Тема 2: Финансовый контроль

Финансовый контроль – общее понятие, государственный и муниципальный финансовый контроль.

Финансовый контроль – деятельность полномочных органов (центральный банк выступает как орган бюджетного контроля)

Предварительный (налоговый учет, постановка на учет налогоплательщика) текущий (проводимый в рамках финансового года) и последующий (проверка совершившихся финансовых операций) контроль.

Финансовый контроль – деятельность уполномоченных ОГВ и ОМС, направленный на проверку соблюдения финансового законодательства различными субъектами.

Делится на 4 вида

  1. президентский.
    • Президент как глава государства обладает по К РФ большим кругом полномочий. В некоторой степени у него есть возможность контроля за сферой публичных финансов. Президент может контролировать отдельные вопросы государственных финансов по средствам получения информации от ряда ГО.
    • Президент может акцентировать внимание на вопросах усиления контроля публичных финансов в своем ежегодном послании.
    • Значительное число вопросов в области контроля финансов от имени президента осуществляет его администрация, в состав которой входит контрольное управление.
    • В соответствии с положением о контрольном управлении одной из его задач является проверка законности и целесообразности расходования средств федерального бюджета, выделенных на какие либо нужды в связи с личным участием президента.
    • Наиболее часто контрольное управление проверяет расходование средств из резервного фонда президента РФ.
  2. парламентский.

На парламент возлагаются достаточно большие полномочия по контролю в области финансов. На примере парламента достаточно четко прослеживается подразделение финансового контроля на 3 составляющие:

  1. предварительный контроль. Он предполагает, что проверку соблюдения финансового законодательства на стадии предшествующей финансовым операциям. Применительно к парламенту это реализуется при рассмотрении проектов законов в области публичных финансов и прежде всего законов о бюджете разных уровне.
  2. текущий контроль. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства в ходе совершения тех или иных операций с финансами. В парламенте он реализуется различными способами:
    • в ходе финансового года, при исполнении бюджета парламент имеет возможность направления запросов о ходе исполнения бюджета
    • парламент использует свое право на заслушивание различных руководителей ГО
    • при возникновении необходимости парламент имеет возможность формирования специальных комиссий по разбору тех или иных ситуаций.
  3. последующий контроль. Проверяется законность тех или иных операций с публичными финансами после их совершения. В соответствии с БК парламент проверяет итоги исполнения бюджета соответствующего уровня, фиксирует их принятием отдельного закона.
  1. контроль со стороны ОИВ. В соответствие с современной структурой ФОИВ РФ полные контрольные полномочия возлагаются на федеральные службы. Применительно к публичным финансам основными контрольными службами выступают:
    • Федеральная служба финансового бюджетного надзора. Определяется положением о службе утв. ПП РФ 15.06.2004 № 278, ПП 08.04.2004 №198 «Вопросы ФС бюджетного надзора». Является органом, контролирующим большинство операций совершаемых со средствами бюджета. На службу возлагается контроль и надзор в финансово бюджет сфере + ряд вопросов валютного контроля. Служба контролирует использование средств бюджета всеми ОГВ, а в ряде случаев и иными получателями. Служба уполномочена осуществлять контроль в отношении резидентов и нерезидентов РФ. В ее обязанности входит проведение мероприятий по предупреждению выявлению и пресечению нарушений законодательства в области публичных финансов.
    • ФНС - статус определен положением о ФНС ПП РФ 30.09.2004 №506. НК РФ Закон РФ 21.03.1991 «О налоговых органах РФ». ФНС является контролирующим органом в области взимания налогов и сборов в РФ. Контрольные полномочия: 1. проверка правильности исчисления уплаты налогов и сборов. 2. проверка правильности сдачи налоговой отчетности 3. проверка правильности ведения первичной бухгалтерской документации. 4 в праве в рамках контрольных мероприятий запрашивать широкий круг информации от налогоплательщиков, налоговых агентов, банков, ряда ГО (ГИБДД, ФРС, органы ЗАГС, нотариусы)
    • ФТС - правовое положение определяется ПП 26.07.2006 №459 ТК, в системе органов финансового контроля на ФТС в качестве ключевой обязанности возлагается контроль за своевременностью и полнотой обязательных платежей при пересечении границы РФ
    • Федеральная служба по финансовому мониторингу – ПП 23.06.2004 года, ПП 07.04.2004 №186. основные полномочия: один из самых закрытых органов (своеобразная служба безопасности), контроль надзор за выполнением законодательства о противодействии легализации денежных средств, нажитых преступным путем, контроль и выявление операций направленных на финансирование экстремизма и терроризма.
    • Федеральное казначейство (по статусу ФС) – положение о ФК утв. ПП 01.12.2006 года №703. обеспечивает исполнение федерального бюджета, при этом осуществляя предварительный и текущий контроль за операциями с бюджетными средствами. Осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета, совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов средств бюджета в рамках выделенных лимитов
  1. независимый финансовый контроль

независимый финансовый контроль реализуется на федеральном уровне Счетной Палатой РФ, на уровне субъектов – Счетными палатами субъектов. В МО создаются свои независимые органы финансового контроля.

Доминирующий орган в системе независимого контроля - Счетная палата. ФЗ 11.02.1995 года. На счетную палату возлагаются полномочия:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проекта федерального бюджета, проектов бюджета федеральных внебюджетных фондов
  • финансовая экспертиза проектов ФЗ, предусматривающих расходы, финансируемые из средств федерального бюджета.

Ключевые звенья Счетной Палаты:

Председатель – назначается ГД РФ по представлению Президента РФ сроком на 6 лет

Заместитель председателя – назначается СФ РФ по представлению президента сроком на 6 лет

12 аудиторов – 6 ГД, 6 СФ по представлению президента сроком на 6 лет

Формы и методы финансового контроля (см. парламентский контроль)

Предварительный

Текущий

Последующий

Методы финансового контроля подразумевают под собой конкретные способы, приемы, при помощи которых проверяется соблюдение финансового законодательства.

  • Ревизия – направлена на наиболее широкое исследование финансовой деятельности того или иного субъекта. Особенностью является то, что в ходе ее проведения контролируется юридическая обоснованность тех или иных операций, а также их экономическая целесообразность (юридические аспекты совмещаются с экономическими)
  • Проверка – в отличие от ревизии направлена на контроль за соблюдением законодательства по отдельным вопросам. Узкое четко направленное проверочное мероприятие.
  • Обследование – оперативное проверочное мероприятие, предназначенное для выявления возможных нарушений свидетельствующих о необходимости проведения ревизии или проверки.
  • Экспертиза – проверочное мероприятие, которое всегда совершается с привлечением узких специалистов в тех или иных областях, всегда связана с разрешением каких либо специальных вопросов, которые не входят в компетенцию лиц, осуществляющих финансовый контроль

Д/З: предмет и метод ФП, система ФП, источники ФП, ФП нормы и правоотношения – общая характеристика, понятие задачи виды принципы финансового контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: