double arrow

Примерная программа итоговой аттестации по курсу


Содержание текущего и итогового контроля.

Задания для самостоятельной работы студентов

Содержание дисциплины

Семестры и вид отчетности по дисциплине

Объем дисциплины и виды учебной работы

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен обладать следующими общекультурными компетенциями и общепрофессиональными компетенциями:

  • владеет историческим методом и умеет применять его к оценке социокультурных явлений (ОК-2);
  • готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);
  • способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
  • готов применять в профессиональной деятельности основные и международные отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11).
Виды учебной работы Объем (кол-во час.)
Аудиторная работа (всего)
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Лабораторные занятия -
Самостоятельная работа
Контроль самостоятельной работы
Общая трудоемкость
Семестр Форма итогового контроля (зачет, экзамен, контрольная работа)
зачет

5.1. Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы

Разделы, темы Лекции(кол-во час.) Практические занятия(кол-во час.) Лабораторные занятия(кол-во час.) Самостоятельная работа (кол-во час.)
1. История педагогики как наука и учебный предмет. - -
2. Происхождение воспитания, его развитие в условиях первобытного общества - -
3. Возникновение педагогических традиций Западной цивилизации в Античную эпоху -
4. Педагогическая мысль эпохи Средневековья и Возрождения.    
5. Характер и особенности развития педагогических традиций Западной цивилизации в ХVII–середине XIX столетия   -
6. Эволюция педагогических традиций на Западе в конце ХIX – первой половине ХХ века -
7. Педагогические традиции Древней Руси, школа и педагогическая мысль в Русском государстве (до ХVII века). - -
8. Эволюция педагогических традиций в России в XVIII – - начале ХХ века -
Итого: -

5.2. Тематическое планирование

Раздел ГОС Лекции(название и № темы) (кол-во час.) Практические занятия(название и № темы) (кол-во час.)
1. Предмет, задачи, хронология истории педагогики. 1. История педагогики как наука и учебный предмет.            
2.   Воспитание и обучение в условиях древних цивилизаций. 1. Происхождение воспитания, его развитие в условиях первобытного общества      
1. Возникновение педагогических традиций Западной цивилизации в Античную эпоху   1. Системы образования и педагогическая мысль в античном мире.    
3. Просвещение в Западной Европе периода Средневековья.     -     1. Педагогическая мысль эпохи Средневековья и Возрождения.  
4. Концепции всестороннего развития человека: возникновение идеи всеобщего воспитания и обучения; педагогическая теория и практика в эпоху Просвещения; теория естественного воспитания; теории и системы первоначального воспитания и обучения детей в XIX веке. 1. Характер и особенности развития педагогических традиций Западной цивилизации в ХVII–середине XIX столетия 1. Педагогическая система Я.А. Коменского и ее значение для понимания современных проблем образования и воспитания. 2. Концепции развивающего и воспитывающего обучения в истории западноевропейской педагогики.
5. Общественные воспитательные учреждения для маленьких детей; реформаторская педагогика конца XIX - начала XX века. Зарубежная педагогика, школа и дошкольные учреждения XX века. 1. Эволюция педагогических традиций на Западе в конце ХIX – первой половине ХХ века           1. Реформаторская педагогика.      
7. Древнерусская культура и народная педагогика; влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли в России.   1. Педагогические традиции Древней Руси, школа и педагогическая мысль в Русском государстве (до ХVII века).       -    
8. Просветительные реформы XVIII века; реформы образования XIX века; идея народности в воспитании; практика дошкольного воспитания; теории семейного воспитания; школа и дошкольные учреждения в России конца ХIХ - начала XX века; основные принципы единой трудовой школы; содержание, формы, методы обучения, воспитания в советской школе и детском саду; подготовка педагогических кадров; исследования проблем воспитания и обучения; направления реорганизации образования в условиях реформы социально-экономического развития страны. 1. Эволюция педагогических традиций в России в XVIII – - начале ХХ века 1. Реформы в сфере просвещения в России XIX – XX в. 2. Педагогические идеи К.Д.Ушинского 3. Развитие идей свободного воспитания в теории и практике российского образования. 4. Идеи трудовой школы и детского воспитательного коллектива в истории отечественной педагогики.    

5.3. Содержание дисциплины

№ п/п Тема и её содержание Интерактивные формы проведения Результаты обучения, формируемые компетенции
1. Лекция. История педагогики как наука и учебный предмет. История педагогики как наука о становлении и развитии теории и практики воспитания, образования, обучения. Её место в истории мировой цивилизации. История педагогики как учебный предмет в высшей педагогической школе. Его значение в формировании профессиональной культуры будущего педагога.   Лекция-презентация     ОК-2
2. Лекция. Происхождение воспитания, его развитие в условиях первобытного общества Зарождение воспитания в первобытном обществе. Зарождение организованных форм обучения и воспитания. Зарождение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно - общинного строя.   Лекция-презентация   ОК-2
3. Лекция. Возникновение педагогических традиций Западной цивилизации в Античную эпоху Социокультурные основания Западной цивилизации. Системы воспита-ния в Афинах и Спарте, условия и причины их становления. Воспитание и обучение в Древнем Риме. Воспитание в семье. Тривиальные, грамматические и риторские школы.   Семинарское занятие. Системы образования и педагогическая мысль в античном мире. 1. Сравнительная характеристика спартанской и афинской систем воспитания. 2. Развитие педагогической мысли в Древней Греции (софисты, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель). 3. Педагогическая мысль и практика в Древнем Риме. 4. Значение периода античности для становления педагогических традиций Западной цивилизации. Литература: 1. Аристотель. Политика. // Сочинения. – М., 1987. – Т.4. 2. Жураковский Г.В. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963. 3. Корнетов Г.Б. «Воспитание для юношества – руководитель…»: (Педагогическое наследие Демократа) // Свободное воспитание. – Вып. 3. – М., 1993. 4. Корнетов Г.Б. Педагогическая традиция Западной цивилизации: становление (III в. до н. э. – VII в. н. э.) // Свободное воспитание. – Вып. 3. – М., 1993. 5. Платон. Государство. // Собр. соч. – М., 1972. – Т.3. – Ч.1. 6. Словарь античности. – М., 1992. 7. Философия Древнего мира. Хрестоматия. – СПб., 1993. 8. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – Раздел 1. Воспитание и педагогическая мысль в рабовладельче-ском обществе. – С. 5 – 46. (Демокрит, Плутарх, Платон, Аристотель, М.Ф. Квинтилиан). 9. Человек античности: идеалы и реальность. / Сост. В.И. Исаев, И.Л. Маяк. – М., 1992. 10. Человек: мыслители прошлого и настоящего о жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1991. – (Софисты).   Лекция-презентация     ОПК-7     ОПК-7
4. Семинарское занятие. Педагогическая мысль эпохи Средневековья и Возрождения. 1. Взгляд христианства на человека и его воспитание. Влияние христианства на развитие образования. Раннехристианские авторы о воспитании (И. Златоуст, Блаженный Августин, С.Боэций и др.) 2. Схоластика и развитие педагогической мысли (А. Кентерберрийский, Ф.Аквинский, П.Абеляр и др.). 3. Школьная практика и педагогическая мысль в эпоху Возрождения: зарождение школ нового типа (Витторино да Фельтре, Гуарино Гуарини); идеи воспитания в утопических сочинениях Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Рабле; педагогические идеи в сочинениях Э. Роттердамского, М. Монтеня, Х. Вивеса. 4. Изменения в подходах к воспитанию и школьному делу в период Реформации (М. Лютер, Ф. Меланхтон, И. Штурм и др.). Литература: 1. Антология педагогической мысли христианского средневековья : В 2 т. – М.. 1994. – Т.1. 2. Василькова Ю.В. Социалисты – утописты об образовании и воспитании. Идеал человека будущего. – М., 1989. 3. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени. – М., 1990. 4. Кампанелла Т. Город Солнца. // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. // Под ред. С.Ф.Егорова. – М., 2000. 5. Культура Возрождения и общество. – М., 1986. 6. Монтень М. Опыты. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С. 70 – 76. 7. Меньшова В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса. – М.. 1995. 8. Мор Томас. Утопия. – М., 1978. 9. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. 10. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С.62-69. 11. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и начала Нового Времени. – М., 1991. 12. Эразм Роттердамский и его время. – М., 1988           ОПК-7
5. Лекция (4 час). Характер и особенности развития педагогических традиций Западной цивилизации в ХVII–середине XIX столетия. Начало систематизации педагогического знания. Педагогическая концепция Я.А.Коменского как составная часть его проекта переустройства общества («Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Великая дидактика», «Материнская школа» и др.). Этапы возрастного развития человека и школьная система по Я.А.Коменскому. Содержание воспитания и образования. Дидактические принципы, правила и методы обучения. Роль учителя. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Джона Локка. Содержание и методы воспитания и образования («Мысли о воспитании»). Концепция естественного воспитания Ж.-Ж.Руссо. Его социально-педагогический роман «Эмиль, или О воспитании». Периодизация детства. Содержание воспитания и обучения ребенка на разных этапах возрастного развития. Влияние педагогических идей Ж-Ж. Руссо на возникновение концепции «свободного воспитания». Педагогическое творчество И.Г. Песталоцци. Идеи развивающего поэлементного начального обучения и нравственного воспитания. Практическая педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци. Развитие А. Дистервегом идей И.Г. Песталоцци. Концепция, принципы и правила развивающего обучения. Требования к учителю. Создание И. Гербартом педагогической теории как научной системы знаний о воспитании и образовании. Пути реализации воспитывающего обучения. Идея многостороннего интереса. Структура процесса обучения. Содержание и средства нравственного воспитания детей. Педагогическая система Ф. Фребеля - первый шаг в создании теории и методики дошкольного воспитания. Теория развития ребенка. Создание первых детских садов. Задачи, содержание, методы работы с детьми дошкольного возраста. Роль игры в воспитании ребенка. «Дары» Ф. Фребеля – первая система дидактических материалов для дошкольников.   Семинарское занятие 1. Педагогическая система Я.А. Коменского и ее значение для понимания современных проблем образования и воспитания. 1. Педагогическая концепция Я.А. Коменского как составная часть его проекта переустройства общества («Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Великая дидактика», «Материнская школа» и др.). 2. Этапы возрастного развития человека и школьная система по Я.А. Коменскому. 3. Содержание воспитания и образования. 4. Дидактические принципы, правила и методы обучения. 5. Значение деятельности Я.А. Коменского для развития педагогических традиций современной цивилизации. Литература: 1. Джимблацзе Г.Н. Философия Коменского. – М., 1982. 2. Коменский Я.А. Великая дидактика. // Избр. сочинения. В 2-х т. – М., 1982. 3. Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих. // Избр. сочинения. В 2-х т. – М., 1982. 4. Коменский Я.А. Материнская школа. // Избр. сочинения. В 2-х т. – М., 1982. 5. Коменский Я.А. Пампедия. // Избр. сочинения. В 2-х т. – М., 1982. 6. Коменский Я.А. Пансофическая школа. // Избр. сочинения. В 2-х т. – М., 1982. 7. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского: Кн. для учителя. – М., 1991. 8. Лорцкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. – М., 1970. 9. Степашко Л.А. Человек в концепции Я.А. Коменского. // Педагогика. – 1992. - № 5 – 6. – С. 86 – 87. 10. Я.А. Коменский. // Педагогическое наследие. – М., 1989. Семинарское занятие 2. Концепции развивающего и воспитывающего обучения в истории западноевропейской педагогики 1. Принцип природосообразности как основа развивающего и воспитывающего обучения. 2. Сократ как один из родоначальников развивающего и воспитывающего обучения. 3. Вклад И.Г. Песталоцци в развитие идеи развивающего обучения. 4. Разработка теории развивающего обучения Ф.А. Дистервегом. 5. «Теория многосторонности интереса» И. Гербарта, ее значение для понимания сущности развивающего и воспитывающего обучения. Литература: 1. Бим-Бад Б.М. И.Г. Песталоцци: Концепция развивающего обучения. // Сов. педагогика. – 1986. - № 3. – С. 105. 2. Гербарт И. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. –С. 322 – 352. 3. Давыдов В.В. Труды А. Дистервега и современная педагогика. // Педагогика. – 1992. - № 1- 2. – С. 85 – 89. 4. Демокрит. Фрагменты о воспитании. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С. 9 – 10. 5. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С. 353 – 415. 6. Коханова Л. Согласно с природой. (Принцип природосообразности в педагогическом наследии ученых XVI – XIX вв.). // Вестник высшей школы. – 1992. - № 2. – С. 29 – 36. 7. Очерки истории школы и педагогики за рубежом.– М., 1989.- ч. 2. 8. Песталоцци И.Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С.280 – 304. 9. Песталоцци И.Г. Лебединая песня. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С. 304 - 322. 10. Песталоцци И.Г. Что дает метод уму и сердцу. // Избр. пед. сочинения. В 2 т.- М., 1981. - Т. 2.       Лекция-презентация   Дискуссия       ОПК-7     ОПК-7   ОПК-7 ОПК-8    
6. Лекция. Эволюция педагогических традиций на Западе в конце ХIX – первой половине ХХ века Тенденции развития школы и педагогики в Европе и Северной Америке. Реформаторская педагогика или «новое воспитание». Идеи свободного воспитания (Э.Кей, М.Монтессори). Трудовая школа и гражданское воспитание (Г.Кершенштейнер). Прагматическая педагогика Д.Дьюи. Зарождение экспериментальной педагогики (В.Лай, Э.Мейман, О.Вильман, Р.Ришар и др.). Возникновение педологии (Э.Торндайк, С.Холл, А.Бине), её влияние на развитие педагогики и психологии. Практическая деятельность педагогов-реформаторов.   Семинарское занятие. Реформаторская педагогика. 1. Тенденции развития школы и педагогики на рубеже XIX и XX вв. 2. Развитие идей свободного воспитания (Э. Кей, М. Монтессори, Вальдорфская педагогика и школа). 3. Трудовая школа и гражданское воспитание (Г. Кершенштейнер, Г. Шаррельман и др.). 4. Прагматическая педагогика Д. Дьюи. 5. Возникновение педологии. Ее влияние на развитие педагогики и психологии. Литература: 1. Кей Э. // Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. 2. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. – М., 1991. 3. Воспитание к свободе: Педагогика Р. Штейнера: Из опыта международного движения вальдорфской школы. – М., 1993. 4. Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995. 5. Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад. – М., 1992. 6. Кей Э. // Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. 7. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. – М., 1993. 8. Дьюи Д. Школа и общество. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С. 490 - 501. 9. Кершенштенер Г. Школа будущего – школа работы. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С. 478 – 489. 10. Монтессори М. Дом ребенка. – М., 1997.   «Круглый стол»   ОПК-7   ОПК-7 ОПК-8 ОПК-11
7. Лекция. Педагогические традиции Древней Руси, школа и педагогическая мысль в Русском государстве (до ХVII века). Воспитание детей у славян до принятия христианства. Крещение Руси и его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Проблема воспитания в фольклоре и литературе Древней Руси. Вопросы воспитания в древнерусской учительной литературе. «Домострой». «Гражданство обычаев детских». Развитие школы в Русском центрлизованном государстве XVII века: элементарное обучение и школы повышенного типа. Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в Московском государстве. Педагогические воззрения в творчестве выдающихся деятелей культуры XV- XVII вв.: Епифаний Премудрый, Максим Грек, Иван Федоров, Симеон полоцкий, Карион Истомин и др.   Лекция-презентация     ОПК-7
8. Лекция. Эволюция педагогических традиций в России в XVIII - начале ХХ века Просветительные реформы начала XVIII века. Создание государственных школ. Открытие профессиональных школ. Деятельность В.Н.Татищева. Создание Петербургской Академии наук с университетом и гимназией. Возникновение закрытых дворянских учебных заведений в послепетровскую эпоху. Реформаторские идеи И.И.Бецкого. Организация воспитательных учреждений нового типа по его проектам. М.В.Ломоносов и развитие просвещения в России. Открытие Московского университета и гимназии при нем. Школьный устав 1786 г. Открытие Петербургской учительской семинарии. Создание методических руководств и учебных книг для народных училищ. Развитие системы образования на основе устава учебных заведений 1804 г. Устав учебных заведений 1828 г., усиление роли государства в организации школьного дела. Развитие общего и профессионального образования в 30-40-х гг. Педагогическая мысль первой половины XIX века (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, П.Г. Редкин и др.). Развитие педагогической мысли во второй половине XIX века. Обсуждение вопроса о роли воспитания в формировании и развитии детской личности (Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, А.Н. Островский и др.). Развитие педагогической науки в России. К.Д.Ушинский и его «Педагогическая антропология». Мысли о единстве общечеловеческого и национального воспитания, принцип народности воспитания. Труд как средство всестороннего развития ребенка. Педагогические идеи Л.Н.Толстого. Идея «свободного воспитания» и её реализация в практике работы Яснополянской школы. Л.Н.Толстой о народной школе, её задачах и методах обучения. Основные тенденции развития педагогики в русле новой русской культурной традиции: гуманистическая направленность и демократизм, право на образование для всех детей, философско-мировоззренческое воспитание, свобода педагогического мышления и творчества и т.д. Педагогическая мысль в России в конце XIX – начале ХХ века: развитие педагогической антропологии (П.Ф.Лесгафт), развитие идей «свободного воспитания» (К.Н.Венцель, С.Т.Шацкий, А.У.Зеленко и др.). Синтез достижений русской педагогики XIX – начала ХХ века в творчестве П.Ф.Каптерева. Семинарское занятие 1. Реформы в сфере просвещения в России XIX – XX в. 1. Реформы в сфере образования в России в 60-е гг. ХIХ века: а) общественно-педагогическое движение 60-х гг. ХIХ в., его влияние на политику в области образования; б) характеристика основных документов реформы («Положение о женских училищах»,1860г., «Университетский устав»,1863 г.; «Положение о начальных народных училищах», «Устав гимназий и прогимназий», «Положение о земских учреждениях», 1864 г.). 2. Преобразования в системе просвещения в 1917 – 1931 гг. ХХ в. а) Н.К. Крупская и А.В. Луначарский – вдохновители и организаторы реформы; б) «Основные принципы единой трудовой школы», «Положение о единой трудовой школе», их характеристика; в) Программы ГУСа – предвестники новой философии образования. 3. Российская педагогика и школа в новой социально-экономической ситуации (90-е гг. ХХ в.). Литература: 1. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ в. – М., 1990. 2. Закон об образовании. – М., 1992. 3. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. // Педагогика. – 1994, № 6 – 1996, № 2. 4. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. – М., 1978. 5. Луначарский А.В. О народном образовании. – М., 1958. 6. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец ХIХ – начало ХХ в. – М., 1991. 7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917 – 1941 гг. – М., 1980. 8. Стефановская С.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998. 9. Степашко Л.А. Философия и история образования. – М., 1999. 10. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1953. 11. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М., 1974. Семинарское занятие 2. Педагогические идеи К.Д.Ушинского. 1. Ушинский о педагогике как науке и о воспитании как искусстве. 2. Идея народности в воспитании. Роль и место родного языка в образовании и обучении. 3. Подготовка к труду как цель воспитания. 4. Нравственное развитие как задача воспитания. 5. Эстетическое воспитание как часть духовного развития человека. Литература: 1. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ в. – М., 1990. 2. Василевская В.Я. Учение Ушинского о воспитании. // Учит. газета. Воспитание привычек и навыков. Педагогическое приложение к физиологической части. // Хрестоматия по истории дошкольной педагогики в России. - М., 1987. - С. 206-210. 3. Гончаров Н.К. Педагогическая система Ушинского. – М., 1974. 4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина ХIХ. – М., 1976. 5. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии». // Там же: - С. 60-68. 6. Педагогические идеи К.Д.Ушинского.- М., 1971. 7. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. // Антология педагогической мысли России (вторая половина ХIХ в. – начало ХХ в.). - М., 1990.- С. 41-44. 8. Ушинский К.Д. Научно-практическое назначение педагогики. // Там же: - С. 44-45. 9. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. // Там же: - С. 45-52. 10. Ушинский К.Д. Родное слово. // Там же: - С.52-59.   Семинарское занятие 3. Развитие идей свободного воспитания в теории и практике российского образования. 1. Свободная и цельная личность как идеал естественного воспитания Ж.-Ж.Руссо. 2. Теория свободного образования Л.Н. Толстого. 3. К.Н. Вентцель и его «дом свободного ребенка». 4. Развитие идей вальдорфской педагогики в практике российского образования. Литература: 1. Богуславский М.В., Соловьев В.А. Долгая дорога к Вентцелю. // Магистр. – 1991. 2. Богуславский М.В. Слово о Вентцеле. // Свободное воспитание. – 1992. – Вып. 1. 3. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Космическая педагогика Вентцеля. // Свободное воспитание. – 1993. 4. Воспитание к свободе: Педагогика Р. Штейнера: Из опыта международного движения вальдорфской школы. – М., 1993. 5. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сборник избранных трудов. – М., 1993. 6. Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995. – С. 40 – 62. 7. Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад. – М., 1992. 8. Кей Э. // Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. 9. Корнетов Г.Б. Феномен свободного воспитания. // Учит. газета. – 1993. 10.Руссо Ж.-Ж. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. – М., 1981. – См. Эмиль, или О воспитании. – Кн. 1, 2, 3; Юлия, или Новая Элоиза. – Ч. 5. Письмо 3; Ответное письмо архиепископу де-Бомону. 11.Толстой Л.Н. О народном образовании. Воспитание и образование. Прогресс и определение образования. Яснополянская школа. // Педагогические сочинения. – М., 1989. 12.Толстой Л.Н. О народном образовании. Воспитание и образование. Прогресс и определение образования. Яснополянская школа. // Педагогические сочинения. – М., 1989. 13.Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. – М., 1993. Семинарское занятие 4. Идеи трудовой школы и детского воспитательного коллектива в истории отечественной педагогики. 1. «Трудовая школа» П.П. Блонского. 2. Единая трудовая школа – основа новой государственной системы народного образования в России начала ХХ века. 3. А.С.Макаренко о сущности детского воспитательного коллектива, его основных признаках и функциях. Проблема педагогического руководства коллективом. 4. Практика реализации идей трудового коллектива А.С.Макаренко. Литература: 1. Блонский П.П. Трудовая школа. // Избр. пед. сочинения.- М, 1979. 2. Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995. - С.122 – 154. 3. Крупская Н.К. Народное образование и демократия. // Пед. сочинения. – 1957. – Т. 1. 4. учит своих детей. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С.276-324. 5. Положение о единой трудовой школе РСФСР, Основные принципы единой трудовой школы. // Хрестоматия по истории советской дошкольной педагогики. – М, 1988. – С.44-52. 6. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1990. 7. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. – М., 1964. 8. Жураковский Г.Е. Педагогические идеи А.С.Макаренко. – М., 1963. 9. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. – М., 1987.       Дискуссия   Деловая игра «Пресс-конференция»   ОПК-7 ОПК-8   ОПК-7 ОПК-8 ОПК-11     ОПК-7     ОПК-7     ОПК-7

№ п/п Название раздела, темы Самостоятельная работа студентов Формы контроля
Количество часов в соотв. с тематическим планом Задания, выносимые на самостоятельную работу Сроки выполнения
1. История педагогики как наука и учебный предмет. - Составьте аннотированный список публикаций историко-педагогической проблематики какого-либо из педагогических изданий (за год).   Контрольно-оценочная неделя   Письменный отчет  
2. Происхождение воспитания, его развитие в условиях первобытного общества - Подберите отрывки из художественной литературы, отражающие особенности организации воспитания в первобытном обществе.   Контрольно-оценочная неделя   Письменный отчет  
3. Возникновение педагогических традиций Западной цивилизации в Античную эпоху - Опорный конспект Семинарское занятие Письменный отчет  
4. Педагогическая мысль эпохи Средневековья и Возрождения. - Подберите художественный иллюстративный материал, отражающий идеал человека, а также особенности организации гуманистически-ориентированного обучения в эпоху Возрождения.   Семинарское занятие Письменный отчет  
5. Характер и особенности развития педагогических традиций Западной цивилизации в ХVII–середине XIX столетия   - Используя фрагменты из произведений представителей «свободного воспитания» опишите взаимоотношения педагога и ребенка в «свободной» школе. - Опорный конспект   Семинарское занятие 1.Опорный конспект 2. Защита
6. Эволюция педагогических традиций на Западе в конце ХIX – первой половине ХХ века - На основе анализа развития идей и практики «трудовой школы» разработайте проект, представляющий перспективы её развития в ХХI веке. - Опорный конспект   Семинарское занятие Опорный конспект
7. Педагогические традиции Древней Руси, школа и педагогическая мысль в Русском государстве (до ХVII века). - Составьте сравнительную таблицу, отражающую ход и содержание реформ в сфере образования в России в ХIХ – ХХ вв. - Семинарское занятие 1.Опорный конспект 2. Защита
8. Эволюция педагогических традиций в России в XVIII – - начале ХХ века   - Дайте сравнительный анализ линий преемственности в идеях и практике представителей российского образования.   Семинарское занятие 1.Опорный конспект 2. Защита

Текущий контроль.

Формы контроля: рейтинговая система оценки деятельности студентов.

Содержание контрольных мероприятий: технологическая карта прилагается.

Итоговый контроль.

Формы контроля: зачет


1. «История педагогики» как наука и учебный предмет.

2. Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества.

3. Школа и воспитание в Древней Индии и Китае.

4. Афинская и Спартанская системы воспитания, их сравнительная характеристика.

5. Просвещение в Западной Европе периода Средневековья.

6. Эпоха Возрождения, ее роль в формировании педагогических традиций Западной цивилизации.

7. Педагогическая система Я.А. Коменского.

8. Концепция воспитания и образования Джона Локка.

9. Педагогическая концепция Жана-Жака Руссо.

10. Педагогическая теория и практическая деятельность И.Г. Песталоцци.

11. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта.

12. Педагогические идеи и практическая деятельность Ф.А.В. Дистервега.

13. Педагогическая деятельность М. Монтессори, ее роль в развитии «свободного воспитания».

14. Реформаторская педагогика на Западе во второй половине Х1Х века.

15. Педагогические традиции Древней Руси (VI – ХIII вв.). Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли.

16. Просвещение в России в ХVIII – первой половине ХIХ века.

17. Реформы в сфере образования в России во второй половине ХIХ в.

18. Педагогическая деятельность К.Д. Ушинского. К.Д. Ушинский об основах создания подлинно народной школы.

19. Педагогические взгляды Н.И. Пирогова.

20. Идеи «свободного воспитания» в педагогике Л.Н. Толстого.

21. Альтернативная педагогика в России начала ХХ века.

22. Реформы в сфере просвещения в России в 20-е – 30-е гг. XX в.

23. Разработка теории и практики воспитания в коллективе.

24. Российская школа и педагогика в новой социально-экономической ситуации (конец 80-х – 90-е гг. XX в.).

25. Педагогические взгляды Р. Штейнера. Вальдорфская школа и педагогика.

26. Педагогическая система Ф. Фребеля.

27. Теория и практика дошкольного воспитания второй половины XIX в.

28. Педагогика и общественное дошкольное воспитание к. XIX–начала XX в.


Сейчас читают про: