double arrow

Проверка правильности удержаний из заработной платы и отчислений страховых выплат

При проверке исчисления и уплаты ЕСН и страхового взноса в Пенсионный фонд используют:

- положения по бухгалтерскому учёту и отчётности,

- федеральный закон «О бухгалтерском учёте»,

- план счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации,

- НК РФ части I и II,

- методические рекомендации по исчислению ЕСН,

- форма налоговой декларации по ЕСН и инструкция по её заполнению,

- формы расчётов по авансовым платежам по ЕСН,

- форма индивидуальной карточки сумм, начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм, начисленного ЕСН, а также налогового вычета.

К задачам проверки относят:

- полноту определения налоговой базы по ЕСН (выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу физических лиц, с которыми заключены трудовые, гражданско-правовые договоры на выполнение работ и оказание услуг);

- обоснованность не включения в налоговую базу сумм, не подлежащих налогообложению;

- обоснованность применения налоговых льгот;

- правильность применения налоговой ставки и исчисления ЕСН;

- правильность применения тарифов и исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд;

- обоснованность и правильность уменьшения ЕСН в части, уплачиваемой в ФСС на суммы произведённых расходов, уплачиваемых в федеральный бюджет и на суммы начисленных страховых взносов;

- своевременность и правильность уплаты ЕСН и страхового взноса;

- правильность заполнения налоговой декларации по ЕСН и декларации по страховым взносам, а также своевременность предоставления их в налоговые органы;

- своевременность предоставления отчёта в ФСС с сведений в Пенсионный фонд РФ;

- ведение налогового учёта сумм начисленного ЕСН и сумм начисленных страховых взносов по каждому работнику;

- наличие инвентаризации (сверки расчётов) по ЕСН и страховым взносам с налоговым органам;

- соответствие отражённой в отчётности задолженности по ЕСН и страховым взносам данным учётных регистров и инвентаризации (сверки).

Источниками информации служат:

- налоговые декларации по ЕСН, декларации по страховым вносам,

- расчёты по авансовым платежам по ЕСН и страховым взносам,

- расчётные ведомости по средствам ФСС,

- индивидуальные карточки учёта сумм начисленных выплат и сумм начисленного НДС,

- журнал-ордер №10,

- карточка и анализ счёта 69.

Аудиторские процедуры:

- аналитические процедуры (сравнение начисленных сумм ЕСН и начисленных выплат и вознаграждений в пользу работников),

- опрос,

- подтверждение,

- просмотр и сравнение документов,

- пересчёт арифметических расчётов в бухгалтерии.

Характерные ошибки:

- не включение в налоговую базу денежных выплат работникам, предусмотренных трудовым договором (например, премий к юбилейным датам);

- не включение в налоговую базу выплат работникам в натуральной форме, предусмотренных трудовым и коллективным договором (например, предоставление служебного питания работникам предприятий общепита, кафе и столовых);

- не включение в налоговую базу выплат по гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг (например, предприятие арендует у физического лица транспортное средство, поскольку предметом такого договора является передача имущества в пользование, то предприятие обоснованно не включает в арендную плату налоговою базу по ЕСН; в другом случае предприятие заключает с физическим лицом договор аренды транспортного средства с экипажем, предметом такого договора будет не только передача имущества, но и оказание услуг по его использованию; если предприятие не будет облагать плату налогом, то налоговая база по ЕСН будет занижена).


25. Проверка учёта кредитов и займов

При проверке используют положения по бухгалтерскому учёту и отчётности, федеральный закон «О бухгалтерском учёте», план счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации, ПБУ 15/01 «Учёт займов и кредитов и затрат по их обслуживанию».

К основным задачам проверки относят:

- правильность отражения в бухгалтерском учёте получения и возврата займов и кредитов, в т.ч. вексельных;

- правильность оформления и учёта затрат, связанных с получением и использованием кредитов и займов, выпуском и размещением заёмных обязательств;

- обоснованность включения затрат, связанных с получением кредита и займа, в текущие расходы и стоимость инвестиционного актива ТМЗ;

- соответствие условий договора по начислению процентов по выданным заёмным обязательствам и отражения их в учёте;

- точность расчёта средневзвешенной ставки и правильность отражения заёмных обязательств, полноту из раскрытия в бухгалтерской отчётности;

- своевременность проведения инвентаризации (сверки) заёмных обязательств;

- ведение аналитического учёта по заёмщику, заимодавцам, кредиторам и отдельным кредитам и займам.

Источниками информации являются:

- журнал-ордер №4,

- карточки и анализ счетов 66, 67,

- договоры займа и кредита.

Рекомендуемые аудиторские процедуры:

- аналитические процедуры,

- опрос,

- подтверждение,

- просмотр документов.

Характерные ошибки:

- отнесение процентов не на операционные расходы, а на расходы по обычным видам деятельности;

- отнесение на текущие расходы процентов по кредиту, полученному для приобретения инвестиционного актива;

- отнесение процентов по кредиту на стоимость МПЗ после их оприходования.


26. Методика аудита тождественности показателей бухгалтерской отчётности и регистров бухгалтерского учёта

26.1 Объекты аудита и порядок проведения проверки тождественности показателей, содержащихся в формах бухгалтерской отчётности

26.2 Порядок проведения проверки тождественности показателей главной книги и регистров синтетического учёта

26.3 Порядок проведения проверки тождественности показателей, содержащихся в регистрах синтетического и аналитического учёта

26.4 Объекты аудита и порядок проведения проверки тождественности показателей, содержащихся в формах бухгалтерской отчётности

Объектами аудита являются квартальная или годовая бухгалтерская отчётность, состав которой утверждён Минфином РФ за проверяемый период, а также главная книга и регистры бухгалтерского учёта.

Проверка проводится по каждой форме бухгалтерской отчётности раздельно путём сопоставления показателей, содержащихся соответствующей форме с данными главной книги и по оборотам и сальдо по счетам.

В тех случаях, когда показатели, содержащиеся в формах отчётности, не могут быть проверенны по данным главной книги, аудитором используются соответствующие регистры аналитического учёта.

Результаты проверки тождественности показателей бухгалтерского баланса и главной книги обобщаются в рабочем документе (форма РД1).

В тех случаях, когда в бухгалтерском балансе показывается оценка основных средств и нематериальных активов по остаточной стоимости, предварительно в рабочем документе аудитор составляет расчёт в сопоставимом виде по данным главной книги.

Если показатель, отражённый в бухгалтерском балансе, представляет собой сальдо по нескольким счетам или субсчетам, то проверка правильности суммирования остатков по соответствующим счетам подтверждается записями и расчётами в рабочем документе аудитора.

Сведения о расхождениях, выявленных в процессе проверки, подтверждаются записями в отчётном документе - «Сводка данных о расхождениях, выявленных в результате проверки тождественности показателей бухгалтерского баланса и главной книги». В этот документ включается соответствующий раздел заключения по результатам аудиторской проверки.

Результаты проверки тождественности показателей в других формах отчётности обобщаются в отдельных рабочих документах, а затем заносятся в отчётный документ.

26.5 Порядок проведения проверки тождественности показателей главной книги и регистров синтетического учёта

Проверка проводится путём сопоставления остатков и оборотов по счетам и субсчетам главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учёта. Проверяемый период фиксируется в плане аудиторской проверки, а результаты проверки обобщаются в рабочем документе, который составляется отдельно по каждому бухгалтерскому счёту или субсчёту.

При применении журнально-ордерной формы учёта, когда дебетовые и кредитовые обороты, а также остатки по дебету счетов приводятся в разных учётных регистрах, в рабочем документе аудитор по реквизиту «Регистр синтетического учёта» приводится две позиции: «Журнал-ордер» и «Ведомость».

Если бухгалтерский учёт ведётся на машинных носителях, В рабочем документе аудитора по реквизиту «Регистр синтетического учёта» приводится наименование машинограммы и её номер. Причём машинограммы должна быть распечатана на бумажных носителях, подписана исполнителем и главным бухгалтером и прилагаться к рабочему документу.

Если в проверяемой организации используется упрощённая форма ведения бухгалтерского учёта, в рабочем документе по реквизиту «Регистр синтетического учёта» приводятся наименования соответствующего регистра, например, «Книга учёта хозяйственных операций».

Сведения о расхождениях, выявленных в ходе проверки, оформляются отчётным документом «Сводка данных о расхождениях, выявленных в результате проверки тождественности показателей главной книги и регистров синтетического учёта». Если расхождений не выявлено, то аудитор вместо отчётного документа на основании рабочих документов составляет справку определённой формы.

26.6 Порядок проведения проверки тождественности показателей, содержащихся в регистрах синтетического и аналитического учёта

В ходе проверки производится сопоставление остатков и оборотов по счетам синтетического учёта с субсчетами и счетами аналитического учёта.

Проверка производится выборочным способом. Размер выборки устанавливается программой аудита на этапе планирования.

При журнально-ордерной форме учёта для проверки используются журналы-ордера, ведомости аналитического учёта, открытые к синтетическому учёту.

При автоматизированном учёте – анализ счетов и ведомости синтетического и аналитического учёта.

При упрощённой форме – книга учёта хозяйственных операций, оборотные ведомости аналитического учёта, открытые к соответствующему синтетическому учёту, карточки аналитического учёта.

Результаты проверки обобщаются в рабочих документах аудитора, которые составляются отдельно по каждому их проверенных счетов. Расхождения обобщаются в отчётном документе, а при их отсутствии выписывается справка.


27. Аудит расчётов с бюджетом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: