double arrow

Искусство середины 18 века


2 этапа: 1этап – 30 годы – мрачное время правления Анны Иоанновны; 40-50 – годы елизаветинского правления, некоторого смягчения нравов предыдущего времени, роста национального самосознания, поощрения всего отечественного, время сложения стиля русского барокко, знаменующего синтез всех видов искусства.

Архитектура.Ф.Б.Растрелли. Его ранние работы –дворцы Бирона в Митаве (1738–1740, теперь Елгава) и Руентале (1736–1740, теперь Рундаль), Летний (деревянный) дворец Елизаветы Петровны, стоявший на месте Михайловского замка и сохранившийся на гравюре по рисунку М. Махаева (1741–1744). ДворецМ.И. Воронцова (1749–1758) на Садовой улице в Петербурге с его эффектной игрой светотени на фасадах свидетельствует о формировании собственного творческого лица. Большой Петергофский дворец. Екатерининский дворец в Царском селе. Зимний дворец. Комплекс Смольного монастыря. Во всех работах Растрелли (а сюда можно добавить и дворец Строганова в Петербурге 1752–1754 гг., и построенный по его проекту московским зодчим И.Ф. Мичуриным Андреевский собор в Киеве) при всей декоративной пышности отделки и игре светотени на фасадах, красочности сочетаний цветов интенсивно-голубого, белого и позолоты сохраняется удивительная ясность основной композиции, что становится обязательной чертой русского барокко.




В XVIII столетии, особенно в его первой половине и середине, было принято воздвигать Триумфальные арки в честь какого-либо выдающегося события: в петровское время так отмечали славные виктории, во время правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны триумфальные ворота строились в честь тезоименитства или по поводу коронаций и пр.

Русское барокко вызвало подъем всех видов декоративно-прикладного искусства.

Живопись.И.Я.Вишняков - портреты детей начальника Канцелярии от строений Фермера – Сарры Элеоноры и Вильгельма Георга Фермер. Парные портреты четы Тишининых. Правительницы Анны Леопольдовны. Особенности вишняковской кисти видны во всех этих произведениях, одно из самых интересных – портрет Сарры Фермор. В портрете соединены, что типично для Вишнякова, как будто бы резко контрастные черты: в нем ощущается еще живая русская средневековая традиция –и блеск формы парадного европейского искусства XVIII в. Фигура и поза условны, задник трактован плоскостно – это открыто декоративный пейзаж,– но лицо вылеплено объемно. Письмо таково, что мы угадываем даже вид ткани, но цветы по муару рассыпаны без учета складок. Лицо серьезное, грустное, с задумчивым взглядом. А.П.Антропов - «архаизмы» в живописном почерке при большой художественной выразительности. Поясное изображение, колористическое решение строится на контрастах больших локальных цветовых пятен. Контрастна и светотеневая моделировка объемов. При всех реалистических находках Антропова в его письме много от традиций живописи предыдущего столетия. Композиция его портретов статична. Изображение фигуры – при подчеркнутой объемности лица – плоскостно. В портретных фонах мало воздуха. Портрет атамана Краснощекого, портрет Румянцевой. И.П.Аргунов – портреты Лобановых-Ростовских, «калмычка Аннушка». В 80-е годы прд влиянием нового направления – классицизма – манера Аргунова меняется: формы становятся скульптурное, контуры четче, цвет локальнее. «Неизвестная крестьянка в русском костюме».



Помимо живописи в середине XVIII столетия в русском искусстве интересно развивалась графика, особенно архитектурный пейзаж, ведута, прежде всего благодаря такому выдающемуся рисовальщику и «мастеру ландкартного дела», как М.И. Махаев. Его рисунки Петербурга, гравированные потом талантливыми граверами Академии наук Е.Г. Виноградовым, А.А. Грековым и другими («под смотрением» И.А. Соколова), передают образ красивейшего города дворцов, набережных, водных перспектив. Махаев умел и любил передавать глубину пространства, воздушную среду, что отличает гравюры с его рисунков от гравюр Зубова («План столичного города Санкт-Петербурга с изображением онаго проспектов, изданный трудами Императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге», исполненный к 50-летию города).

15. Классицизм второй половины 18 – начала 20 века.



2 половина 18 века – расцвет абсолютной монархии в России, Екатерининская эпоха, основана академия художеств – 1757г., масонство, классицизм. Господствовали идеи просвещения (вера во всесилие просвещенной монархии, стремление к усовершенствованию человеческой натуры). Центральное место в просветительской жизни россии заняла борьба с крепостничеством. Важным фактором становления национальной культуры стало развитие системы общего образования в стране.

Арх:классицизм – обращенность к античному наследию, простота (в основе планировки зданий – правильные геометрические фигуры; центральный корпус здания соединялся с боковыми флигелями посредством галерей; фасады строений украшались колоннами и скульптурами). Русские и иностранный мастера изменили облик 2 столиц. Питер: Кокоринов – здание академии художеств, Кваренги (итальянец) – Академия наук, Английский дворец, Александровский дворец в царском селе. Камерон (англичанин) – камеронова галерея, ансамбль в Павловске. Старов – собор Александро-невской лавры, Таврический дворец. Москва: Боженов – дом Пашкова, загородный ансамбль в Царицыно. Казаков – старое здание московского университета, Галицинская больница, сенат в кремле, здание Благородного собрания с колонным залом, Петровский дворец.

Скульптура: Шубин Ф.И. –создатель русского реалистического портрета: бюсты Павла I, Екатерины II, Ломоносова, Голицына, Шереметьева, Шувалова, Чернышёва, Румянцева и др. Козловский М.И. – использовал символические средства выражения: скульптура Суворова (черты римского воина); «Самсон, раздирающий пасть льву»- скульптура для большого каскада в Петергофе. Библейская фигура олицетворяла победу русского оружия под Полтавой. День битвы по старому стилю приходился на праздник Святого Самсона. Лев символизировал шведов, на гербе которых он изображался. Щедрин Ф.Ф.: скульптуры, обрамлявшие главные ворота Адмиралтейства; Мартос И.П. –создатель особого типа русского классического надгробия; памятник К.Минину и Д.Пожарскому (1804); Фальконе Э. (француз), работал в России в 60-70-е гг.по приглашению Екатерины II – конная скульптура Петра I на Сенатской площади.

Живопись:многожанровость (пейзаж, натюрморт, анималистический, исторический, бытовой, батальный).

Ведущий жанр – портрет (Рокотов - портрет Струйской,Неизвестый в треуголке, Левицкий – серия смолянки, портрет Демидова, Боровиковский – портрет Лопухиной). Лосенко А.П. – основоположник исторической живописи: «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой». Шибанов М., крепостной князя Потёмкина – один из основоположников бытовой живописи. Крестьянская тема: «Крестьянский обед», «Празднество свадебного договора». Щедрин С.Ф., солдат Преображенского полка, - родоначальник пейзажа. Иванов М.М., солдатский сын, - первый баталист, автор картин, изображавших штурмы Очакова и Измаила – «Штурм Измаила»

.Начало 19 века – русский ампир – зрелый, высокий классицизм.







Сейчас читают про: