Вопрос 6: Контроль качества аудита
Контроль качества аудита - методики и процедуры, принятые аудиторской организацией для того, чтобы ее руководство получило разумную уверенность в том, что в ходе всех аудиторских проверок, проводимых этой организацией, выполняются требования правил аудиторской деятельности и других нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ.
Аудит считается качественным, если он планировался и проводился в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Выделяют 2 вида контроля качества аудиторской деятельности:
1. Внешний контроль за качеством аудиторских проверок.
Он устанавливается уполномоченным федеральным органом (УФО), который может такие проверки проводить своими силами, а может передавать право их проведения аккредитованным профессиональным аудиторским организациям в отношении участников этих объединений.
В случае выявления в ходе внешней проверки фактов систематического нарушения аудиторскими организациями и аудиторами требований нормативных актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также при уклонении от проведения внешней проверки или не предоставления всей необходимой документации для внешней проверки. Проверяющие обязаны сообщить о таких фактах в УФО. Виновные могут быть привлечены к ответственности, вплоть до аннулирования лицензии и квалификационного аттестата.
Каждый индивидуальный аудитор и аудиторская организация должна разработать и соблюдать правила внутреннего контроля качества аудиторской деятельности; требования и названные правила, установленные Федеральным правилом аудиторской деятельности «Внутренний контроль качества аудита». Согласно стандарту, выделяют:
• Систему контроля качества работы внутри аудиторской организации.
• Систему контроля качества в ходе аудиторских проверок
При организации системы внутреннего контроля за качеством аудиторской организации необходимо руководствоваться в первую очередь требованиями ПСАД № 7 «Внутренний контроль качества аудита», ПСАД № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях».
Пунктом 2 ПСАД № 7 определено, что принципы и конкретные процедуры осуществления внутреннего контроля качества аудита должны быть реализованы как в рамках всей деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора), так и в ходе проведения каждой аудиторской проверки.
Пунктом 2 ПСАД № 34 предусмотрено, что аудиторская организация должна установить систему контроля качества услуг (заданий), обеспечивающую разумную уверенность в том, что данная аудиторская организация и ее работники проводят аудит и оказывают сопутствующие аудиту услуги в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также в том, что заключения и иные отчеты, выданные аудиторской организацией, соответствуют условиям конкретных заданий.
Пункт 6 ПСАД № 34 содержит единые требования, предъявляемые к структуре системы внутреннего контроля, а именно:
- обязанность руководства обеспечить качество оказываемых аудиторских услуг;
- соблюдение этических норм;
- выполнение соответствующих процедур при принятии на обслуживание нового клиента и продолжении сотрудничества;
- ведение кадровой работы;
- контроль за выполнением задания;
- проведение мониторинга внутреннего контроля.
Система контроля качества услуг внутри аудиторской организации или в работе индивидуального аудитора устанавливает принципы и процедуры в отношении:
- масштабов деятельности аудиторской организации;
- от характера деятельности аудиторской организации;
- участия в группе взаимосвязанных аудиторских организаций;
- объема и характера деятельности аудируемого лица;
- территориального расположения аудируемого лица и его подразделений;
- организационной структуры и иной специфики аудируемого лица;
- факторов, связанных с соотношением затрат и выгод аудитора, при этом коммерческие соображения не должны преобладать над качеством выполняемой работы.
Отметим, что при разработке собственного стандарта аудиторская организация обязана учитывать также правило (стандарт) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций», одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г. (протокол № 6). Действия данного документа ограничены, только если они противоречат ПСАД.
Формируя внутреннее правило для системы внутреннего контроля за качеством аудитора, следует обратить особое внимание на правильность построения и четкое структурирование вопросов.
Система контроля качества в ходе аудиторских проверок подразумевает следующие элементы:
1.Контроль старшего аудитора за работой рядовых участников проверки
2.Контроль руководителя аудиторской проверки за работой старших аудиторов
3.Контроль руководителя аудиторской организации за результатами работы руководителей аудиторских проверок. При этом выделяют:
- предварительный контроль качества аудиторской проверки, который включает: обсуждение и проверку обоснованности плана и программы аудита, анализ профессиональных способностей рядовых участников проверки и распределение обязанностей между ними, выдача указаний по проведению проверки.
- текущий контроль качества аудиторской проверки проводится сотрудниками аудиторской организации, не уступающие знаниям, умениям тем, кого они проверяют. Они обращают внимание на следующее: выполнялась ли работа в соответствии с программой аудита, документировалась ли надлежащим образом проделанная работа и ее результаты, все ли существенные замечания выявленные проверкой обсуждались и нашли отражение в выводах аудитора, достигнуты ли цели результатам.
-последующий контроль качества аудиторской проверки - осуществляется путем повторных, бесплатных для клиента перепроверок после выдачи аудиторского заключения основными аудиторами.