Искусство середины 18 века

2 этапа: 1этап – 30 годы – мрачное время правления Анны Иоанновны; 40-50 – годы елизаветинского правления, некоторого смягчения нравов предыдущего времени, роста национального самосознания, поощрения всего отечественного, время сложения стиля русского барокко, знаменующего синтез всех видов искусства.

Архитектура. Ф.Б.Растрелли. Его ранние работы –дворцы Бирона в Митаве (1738–1740, теперь Елгава) и Руентале (1736–1740, теперь Рундаль), Летний (деревянный) дворец Елизаветы Петровны, стоявший на месте Михайловского замка и сохранившийся на гравюре по рисунку М. Махаева (1741–1744). ДворецМ.И. Воронцова (1749–1758) на Садовой улице в Петербурге с его эффектной игрой светотени на фасадах свидетельствует о формировании собственного творческого лица. Большой Петергофский дворец. Екатерининский дворец в Царском селе. Зимний дворец. Комплекс Смольного монастыря. Во всех работах Растрелли (а сюда можно добавить и дворец Строганова в Петербурге 1752–1754 гг., и построенный по его проекту московским зодчим И.Ф. Мичуриным Андреевский собор в Киеве) при всей декоративной пышности отделки и игре светотени на фасадах, красочности сочетаний цветов интенсивно-голубого, белого и позолоты сохраняется удивительная ясность основной композиции, что становится обязательной чертой русского барокко.

В XVIII столетии, особенно в его первой половине и середине, было принято воздвигать Триумфальные арки в честь какого-либо выдающегося события: в петровское время так отмечали славные виктории, во время правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны триумфальные ворота строились в честь тезоименитства или по поводу коронаций и пр.

Русское барокко вызвало подъем всех видов декоративно-прикладного искусства.

Живопись. И.Я.Вишняков - портреты детей начальника Канцелярии от строений Фермера – Сарры Элеоноры и Вильгельма Георга Фермер. Парные портреты четы Тишининых. Правительницы Анны Леопольдовны. Особенности вишняковской кисти видны во всех этих произведениях, одно из самых интересных – портрет Сарры Фермор. В портрете соединены, что типично для Вишнякова, как будто бы резко контрастные черты: в нем ощущается еще живая русская средневековая традиция –и блеск формы парадного европейского искусства XVIII в. Фигура и поза условны, задник трактован плоскостно – это открыто декоративный пейзаж,– но лицо вылеплено объемно. Письмо таково, что мы угадываем даже вид ткани, но цветы по муару рассыпаны без учета складок. Лицо серьезное, грустное, с задумчивым взглядом. А.П.Антропов - «архаизмы» в живописном почерке при большой художественной выразительности. Поясное изображение, колористическое решение строится на контрастах больших локальных цветовых пятен. Контрастна и светотеневая моделировка объемов. При всех реалистических находках Антропова в его письме много от традиций живописи предыдущего столетия. Композиция его портретов статична. Изображение фигуры – при подчеркнутой объемности лица – плоскостно. В портретных фонах мало воздуха. Портрет атамана Краснощекого, портрет Румянцевой. И.П.Аргунов – портреты Лобановых-Ростовских, «калмычка Аннушка». В 80-е годы прд влиянием нового направления – классицизма – манера Аргунова меняется: формы становятся скульптурное, контуры четче, цвет локальнее. «Неизвестная крестьянка в русском костюме».

Помимо живописи в середине XVIII столетия в русском искусстве интересно развивалась графика, особенно архитектурный пейзаж, ведута, прежде всего благодаря такому выдающемуся рисовальщику и «мастеру ландкартного дела», как М.И. Махаев. Его рисунки Петербурга, гравированные потом талантливыми граверами Академии наук Е.Г. Виноградовым, А.А. Грековым и другими («под смотрением» И.А. Соколова), передают образ красивейшего города дворцов, набережных, водных перспектив. Махаев умел и любил передавать глубину пространства, воздушную среду, что отличает гравюры с его рисунков от гравюр Зубова («План столичного города Санкт-Петербурга с изображением онаго проспектов, изданный трудами Императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге», исполненный к 50-летию города).

15. Классицизм второй половины 18 – начала 20 века.

2 половина 18 века – расцвет абсолютной монархии в России, Екатерининская эпоха, основана академия художеств – 1757г., масонство, классицизм. Господствовали идеи просвещения (вера во всесилие просвещенной монархии, стремление к усовершенствованию человеческой натуры). Центральное место в просветительской жизни россии заняла борьба с крепостничеством. Важным фактором становления национальной культуры стало развитие системы общего образования в стране.

Арх: классицизм – обращенность к античному наследию, простота (в основе планировки зданий – правильные геометрические фигуры; центральный корпус здания соединялся с боковыми флигелями посредством галерей; фасады строений украшались колоннами и скульптурами). Русские и иностранный мастера изменили облик 2 столиц. Питер: Кокоринов – здание академии художеств, Кваренги (итальянец) – Академия наук, Английский дворец, Александровский дворец в царском селе. Камерон (англичанин) – камеронова галерея, ансамбль в Павловске. Старов – собор Александро-невской лавры, Таврический дворец. Москва: Боженов – дом Пашкова, загородный ансамбль в Царицыно. Казаков – старое здание московского университета, Галицинская больница, сенат в кремле, здание Благородного собрания с колонным залом, Петровский дворец.

Скульптура: Шубин Ф.И. –создатель русского реалистического портрета: бюсты Павла I, Екатерины II, Ломоносова, Голицына, Шереметьева, Шувалова, Чернышёва, Румянцева и др. Козловский М.И. – использовал символические средства выражения: скульптура Суворова (черты римского воина); «Самсон, раздирающий пасть льву»- скульптура для большого каскада в Петергофе. Библейская фигура олицетворяла победу русского оружия под Полтавой. День битвы по старому стилю приходился на праздник Святого Самсона. Лев символизировал шведов, на гербе которых он изображался. Щедрин Ф.Ф.: скульптуры, обрамлявшие главные ворота Адмиралтейства; Мартос И.П. –создатель особого типа русского классического надгробия; памятник К.Минину и Д.Пожарскому (1804); Фальконе Э. (француз), работал в России в 60-70-е гг.по приглашению Екатерины II – конная скульптура Петра I на Сенатской площади.

Живопись: многожанровость (пейзаж, натюрморт, анималистический, исторический, бытовой, батальный).

Ведущий жанр – портрет (Рокотов - портрет Струйской,Неизвестый в треуголке, Левицкий – серия смолянки, портрет Демидова, Боровиковский – портрет Лопухиной). Лосенко А.П. – основоположник исторической живописи: «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой». Шибанов М., крепостной князя Потёмкина – один из основоположников бытовой живописи. Крестьянская тема: «Крестьянский обед», «Празднество свадебного договора». Щедрин С.Ф., солдат Преображенского полка, - родоначальник пейзажа. Иванов М.М., солдатский сын, - первый баталист, автор картин, изображавших штурмы Очакова и Измаила – «Штурм Измаила»

.Начало 19 века – русский ампир – зрелый, высокий классицизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: