной деятельности, выявление нарушений и злоупотреблений | Выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ |
| Организация проведения | Назначается в административном порядке вышестоящим звеном управления или государственным контрольным органом. Обязательны является отчет перед ними о результатах ревизии (вертикальные связи) | Равноправие сторон договора на проведение аудиторской проверки (горизонтальные связи) |
| Субъект контроля | Ревизор - контролер | Аудиторская фирма или аудитор |
| Характер деятельности | Исполнительская деятельность, выполнения распоряжений | Предпринимательская деятельность по независимой проверке и оказания сопутствующих аудиту услуг |
| Объект контроля | Все, что нарушает действующее финансовое законодательство | Все, что искажает финансовую (бухгалтерскую) отчетность, ухудшает финансовое положение клиента |
| Практические задачи | Пресечение и предотвращение в дальнейшем нарушений и злоупотреблений, улучшение деятельности подконтрольных учреждений и организаций | Помощь и консультация по улучшению финансового положения клиента |
| Оплата труда | Труд ревизора оплачивает государственный орган, назначивший ревизию | Работа аудитора оплачивается клиентом согласно заключенному договору |
Окончание табл. 1.1
| Критерий | Ревизия | Аудиторская проверка |
| Результаты (итоги) | Составляется акт ревизии, который содержит результаты ревизии, а именно выявленные недостатки, нарушения и факты необеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей. Итоги ревизии предаются гласности. Организуется контроль за фактическим выполнением решений, принятых по результатам ревизии | Итоги аудиторской проверки оформляются в виде аудиторского заключения, которое является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой отчетности аудируемых лиц. Он содержит конфиденциальную информацию |