double arrow

Материалы для изучения. При изучении духовной жизни и художественной культуры России XVIII в. следует прежде всего учитывать, что они развивались при активном воздействии


Общие рекомендации

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ В XVIII в.

При изучении духовной жизни и художественной культуры России XVIII в. следует прежде всего учитывать, что они развивались при активном воздействии "революции сверху", которую начал Петр I и продолжили такие его преемники, как Елизавета Петровна и Екатерина II. Суть революции состояла в "модернизации" государства и общества для ликвидации опасного отставания в уровне развития от Запада, которое стало столь очевидным к началу века.

Обратите внимание на то, что важнейшим инструментом "модернизации" стало резкое усиление культурных контактов с внешним миром. Эти контакты ускорили процесс развития всех сфер отечественной культуры. Особенно усилилось развитие образования и науки.

Для понимания особенностей развития духовной жизни российского общества в XVIII в. следует учесть и то обстоятельство, что осуществляемая верховной властью "революция сверху" существенно увеличила роль государства в общественной жизни. Можно говорить об определенном "огосударствлении" духовной жизни общества. Одним из важнейших элементов этого процесса явилось подчинение государству церкви, уменьшение роли церкви в духовной жизни общества, усиление светского содержания в культурной жизни ("обмирщение" культуры).

Культурное развитие России в этом столетии носило противоречивый характер. С одной стороны, с развитием образования, книгопечатания, появлением газет и журналов, общедоступного театра идет определенный процесс демократизации культуры, так как увеличивается число людей, использующих эти новые формы культурной жизни. С другой стороны, следует отметить, что культурные новации существенным образом сказалась на образе жизни лишь представителей правящих слоев общества. Сословная поли­тика государства в XVIII в. привела к углублению социального и культурного разрыва между высшими и низшими сословиями. Это повлияло и на всю последующую историю России.

Следует обратить внимание и на то, что общее ускорение темпов развития культуры России, обусловленное знакомством с опытом Запада, породило своеобразную "спрессованность" культурного процесса, параллельное существование нескольких стилевых направлений в художественной культуре, которые в Европе хронологически сменяли друг друга.

Уяснив основные особенности развития культурного процесса в изучаемую эпоху, студент должен познакомиться с основными достижениями в сферах науки, образования, литературы и искусства.

Этот материал легче всего освоить и запомнить, если хронологически разбить процесс развития культуры в XVIII в. на три периода, которые соответствуют основным политическим эпохам этого столетия: эпоху петровских преобразований (первая четверть века), эпоху дворцовых переворотов (вторая четверть), екатерининское время (вторая половина столетия).

Под воздействием процессов "модернизации" и "европеизации" российского государства и общества многовековой процесс развития русской культуры в XVIII в. вступил в новую стадию. Ее характерными чертами стали активное знакомство с достижениями Западной Европы, развитие новых и модернизация традиционных форм культурной жизни, преодоление локальности и рост общенациональной значимости наиболее ценных региональных и сословных особенностей русской культуры. Лучшим представителям формирующейся интеллигенции было присуще осознание ценности самобытной русской культуры и ее единства с европейской культурой.

Знакомство с последней способствовало развитию рационализма – мировоззренческой позиции, которая преодолевала религиозный догматизм средневекового мышления и предполагала светское и разумное объяснение существующего мира и рациональную работу по его совершенствованию. Весьма сильным было влияние на передовые слои российского общества идей французских просветителей, которые утверждали новый взгляд на человеческую личность, согласно которому каждый человек должен был обладать естественными правами и выступать как творец своего счастья, а не раб, покорный предначертанной судьбе.

Развитие образования и науки, книгопечатания, появление газет, журналов, общедоступного театра неизбежно сопровождалось расширением круга производителей и потреби­телей культурных ценностей, что позволяет говорить об определенной демократизации культурной жизни России. Однако важно отметить, что все эти процессы происходят на фоне усиления государственного контроля духовной жизни. Власть открыто поощряет тех деятелей культуры, которые своим творчеством поддерживают и освящают ее политику. Напротив, преследуются те, кто выступает с критикой.

Петровская эпоха.Явилась важнейшим периодом, в котором были заложены все основные особенности развития духовной жизни и художественной культуры России в XVIII в.

Образование. Оформление абсолютизма с его огромным чиновничьим аппаратом, создание регулярных армии и флота, бурный рост ряда отраслей промышленности, нараставшие изменения в укладе жизни резко увеличили потребность в специалистах, которых могла подготовить только новая светская школа. Из-за отсутствия спе­циальных учебных заведений в России по указу Петра уже в конце XVII в. дворянскую молодежь посылали для обучения "навигационным наукам, живописному искусству, механике, инженерству, артиллерии" в западно-европейские страны. Так развилась система пенсионерства.

Начало светскому образованию в России положило открытие в 1701 г. "Школы математических и навигацких наук" и Пушкарской (артиллерий­ской) школы в Москве. В дальнейшем начали работать еще не­сколько профессиональных школ: инженерная, медицинская, горные.В 1714 г. более чем в 40 провинциальных городах были открыты приближавшиеся по типу к начальной общеобразователь­ной школе"цифирные" школы. Царский указ предписывал "поголовно" учиться "всем дворянским и подьячим детям" и без полу­чения свидетельства об окончании этих школ "жениться их не допу­скать". Однако уже в 20-е г. эти учебные заведения практически пре­кратили существование, так как дворянские дети были освобождены от обучения в них, дети духовенства переведены вепархиальные училища,а солдатские – вгарнизонные и солдатские. В городах сохранялись ста­рые формы обучения(школы грамоты), в дворянских семьях преобладало домашнее обучение. Дети крепостных крестьян в школы не принимались.

Новая школа во многом сохранила черты средневекового учебного заведения: обучение было индивидуальным; возраст учеников колебался от 7 до 20 лет; учебный день составлял 8–9 часов; главным методом обучения была зубрежка, а жестокие наказания являлись обя­зательной составляющей обучения. Учителями в профессиональных и "цифирных" школах обычно работали иностранцы на русской службе, специалисты-практики и выпускники этих школ. Специальных учебных заведений для подготовки учителей еще не существовало.

Наука. Практические потребности Российского государства (поиски полез­ных ископаемых, освоение новых территорий и т. п.) порождали интерес к наукам преимущественно естественным. Частные и правительствен­ные экспедиции исследовали новые территории, собирали минералогические, ботанические, биологические коллекции, материалы по этнографии и для со­ставления географических карт. Например, в это время получено первое этнографическое и географиче­ское описание Камчатки (составлено В. Атласовым в 1697–1699 гг.); напечатана первая достоверная карта Каспийского моря Ф. Саймонова и К. Вердена; состаялась первая правительственная научная экспе­диция в Сибирь под руководством Д. Мессершмидта и т. п. По заданию Петра I собирались материалы по отечественной истории и были написаны первые исторические сочинения, от­разившие бурные события современности ("Журнал, или Поденная записка Петра Великого с 1698 года", "Рассуждение о причинах Северной войны" П. Шафирова).

Своеобразным итогом петровских преобразований в области просвеще­ния и науки было открытие в 1725 г. Академии наук, особенностью которой было объединение научно-исследовательских и педагогических функций (в ее системе работали университет и гимназия). Академия имела также свои библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, физическую и химическую лаборатории. В отличие от европейских ака­демий, существовавших на средства от издательской и другой коммер­ческой деятельности, Петербургская Академия наук имела твердый го­сударственный бюджет.

Книжное дело и печать. Распространению научных знаний и образования способствовало развитие в Москве и Петербурге типографского дела. Широко издавались иллюстрированные гравюрами, схемами, чертежами учебники ("Первое учение отрокам" Ф. Прокоповича, "Арифметика" Л. Магниц­кого и др.), словари, различные специальные руководства. Введение нового, более простого шрифта (1710 г.) привело к разделению сферы светской и церковной книжности (где сохранялся старый шрифт) и спо­собствовало распространению грамотности.

В конце 1702 г. начала выходить первая печатная газета "Ведомо­сти", в которой публиковались внутренняя и иностранная хроника, све­дения о военных, хозяйственных и культурных событиях. Правительство активно использовало книжное дело и печать для пропаганды проводимых реформ. В то же время, обеспокоенное появле­нием произведений, в которых преобразования осуждались, оно в 1721 г. учредило официальную цензуру и возложило эти функции на Синод.

Общественно-политическая мысль и публицистика. Изменения в общественном сознании, связанные с Петровскими реформами, способствовали постановке и обсуждению ряда важных вопросов, ведущее место среди которых зани­мала проблема абсолютизма. Наи­более полно идеология абсолютизма была разработана соратником Петра I Феофаном Прокоповичем (1681–1736), европейски образован­ным писателем-публицистом, церковным и общественным деятелем, в трактатах "Правда воли монаршей" и "Духовный регламент". Идеи Прокоповича явились теоретическим обобщением законодательной и практической деятельности Петра.

Царь внес свою лепту и в оформление идеологии абсолютизма. В предисловиях и комментариях к ука­зам Петр формулировал свой идеал ра­ционального и справедливого государства, регулируемого хорошими законами (на практике оказавшегося полицейским).

Яркими выразителями идеологии абсолютизма были го­сударственные деятели и ученые, объединившиеся в кружке Ф. Проко­повича – "Ученой дружине Петра" (В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, А. М. Черкасский, А. Ю. Трубецкой). Ф. С. Салтыков, еще один соратник Петра I, в своих записках ("Пропозиции", "Изъявления, прибыточные государству") обращавшийся к вопросу о путях превращения России в могуществен­ную державу, отстаивал просветительские идеи. Высказывалось мнение о целесообразности рас­пространения грамотности даже среди крестьян (И. Т. Посошков, В. Н. Татищев). Идеолог купечества И. Т. Посошков, счи­тавший абсолютную монархию идеальным государственным строем, вы­двинул также оригинальные экономические идеи, присущие развитому меркантилизму ("Книга о скудости и богатстве", 1724). В целом, в общественном сознании произошли значительные изме­нения в связи с новым пониманием человеческой личности, ценность которой определялась не знатностью и богатством, а исключительно пользой, приносимой отечеству.

Литература. В литературе первой четверти века при сохра­нении старых форм происходили серьезные изменения. Это время расцвета жанра "гистории" – повести. Большой популярностью пользовалась "Гистория о российском матросе Василии Кариотском", сюжет которой (похождения сына, покинувшего отчий дом) напоминает повести XVII в., но в ней отразились жизнь и идеи новой эпохи. В отличие от "блудного сына" XVII столетия, судьбу героя петровского времени определяют не провидение, а его личные качества. Победа личностного начала и чисто светские сюжеты присущи и другим повестям этого времени ("Гистория о храбром российском кавалере Александре", "Гистория о некоем шляхецком сыне") о людях нового времени. Как правило, герои "петровских повестей" – молодые и энергичные дворяне, верящие во всемогущество разума и науки, осознающие себя не только гражданами новой России, но и европейцами.

Архитектура. Принципы архитектуры петровского времени наиболее полно воплоти­лись в строительстве новой столицы России – Петербурга. В отличие от большинства русских средневековых городов, имевших радиально-кольцевую планировку, приобретенную в процессе многовекового разви­тия, в Петербурге воплотился идеал рационально спланированного ан­самбля. Для массового строительства вводились типовые проекты зданий, размеры которых зависели от состоятельности владельца.

Первые монументальные постройки Петербурга были возведены в основном приглашенными иностранными зодчими – Д. Трезини (Пет­ропавловский собор и Петровские ворота Петропавловской крепости; здание Двенадцати коллегий (при участии М. Г. Земцова); Летний дво­рец Петра в Летнем саду (совместно с А. Шлютером) и др.); Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель (Меншиковский дворец на Васильевском острове). Барочное направление в рус­ской архитектуре начала XVIII в. связано с именами Д. Трезини, А. Шлютера (сдержанная ветвь) и М. Г. Зем­цова (более нарядный вариант). Барокко (итал. bаroccо – странный, причудливый) – основное стилевое направ­ление в искусстве Европы конца XV – середины XVIII в., которому свойственны контрастность, динамичность обра­зов, стремление к пышности и величию.

В петровское время произошли изменения и в застройке Москвы, где также возводились здания, отвечавшие новым вкусам. Появились небывалые прежде сооружения промышленного, административного, учебного назначения: Большой Каменный мост через Москву-реку; ткац­кая мануфактура, Суконный двор в Кадашах; здание Арсенала в Крем­ле (Д. Иванов, Хр. Конрад, М. Чоглоков); Лефортовский дворец (Д. В. Аксамитов) и др.

Русской архитектуре начала XVIII в. в сравнении с предыдущим и последующим периодами были присущи простота и деловитость; обычно четкие, сдержанные объемы, членение фасадов лопатками или пилястрами, не дающими контрастных теней; декоративная скульптура, отражающая назначение здания.

Искусство. Приобщение к опыту европейской культуры в наиболее сжатые сроки произошло вживописи. В это время утверждались новые жанры и техника живописи. Ве­дущее место заняли картины на светские сюжеты, выполненные маслом. Обратную перспективу сменила прямая, в художественный обиход во­шло изображение человеческого тела с учетом анатомии.

Светское ис­кусство петровского времени представлено монументальной росписью (панно, плафоны), различными видами станковых произведений и ми­ниатюрой. Наибольших успехов достигло искусство портрета во всех его разновидностях (камерный и парадный; в рост и погрудный, парный и двойной). Обращает на себя внимание большое число парадных порт­ретов, изображающих членов царствующего дома, высших сановников.

Становление русского портрета в значительной мере связано с име­нем И. Н. Никитина. Уже в первых работах художник, уходя от парсунной традиции, где главное внимание уделялось передаче внешнего сходства, пытался проникнуть во внутренний мир портретируемых. Это нашло отраже­ние в камерном портрете (портреты племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны, 1714, царевны На­тальи Алексеевны, ок. 1716). Убеди­тельны и психологичны лучшие работы Никитина (портреты канцлера Г. И. Головкина, 20-е гг., ГТГ; "Напольный гетман", "Петр I на смерт­ном ложе", 1725 – оба в ГРМ).

Новые явления в быту и общественной жизни. Петровские указы, не ограничиваясь сферой политики и экономики, вторгались в общест­венную, частную и даже интимную жизнь. Указы учили подданных правилам рационального хозяйствования, пред­писывали покрой одежды, определяли даже судьбу растительности на лице.

Регламентировались духовная жизнь населения (специальный указ определял размер штрафов за уклонение от посещения церкви) и досуг – вводились новые формы общения: ассамблеи, маскарады, свет­ские праздники с фейерверками и иллюминацией. Вместе с тем полу­чили распространение правила хорошего тона. Специально для дворян была издана книга о правилах поведения молодого человека "Юности честное зерцало" (перевод с немецкого).

Вторая четверть XVIII в.Эпоха дворцовых переворотов оказала влияние на развитие культурного процесса в России, но в целом его направление осталось неизменным.

Образование. В системепросвещения в этот период окончательно возобладала сословная школа. Центральное место заняли дворянские учебные заведения, начало которым было положено основанием Сухо­путного шляхетского корпуса в Петербурге (1732). Развивавшаяся сеть духовных учебных заведений тоже постепенно теряла всесословный характер. Если в первой четверти века учреждались только профессио­нальные учебные заведения, то по мере удовлетворения потребностей в специалистах начала ощущаться необходимость создания общеобра­зовательной школы. Первым шагом к решению этой проблемы было открытие в составе Петербургской Академии наук академической гим­назии.

Наука. Центромнаучной мысли с 1725 г. являлась Академия наук, пер­выми членами которой были иностранцы. Среди них имелось немало поистине крупных ученых (математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, историк Г. Миллер и др.), благодаря которым воспитывались поколения русских ученых, а Петербургская академия вошла в систему общеевропейской науки. Направления естественно­-научных исследований определялись главным образом потребностями промышленного развития государства.

Наиболее остро уже со второй половины XVII в. стояла проблема поиска топлива, благородных металлов и дру­гих полезных ископаемых. Это определило интерес к горному делу, ми­нералогии, химии, физике, геологии, географии, развитие которых не могло обойтись без математики. Одним из важнейших направлений научных исследований было изучение природных условий и путей сооб­щения на громадной территории Российской империи. Для решения этих задач снаряжались комплексные экспедиции, велись лабораторные ис­следования, издавались научные статьи и монографии, печатались гео­графические карты и т. п. Крупнейшее научное значение имели первая (1725–1730) и вторая (1733–1743) Камчатские экспедиции под коман­дованием В. Беринга и А. И. Чирикова. Второй экспедицией собраны ценнейшие сведения в области географии (С. Г. Малыгин, Д. Я. и X. П. Лаптевы), ботаники (И. Г. Гмслин), зоологии (Г. В. Стеллер), этнографии (С. П. Крашенинников), истории (Г. Ф. Миллер). В 40-е гг. началась научная деятельность М. В. Ломоносова (1711–1765), ставшего в 1745 г. первым русским профессором, членом Акаде­мии наук.

В эти десятилетия наука развивалась и вне Академии. Бле­стящий пример тому – деятельность историка, географа, организатора промышленности В. Н. Татищева (1686–1750), создавшего первый обобщающий труд по отечественной истории ("История Российская" в 5 т.) и предпринявшего первую попытку составления русского энци­клопедического словаря ("Лексикон российской, исторической, геогра­фической, политической и гражданской", доведен до буквы "к").

Литература. Классицизм, являвшийся в XVII–XVIII вв. общеевропейским лите­ратурным направлением, утвердился и врусской литературе второй чет­верти XVIII в. Классицизм (от лат. Classicus – образцовый) – стиль и направление в литера­туре и искусстве XVII – начала XIX в., обратившиеся к античному наследию как к нор­ме и идеальному образцу.

Для русского классицизма были характерны интерес к национальной тематике, связь с традициями русского фольклора. Наиболее распространенными формами русской классической литера­туры являлись сатиры, оды, лирические песни. Фундамент новой словесности был заложен тремя поэтами в течение одного десятилетия. В 1729 г. А. Д. Кантемир написал первую сатиру, заложив основу сатирического направления. В 1735 г. поэт В. К. Тредиаковский реформировал стихосложение. В 1739 г. М. В. Ло­моносов написал оду "На взятие Хотина", опираясь на реформу Тредиаковского и совершенствуя ее. Кроме того, он реформировал литературный язык, узаконив использование живой разговорной речи ("Письмо о правилах российского стихотворства", 1739; "Риторика", 1745).

В архитектуре достижения были гораздо скромнее, чем в последующий период. Петровские пенсионеры, вернувшиеся из-за границы, были заняты теоретическими исканиями, воздействие которых скажется лишь в 60–90-е гг. – в эпоху классицизма (трактат-кодекс "Должность архитектурной экспедиции" П. М. Еропкина, И. К. Коробова, М. Г. Земцова, 1741). Практическая же их деятельность в качестве городских архитекторов продолжала ли­нию предшествующего периода.

В живописи в 30-е гг. XVIII в. ведущее место занял учившийся в Голландии А. Матвеев. До нас дошла только станковая живопись мастера – парные портреты И. А. и А. П. Голицыных (1728), "Автопортрет с женой" (1729), демонстрирующие прекрасное вла­дение художником приемами западноевропейской техники, остроту индивидуальной характеристики, поэтичность образов.

Труднее всего происходило становление светскойскульптуры. По существу, в течение семи веков после принятия христианства этот вид искусства на Руси почти не развивался (за исключением народной де­ревянной скульптуры Перми, Вологды и др.). Большую роль в станов­лении русской скульптуры сыграло знакомство с произведениями антич­ных и западно-европейских мастеров. Уже на этапе становления русскую скульп­туру отличает жанровое многообразие (портрет, монументальная ста­туя, барельеф, медальерное искусство). Требованиям нового времени соответствовали материалы и техника, использовавшиеся скульптора­ми, – бронзовое и восковое литье, лепнина из алебастра и терракоты, резьба по дереву, реже мрамор и белый камень.

Основоположником русской скульптуры нового времени явился Б. К. Растрелли-отец. Произведениям мастера свойственны барочные парад­ность и пышность (бюст А. Д. Меншикова), вместе с тем глубокое понимание индивидуальности модели, подлинная исто­ричность (бюст Петра I в чугуне). Расцвет русской монументальной скульптуры начался со статуи Б. Растрелли "Императрица Анна Иоанновна с арапчонком" (1741), ставшей своеобразным символом эпохи. Эта ди­намичная композиция воплотила важнейшие принципы стиля барокко (подчеркнутая пространственность, равновесие пластических масс, све­тотеневые контрасты, множественность фактур). Поистине "взлетом гения" стал конный монумент Петру I (1741–1744).

В целом, послепетровский период был вре­менем упрочения новых явлений в культуре, когда Россия осваивала и перерабатывала опыт Западной Европы во всех сферах человеческой деятельности. Это был период ученичества, под­готовивший расцвет русской культуры в середине – второй половине XVIII века.

Во второй половине XVIII в. российское государство вступило в эпоху "просвещенного абсолютизма". В период правления Екатерины II просвещенные слои общества испытали сильное влияние идей европейского Просвещения.

На этом фоне заметно ускорился процесс становления общеобразовательной школы, что проявилось в создании двух гимназий при Московском университете (1755), гимназии в Казани (1758) и, особенно, в открытии после 1786 г. народных училищ по всей стране. В губернских городах училища были четырехклассные (главные), приближавшиеся по типу к средней школе, а в уездных – двухклассные (малые), где преподавались чтение, письмо, начала арифметики и свя­щенная история. Здесь впервые вводились классно-урочная система, единые учебные планы.

Основной формой обучения податного насе­ления продолжали оставатьсяшколы грамоты. Для дворянских детей была создана сеть закрытых учебных заведений (Пажеский корпус, "Воспитательное общество благородных девиц" при Смоль­ном монастыре, Царскосельский лицей и др.). Появились профессионально-художественные училища закрытого типа, в которые не принимали детей крепостных крестьян (Балетная школа при Мос­ковском воспитательном доме, Академия художеств и др.). К концу XVIII в. в стране было 550 учебных заведений, число учащихся достигало 60–70 тыс.

Значительные успехи были достигнуты в области высшего образо­вания. Успешно развивался Московский университет, учрежденный еще императрицей Елизаветой Петровной (12 января 1755 г., в Татьянин день). В отличие от евро­пейских университетов, обучение в Московском университете в XVIII в. было бесплат­ным, а для 30 студентов предусматривалось казенное содержание.

Утверждение системы светского образования потребовало созда­ния принципиально новых учебников, которые разрабатывались в Академии наук и в Московском университете, например: "Первые основания металлургии", "Риторика", "Краткий российский летописец" и "Российская грамматика" М. В. Ломоносова; "Географи­ческое и историческое описание Российской империи" X. А. Чеботарева и др.

Таким образом, в конце XVIII в. на смену узкопрофессиональной и сословной школе пришла общеобразовательная. К тому же на школу возлагались задачи воспи­тания, до тех пор решаемые только семьей.

Наука и техника. Развитие русской нацио­нальной науки в середине XVIII в. в значительной мере связано с деятельностью М. В. Ломоносова. Он сформулиро­вал закон сохранения материи и движения (почти на 30 лет раньше французского химика А. Лавуазье), явился одним из создателей учения о теплоте как о молекулярном движении, впервые внедрил физические методы исследования в химии и стал основоположником физической химии, и т. д. М. В. Ломоносов положил начало разработке научной терминологии, введя в научный оборот хорошо знакомые нам понятия (атмосфера, вал, горный хребет, клин, удельный вес, чернозем и др.). Не менее разнообразной и плодотворной была деятельность ученого в области гумани­тарных наук: ему принадлежит выдающаяся роль в реформе русского языка; ученый оставил многочисленные записки на общественно-поли­тические и экономические темы и т. п.

Немало новых инженерных решений разработано русским изо­бретателями второй половины XVIII в. Ме­ханик-самоучка И. П. Кулибин спроектировал небывалый одноарочный мост через Неву, изобрел телеграф и код к нему, механическую сеялку, лифт и многое другое. И. И. Ползунов в 1763 г. (за 20 лет до англичанина Дж. Уатта) разработал проект универсального парового двигателя (первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия). К. Д. Фролов, сын заводского мастерового, изобрел рельсовый внутризаводской путь с механической тягой, гигантскую подземную гидроустановку рудника и др.

В области гуманитарных наук наибольших успехов достигла исто­рия. К числу самых значительных принадлежат труды М. В. Ломоно­сова ("Древняя Российская история", где автор впервые коснулся во­проса об этногенезе славян, высоко оценив их древнюю культуру; "Крат­кий российский летописец", бывший в XVIII в. основным учебником отечественной истории). Попытки выработать общую концепцию оте­чественной истории были предприняты в сочинениях И. Н. Болтина и М. М. Щербатова.

Вопрос о характере государственной власти оставался главным в общественной мысли.Под влиянием идей Просвещения и рационализма формировалась идеология "просвещен­ного абсолютизма". Мысль Вольтера и других просветителей XVIII в. о государстве во главе с "философом на троне", способном преобразо­вать общественную жизнь на разумных началах, была воспринята представителями как консервативной мысли (А. П. Сумароков, М. М. Щербатов), так и дворянско-либеральной оппозиции (Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин и др.). А. Н. Радищев, не принявший идеологии и практики "просвещенного абсолютизма", цивилизаторскую, просветительскую функцию отводил не государству, а лучшим представителям дворянства.

Важнейшим направлением общественной мысли второй половины XVIII в. явилосьпросветительство. Русская действительность, сочетавшая са­мые грубые формы крепостничества и становление буржуазных отно­шений, а также события исторического значения в Европе (француз­ская буржуазная революция и др.) предопределили антикрепостниче­скую направленность просветительской идеологии в России. Гуманистический аспект крестьянского во­проса нашел широкое отражение в деятельности Н. И. Новикова крупнейшего издателя и журналиста своего времени (издавал сатириче­ские журналы "Трутень", "Живописец", "Кошелек", "Пустомеля").

А. Н. Радищев впервые в истории русской общественной мысли не только заклеймил "чудище" самовластия, но и поставил вопрос о лик­видации крепостничества и самодержавия революционным путем. Одна­ко Радищев опасался повторения ужасов пугачевщины, якобинского террора и отводил для подготовки революции посредством просвещения народа целое столетие.

Большинство антикрепостнических просветительских произведений не увидело света в XVIII в., а значит, почти не оказало влияния на развитие общественной мысли. Это порождало разочарование в "про­свещенной монархии" и просветительском рационализме, толкало на поиски выхода в иных сферах.

Литература. Классицизм господствовал в русской литерату­ре в течение четырех десятилетий. В отличие от западно-европейского, русский классицизм был теснее связан с просветительством, что привносило в русскую литера­туру демократические черты. Примером может служить творчество поэта и теоретика классицизма А. П. Сумарокова, творившего в жанрах сатирической и лирической поэзии.

В последней трети XVIII в. в литературе начал складываться новый метод – реализм(от позднелат. realis – вещественный, действительный). Это форма худо­жественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения, либо от Просвещения, либо с 30-х гг. XIX в. В этом направлении работали Д. И. Фонвизин (комедии "Бригадир", "Недоросль"), Г. Р. Державин (оды "Властителям и судиям", "Фелица" и др.).

В последнее десятилетие века главенствующим направлением дво­рянской литературы сталсентиментализм(от фр. Sentiment – чувство) – течение в европейской литературе и искусстве 2-й половины XVIII – начала XIX в., провозглашавшее культ естественного чувства, природы. Основоположником его был Н. М. Карамзин, создавший в Москве своеобразный центр новой школы. Между реализмом XVIII в. и сентиментализмом много общего – оба направления, опираясь на идеи Просвещения, утверждали веру в великую роль человека на земле, воспитывали в нем чувство достоинства.

Расцвет русского зодчества и изобразительного искусства в середине XVIII в. связан, с од­ной стороны, со зрелым владением принципами искусства нового вре­мени, с другой – с обращением к древнерусской традиции с позиций нового искусства. На единой стилевой основе (барокко) складывался синтетический характер искусства – нерасторжимое единство архитек­туры, скульптуры, монументальной и декоративной живописи, приклад­ного искусства. Специфика русского барокко 40–50-х гг. связана с использованием приемов других европейских стилей, в частности, французского классицизма XVIII в. и рококо, а также отечественной традиции. Рококо – стилистическое направление в европейском искусстве середины XVIII в. Для архитектуры характерна прихотливая, часто асимметричная отделка интерьеров, обычно включавшая завиток в виде раковины (рокайль), для изобрази­тельного искусства – грациозная трактовка образов, декоративные эффекты.

Крупнейшим зодчим середины века был Ф.-Б. Расстрелли, самые совершенные постройки которого – Большой, или Екатерининский, дворец в Царском Селе, Зимний дворец в Петербурге, комплекс Смольного монастыря. Для его творчества характерны все особенности стиля барокко – богатство скульптур­ного убранства, игра светотени, красочность сочетаний интенсивно-голу­бого, белого цветов и позолоты, соединенные грандиозным пространственным размахом и удивительной ясностью основной компо­зиции.

В Москве в это время сложилось свое понимание барочной формы, характеризующееся более бережным отношением к старомосковской традиции. Крупнейшим зодчим Москвы середины века был Д. В. Ухтом­ский, возглавивший так называемую "архитектурную команду" (Ф. Кокоринов, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков), воспитанники которой сочетали теоретическое обучение с практической работой.

В 60-е гг. на смену живописному барокко пришел классицизм. Центр Петербурга застраивали лучшие русские и иностран­ные зодчие – А. Ф. Кокоринов совместно с Валлен-Деламотом (Акаде­мия художеств), Д. Кваренги (Академия наук), Н. А. Львов (Почтамт), И. Е. Старов (Таврический дворец).

Во второй половине [MSOffice1] века все более самостоятельное значение приобре­тала скульптура. Развитие монументальной скульптуры происходило в русле классицизма, наиболее видные представители которого – М. И. Козловский (памятник А. В. Суворову в Петербурге, статуя Самсона в Петергофе и др.) и И. П. Мартос (памятник К. Минину и Д. По­жарскому в Москве). Одновременно происходило становление русского реалистиче­ского скульптурного портрета, родоначальником которого стал Ф. П. Шубин. Образы, созданные им, отличают теплота и необы­чайная выразительность (бюсты М. В. Ломоносова, А. М. Голицына).

Живопись. В середине XVIII в. по приглашению елизаве­тинского двора в России трудились иностран­ные художники, работавшие в стиле рококо, – итальянец П. Ротари, не­мец Г. X. Грост и др. Одновременно ряд русских художников, учив­шихся на родине и воспринявших национальные традиции, представляли самобытное художественное направление. Среди них И. Я. Вишняков, изящество и декоративность стиля картин которого (например, портреты С. Фермор, Г. Фермор, правительницы Анны Леопольдовны) свидетельствуют о свободном владении формами европейского искусства, П. Антропов, работавший в жанре камерного порт­рета (портреты статс-дамы А. М. Измайловой, Петра III). Несмотря на статичность композиции и некоторую плоскостно­сть изображения, его работы удивительно жизненны. Близок Антропову крепостной художник Шереметевых И. П. Аргунов.

Академия художеств, основанная в 1757 г., определяла пути рус­ского искусства во второй половине XVIII в. Ведущим направлением ака­демической живописи был классицизм, основные принципы которого наиболее последовательно воплотились висторическом жанре. В немотразились античные, библейские и национально-исторические сюжеты со­ответственно гражданственным и патриотическим идеалам просвети­тельства. Основоположником исторического жанра был А. П. Лосенко ("Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой"). На рубеже XVIII–XIX вв. работал выдающийся мастер исторической живо­писи Г. П. Угрюмов, в картинах которого проявился рост общественного интереса к отечественной истории ("Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной победы над немецкими рыцарями", "Призвание Михаила Федоровича на царство" и др.).

Наибольших успехов русские живописцы добились в жанре портре­та. К самым замечательным явлениям русской культуры XVIII в. принадлежит творчество Ф. С. Рокотова, в портретах которого, по сути, впервые в русской живописи увековечены неповторимые черты его современников, глубоко передан внутренний мир, тончайшие переживания человека (портреты В. И. Майкова, А. П. Сумарокова и др.). Особой одухотворенности образов достиг ху­дожник в женских портретах (А. П. Струйской, В. Е. Новосильцевой). Уже ранние полотна Д. Г. Левицкого отличались мастерством исполнения и правдивостью характеристик (портреты ар­хитектора А. Ф. Кокоринова, П. А. Демидова). К высшим достижениям живописи XVIII в. принадлежат его сюита из 7 портретов "Смолянки", психологичные портреты Д. Дидро, отца худож­ника. Последний значительный портретист XVIII в. В. Л. Боровиковский лучшие лирические обра­зы создал под влиянием сентиментализма (портреты М. И. Лопухиной, сестер Гагариных и др.).

Театр и музыка. В XVIII в. завершается переломный этап в истории русской музыки. 30-е гг. XVIII в. отмечены созданием придворной итальянской оперы, а последующие годы – французской оперной труппы. В эту эпоху закладываются основы музыкальной культуры Петербурга. Активно идет организация придворных оркестров и хоров. В 1763 г. была создана императорская Придворная певческая капелла.

Во второй половине века утвердился новый стиль хорового многоголосного партесного пе­ния, который продолжает оставаться важным видом творчества русских композиторов. Возникают торжественно-панегири-ческий жанр, воспевающий военные победы, силу и мощь Российского государства, а также любовно-лирические кантаты.

Русский профессиональный театр во второй половине столетия переживал период станов­ления. Его важнейшими этапами было создание в Петербурге в 1756 г. "Русского для представления трагедий и комедий театра" (руководитель труппы Ф. Волков); в 1779 году – част­ного театра на Царицыном лугу под руководством актера И. Дмитриевского; в 1780 году –Петровского театра, в репертуаре которого наряду с драматическими были оперные и балетные спектакли. Лучшие артисты (П. А. Плавильщиков, Т. М. Троепольский и др.) своим искусством подготовили утверждение реализма на русской сцене. Большое развитие получил и крепостной театр. Крупнейшей оперной актрисой своего времени была крепостная графа Шереметева П. И. Жемчугова-Ковалева.

В последней трети XVIII в. начала формироваться национальная композиторская школа. Народные традиции были наиболее близки композиторам, работавшим в области хоровой музыки, – М. С. Березовскому, Д. С. Бортнянскому.

Подводя итоги процессу культурного развития российского общества в XVIII в., следует подчеркнуть, что в этот период происходит преодоление культурных традиций средневековья и закладываются основы культуры нового времени. Создаются основы русского литературного языка и реалистической литературы, профессионального театра, национальной классической музыки, живописи и скульптуры. Складываются отечественные наука и система образования. В то же время, следует отметить, что эти важные культурные сдвиги оказывают существенное влияние только на незначительную часть российского общества. Простой народ остается в стороне от культурных новаций XVIII столетия.

Темы докладов и рефератов

1. Личность Петра Первого.

2. "Птенцы гнезда Петрова". Соратники Петра Первого (А. Меншиков и др.)

3. Военное дело петровской эпохи.

4. Екатерина II и французские просветители.

5. Художники петровского времени.

6. Архитектура Ф.-Б. Растрелли.

7. Русский портрет XVIII в.

8. Художники петровского времени.

9. История строительства Петербурга.

10. Архитектурные ансамбли пригородов Петербурга.

11. Русский классицизм в архитектуре XVIII в.

12. Дипломатия в эпоху Екатерины II.


Сейчас читают про: