Проверка начисления и уплаты НДС

Проверка начисления и уплаты НДС

27.2 Проверка расчётов и уплаты налога на прибыль

27.3 Проверка расчётов и уплаты налога на имущество

При проверке исчисления и уплаты НДС используют:

- положения по бухгалтерскому учёту и отчётности;

- федеральный закон «О бухгалтерском учёте»;

- план счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации;

- НК РФ части I и II;

- методические рекомендации по применению главы 21 «НДС» НК РФ части II;

- формы налоговой декларации по НДС;

- правила ведения учёта выставленных и полученных счетов-фактур, книг продаж при расчётах по НДС.

К задачам проверки относят:

- полноту определения объектов налогообложения;

- обоснованность определения места реализации товаров, работ, услуг для целей налогообложения;

- соответствие операций, освобождённых от уплаты НДС в соответствии с НК РФ;

- ведение раздельного учёта операций, подлежащих налогообложению и освобождённых от обложения НДС;

- последовательность применения учётной политики в отношении раздельного учёта;

- обоснованность определения налоговой базы при реализации товаров, работ, услуг безвозмездно, с оплатой неденежными средствами, по срочным сделкам, при реализации зависимым лицам, при реализации по ценам, различающимся более чем на 20%;

- правильность определения налоговой базы при выработке продукции и давальческого сырья;

- правильности определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ собственного потребления, передачи товаров, работ и услуг для собственных нужд;

- правильность определения налоговой базы предприятием, выступающим в качестве налогового агента;

- полнота включения в налоговую базу денежных сумм, связанных с авансами и процентами;

- правильность применения налоговой ставки 0%, 10%, 18%, 9,09% и 15,25%;

- соответствие операций, по которым применяются ставки 0% и 10% перечню, установленному в НК РФ;

- своевременность и полнота включения в налоговою базу операций, облагаемых по ставке 0%, в случае непредставления в налоговые органы установленных документов в течение 180 дней;

- правильность определения даты реализации товаров, работ, услуг по отгрузке и по оплате;

- соответствие составления счетов-фактур и ведения журналов учёта, книг покупок и продаж требованиям, установленным НК РФ и постановлением №914;

- правильность отнесения НДС, уплаченного поставщиками и подрядчиками на затраты по производству и реализации продукции;

- правильность применения налоговых вычетов;

- подтверждённость налоговых вычетов установленными документами;

- правильность заполнения налоговых деклараций и соответствие приведённых в них данных данным книг покупок и продаж, а также данным учётных регистров;

- своевременность уплаты налога и предоставления налоговых деклараций;

- правильность определения суммы и своевременность уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений;

- правильность отражения в учёте сумм начисленного и предъявленного к вычету НДС;

- своевременность проведения инвентаризации расчётов с налоговыми органами по НДС;

- своевременности и правильность отражения в учёте сумм налога, зачтённых налоговым органом на уплату недоимок, пени и штрафных санкций;

- соответствие отражённой в бухгалтерской отчётности задолженности по НДС данным в учётных регистрах и инвентаризации (сверки) расчётов.

Источниками информации служат:

- счета-фактуры, выставленные покупателем и заказчиком;

- счета-фактуры, полученные от продавцов и исполнителей, журналы учёта полученных и выставленных счетов фактур;

- книга покупок и продаж;

- налоговая декларация по НДС;

- карточки анализ счетов 19, 68.

Процедуры

- анализ начисленного НДС и объём реализации;

- анализ отношения НДС, предъявленного к вычету и оплаченной кредиторской задолженности;

- опрос;

- подтверждение;

- просмотр документов;

- сравнение документов;

- пересчет.

Характерные ошибки:

- не включение в объект налогообложения таких операций как выполнение работ и оказание услуг для собственных нужд, передача товаров для собственных нужд;

- вычет суммы налога, уплаченного за товары, не являющейся объектом налогообложения таких как списания вследствие хищения и недостачи; списание вкладываемых материальных ценностей в уставный капитал других организаций; списание материальных ценностей, вносимых в совместную деятельность;

- вычет суммы НДС по приобретённым товарам, выполненным работам и оказанным услугам, по которым не осуществлена фактическая их оплата;

- вычет суммы НДС по приобретённым товарам, выполненным работам и оказанным услугам, по которым отсутствует документальное подтверждение фактической оплаты;

- неправомерное использование налоговых льгот;

- неправильное заполнение налоговой декларации.

27.2 Проверка расчётов и уплаты налога на прибыль

При проверке расчётов по налогу на прибыль используются:

- положения по бухгалтерскому учёту и отчётности,

- федеральный закон «О бухгалтерском учёте»,

- план счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации,

- НК РФ части I и II,

- постановление правительства о классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы,

- форма декларации по налогу на прибыль и инструкция по её заполнению,

- методические рекомендации по применению главы 25 НК РФ.

Перечень задач при проверке исчисления налога на прибыль весьма многообразен. Аудитор должен убедиться в:

- последовательности применения учётной политики в отношении признания доходов и расходов;

- установлении учётной политикой для целей налогообложения порядка ведения налогового учёта и форм аналитических регистров налогового учёта;

- полноте и правильности формирования соответствующих регистров налогового учёта следующих видов доходов:

- от реализации продукции, работ, услуг,

- от реализации товаров,

- от реализации основных средств,

- от реализации ценных бумаг,

- от реализации прочего имущества и имущественных прав,

- от реализации продукции, работ, услуг обслуживающих производств и хозяйств,

- внереализационных доходов;

- обоснованности признания даты получения доходов;

- экономической оправданности и документальной подтверждённости расходов, принимаемых для целей налогообложения;

- соответствии установленному перечню расходов, не учтённых в целях налогообложения (не уменьшивших налоговою базу);

- полноте и правильности формирования в соответствующих регистрах налогового учёта следующих видов расходов:

- расходов на производство и реализацию продукции (работ, услуг),

- расходов на реализацию товаров,

- расходов на реализацию основных средств,

- расходов на реализацию ценных бумаг,

- расходов на реализацию прочего имущества и имущественных прав,

- расходов на реализацию продукции, работ, услуг обслуживающих производств и хозяйств,

- внереализационных расходов;

- обоснованности даты признания осуществления расхода;

- ведение аналитического налогового учёта доходов по видам деятельности, облагаемых по разным ставкам налога;

- ведение аналитического налогового учёта расходов на производство и реализацию продукции в разрезе прямых и косвенных расходов;

- последовательности применения учётной политики в отношении материальных расходов при списании сырья и материалов по средней себестоимости, по ФИФО и ЛИФО;

- соответствии расходов на оплату труда условиям трудовых коллективных договоров;

- обоснованности отнесения для целей налогообложения активов к амортизируемому имуществу;

- ведении аналитического налогового учёта доходов и расходов от реализации амортизируемого имущества по каждому объекту;

- последовательности применения учётной политики в отношении метода начисления амортизации;

- обоснованности оценки и стоимости незавершённого производства, готовой продукции;

- правильности определения прямых расходов и отнесения их на реализованные товары и остатки товаров на складе для операций торговли;

- своевременности признания для целей налогообложения расходов на ремонт основных средств и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- ведении аналитического налогового учёта расходов на ремонт основных средств по составу отремонтированных основных средств к моменту возникновения расходов, сумм расхода на ремонт, переносимый на будущее;

- обоснованности и правильности отнесения к расходам представительских расходов, расходов на подготовку и переподготовку кадров, расходов на рекламу;

- обоснованности формирования резервов (по сомнительным долгам и гарантийному ремонту и обслуживанию);

- обоснованности и правильности уменьшения налоговой базы путём переноса убытков на будущие;

- своевременности и правильности определения доходов и расходов при кассовом методе;

- правильности применения налоговой ставки 24%, 15%, 9%;

- правильности и своевременности уплаты авансовых платежей;

- правильности составления и своевременности предоставления налоговой декларации;

- правильности исчисления и уплаты налога налоговым агентом;

- наличии сверки расчётов с налоговым органом;

- соответствии отражённых в отчётах задолженности по налогу на прибыль с данными учётных регистров и инвентаризации.

Источники информации:

- регистры аналитического налогового учёта доходов и расходов;

- расчёты бухгалтерии;

- декларации по налогу на прибыль;

- расчёты по авансовым платежам;

- журнал-ордер №15;

- карточка и анализ счёта 68.

Аудиторские процедуры:

- инвентаризация, например, незавершённого производства,

- осмотр и обследование,

- наблюдение,

- контрольные замеры,

- технологический контроль,

- лабораторный контроль,

- аналитические процедуры,

- опрос,

- подтверждение,

- просмотр и сравнение документов,

- пересчёт арифметических расчётов.

Характерными ошибками являются:

- отражение расходов, не имеющих документального подтверждения;

- отражение расходов, признанных на основе первичных документов, форма которых не установлена и не соответствует требованиям;

- отражение в аналитическом налоговом учёте расходов, которые увеличивают стоимость основных средств;

- отражение в аналитическом налоговом учёте расходов по выполненным работам, оказанным услугам, которые могут быть признаны ничтожными, например, отсутствие лицензии, отсутствие государственной регистрации.

27.3 5.3 Проверка расчётов и уплаты налога на имущество

При проверке используют НК РФ, федеральный закон «О налоге на имущество предприятий» и инструкцию о порядке его исчисления и уплаты в бюджет.

А к задачам проверки относят:

- полнота и правильность включения имущества в налогооблагаемую базу;

- обоснованность отнесения проверяемого экономического субъекта к организациям, имущество которых не облагается налогом на имущество;

- обоснованность уменьшения налоговой базы на балансовою стоимость необлагаемого налогом имущество;

- правильность расчёта среднегодовой стоимости имущества;

- правильность исчисления налога и своевременность его уплаты, в т.ч. и по нахождению обособленных подразделений;

- правильность составления расчёта по налогу на имущество;

- наличие сверки расчётов с налоговым органом по налогу на имущество;

- соответствие отражённой в бухгалтерской отчётности задолженности с данными учётных регистров.

Источники информации:

- расчёты по налогу на имущество,

- карточка и анализ счёта.

Аудиторские процедуры:

- опрос, подтверждение,

- сравнение документов,

- просмотр документов,

- арифметический пересчёт,

- аналитические процедуры.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: