double arrow

Развитие поэзии во второй половине XVIII века. Творчество Г.Р. Державина


Творчество М..М. Хераскова. Жизнь и литературная деятельность. Разнообразие жанров в творчестве писателя. Эпические поэмы «Россияда» и «Чесменский бой». Контрастное изображение героики в «Россияде». Использование элементов фольклора в поэме, связь с былинами.

Литературная деятельность В. И. Майкова. Влияние Буало и Скаррона на творчество поэта. Ирон-комическая поэма «Елисей или раздраженный Вакх». Литературная полемика и социальная сатира в поэме. Нарочитое снижение божественных персонажей. Фольклорные истоки поэмы. Приемы комизма. Бурлескная поэма после В. И. Майкова.

Творчество И.Ф.Богдановича. Поэма «Душенька» и ее роль в истории развития русской поэмы. Волшебно-сказочный сюжет. Использование фольклорных мотивов. Особенности стиля и языка. Влияние поэмы Богдановича на творчество Н.М.Карамзина, Н.А.Радищева, А.С.Пушкина.

Творчество Г.Р.Державина. Жизнь и литературная деятельность. Раннее творчество. Разрушение жанрового и стилевого единства классицизма в поэзии Г.Р.Державина. Ода «Фелица». Новаторство Державина в трактовке образа просвещенного монарха. Привнесение сатирических элементов в оду. Образ автора в «Фелице». Гражданская поэзия. Сатирическая ода «Вельможа» и стихотворение «Властителям и судиям». Победно-патриотическая лирика («На взятие Измаила», «На переход Альпийских гор», «Снигирь», «На взятие Варшавы» и др.). Риторичность. Образная система. Философские оды. («На смерть князя Мещерского», «Водопад», «Бог»). Нравственная основа. Христианские и материалистические мотивы. Безграничные творческие возможности человека. Связь с ломоносовской традицией «духовных од». Анакреонтические стихи Державина («К лире», «Русские девушки», «Желание»). Тема поэта и поэзии в творчестве Державина («Памятник», «Храповицкому»). Широта и многогранность художественного воплощения действительности в творчестве писателя. Сближение поэзии с жизнью как результат новаторских открытий Державина. Белинский о Державине.

2.7. Литературный процесс конца XVIII века. Сентиментализм как литературное направление.Творческая деятельность Н.М.Карамзина и А.Н.Радищева

Краткая характеристика развития русской художественной прозы. Распространение переводных сентиментальных романов и повестей. Писатели – разночинцы и развитие прозаических жанров (Ф.А.Эмин, М.Д.Чулков, В.А.Левашин, М.И.Попов, Н.Г.Курганов и др.). Интерес к жизни и к быту низов в творчестве Чулкова. Идейно-тематическое содержание «Пересмешника». Обращение к жанру плутовского романа («Пригожая повариха»). Антидворянская направленность произведения. Натуралистичность описаний. Отсутствие назидательности. Вызов эстетике классицизма. Первый сентиментально-чувствительный роман Ф.А.Эммина. «Письма Эрнеста и Доравры». Влияние творчества Ж.Ж.Руссо.

Творчество И.И.Дмитриева. Краткая характеристика литературной деятельности. Переход от похвальной оды к первым историческим и шутливым балладам («Ермак», «Отставной вахмистр»). Жанр сказки в творчестве писателя («Модная жена»). Своеобразие басен И.И.Дмитриева. Белинский и Пушкин о Дмитриеве.

Раннее творчество И.А.Крылова. Драматургическое творчество ранних лет («Кофейница», «Бешеная семья», «Проказники» и др.). Сатирический журнал «Почта духов» - один из лучших журналов XVIII в. Продолжение традиций журналистики 1769 – 74гг. Обличение пороков российской действительности в журнале. Журнал «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». Повесть «Каиб» и ее антикрепостническая направленность. Влияние Радищева на повесть Крылова «Каиб». Шуто-трагедия «Трумф, или Подщипа». Пародийный характер произведения по отношению к трагедии классицизма. Связь с народной сатирой. Язык комедии. Декабристы и А.С.Пушкин о «шутотрагедии». Разоблачение дворянской галломании в комедиях «Модная лавка» и «Урок дочкам». Развитие традиций Фонвизина и Новикова.

Сентиментализм как литературное направление. Социально-политические и эстетические причины возникновения сентиментализма. Русский сентиментализм. Близость и отличие сентиментализма и предромантизма, Просветительский характер русского сентиментализма.

Творческая деятельность Н.М.Карамзина. Первый русский детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», редактируемый Н.М.Карамзиным. Издание «Московского журнала» и публикация «Писем русского путешественника». Просветительские взгляды писателя. Язык и стиль произведения.

Сентиментальные повести («Евгений и Юлия», «Бедная Лиза»). Человек и природа в повестях. Психологизм «Бедной Лизы». Первая историческая повесть «Наталья, боярская дочь», ее своеобразие. Предромантические повести («Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена»), их связь с западноевропейским «готическим романом». Политические взгляды Карамзина в исторической повести «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода». Эволюция взглядов писателя.

Работа над «Историей государства Российского». Значение этого труда для истории русской литературы. Поэзия Карамзина. Различные жанры. «Новый слог» Карамзина в развитии литературного языка. Карамзин и писатели XIX века.

Творчество А.Н.Радищева. Первые литературные опыты. «Житие Федора Васильевича Ушакова». Художественное своеобразие произведения.

«Путешествие из Петербурга в Москву» как «энциклопедия русского Просвещения». Идейный смысл и художественное своеобразие. Жанр «путешествия». Проблематика произведения. Обличие самодержавия и крепостничества. Смысл эпиграфа. Сатира на екатерининское правление в главе «Спасская Полесть» и развенчивание идеала просвещенного монарха. Обоснование необходимости освобождения крестьян в главе «Хотилов». Проблема крестьянской революции в оде «Вольность». Судьба книги. Трагизм Радищева – человека и художника.

Публицистика Радищева и ее органическая связь с «Путешествием» («Письмо к другу, жительствующему в Тобольске», «Беседа о том, что есть сын Отечества» и др.). Поэзия Радищева. Новаторство в области стиха («Творение мира», «Бова», «Песнь историческая» и др.). Значение творчества Радищева в истории русской литературы. Пушкин о Радищеве.


Сейчас читают про: