В. Г. Белинский о Н. Карамзине.
Особенности поэтики жанра сентиментальной повести в творчестве Н. Карамзина.
Практическое занятие №3
Сравнительная характеристика принципов создания сатирических образов у Кантемира и Фонвизина.
В. Г. Белинский о Д. Фонвизине.
Практическое занятие №2
Ода как жанр классицизма. Истоки жанра. Особенности русской классицистической оды.
В. Г. Белинский о Ломоносове и Державине.
Практическое занятие №1
ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Тема «Жизнь и литературная деятельность М. Ломоносова и Г. Державина»
1. Жизненный и творческий путь М. В. Ломоносова.
2. Реформа стихосложения М. В. Ломоносова.
3. Философские и эстетические взгляды М. В. Ломоносова («Разговор с Анакреоном»).
4. Утверждение идеала просвещенного монарха в одах М. В. Ломоносова («Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» 1774 года, 1750 и др.).
5. Научные и духовные оды М. В. Ломоносова.
6. Жизнь и литературная деятельность Г. Р. Державина.
7. Новаторство Г. Р. Державина в трактовке образа просвещенного монарха (ода «Фелица»).
8. Гражданская поэзия Г. Р. Державина («Вельможа», «Властителям и судьям»).
9. Философские оды Г. Р. Державина («На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад»).
Сообщения:
3. Трактат Буало «Поэтическое искусство» как манифест классицизма.
Тема «Драматургия 60 – 90 г. XVIII века. Творчество Д. Фонвизина»
1. Драматургия 60 – 90 г. XVIII века (общая характеристика).
2. Жизненный и творческий путь Д. И. Фонвизина.
3. Разоблачение нравов дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир».
4. Обличение дворянской галломании в комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир».
5. Традиции и новаторство комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
6. Образы помещиков-крепостников в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
7. Тема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
8. Образ Стародума как идеал гражданина. Обличительный характер речи героя.
Сообщения:
Тема «Сентиментализм как литературное направление. Творчество Н. Карамзина»
1. Сентиментализм как литературное направление. Просветительский характер русского сентиментализма.
2. Особенности русского сентиментализма.
3. Творческий путь Н. М. Карамзина.
4. Психологизм повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
5. Предромантические повести Н. М. Карамзина.
6. Исторические повести Н. М. Карамзина.
Сообщения:
Тема «Жизнь и литературная деятельность А. Н.Радищева»
1. Жизнь и литературная деятельность А. Н. Радищева.
2. «Путешествие из Петербурга в Москву» как «энциклопедия русского Просвещения».
3. Идейный смысл, проблематика и художественное своеобразие произведения. Особенности жанра.
4. Образ путешественника в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.
5. Обличение самодержавия в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.
6. Образы купцов и чиновников в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.
7. Образы помещиков в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.
8. Образы крестьян в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.
9. Проблема крестьянской революции в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.
Сообщения:
1. «Бедная Анюта» А. Радищева и «Бедная Лиза» Н. Карамзина. Сходства и отличия.
Литература:
1. Русская литература XVIII века: Словарь-справочник / Под ред. В. И. Федорова. М., 1997.
2. Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 1. Л., 1988.
3. Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.
4. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М., 1999.
5. Канунова Ф. З. Из истории русской повести: Историко-литературное значение повестей Н. М. Карамзина. Томск, 1967.
6. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма: Эстетические и художественные искания. Л., 1994.
7. Кузнецов Г. Б. Творческий путь М. Ломоносова. М., 1961.
8. Лотман Ю. М. Карамзин. СПб, 1997.
9. Лотман Ю. М. Ломоносов, Радищев. Карамзин // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб, 1997.
10. Москвичева Г. В. Русский классицизм. Л., 1978.
11. Орлов П. А. Русский сентиментализм. М., 1977.
12. Тарановский К. Из истории русского стиха XVIII века. Одическая строфа в поэзии Ломоносова// Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000.
13. Топоров В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995.
14. Тынянов Ю. Н. Ода как ораторский жанр// Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
15. Светлов Л. Б. Радищев. М., 1958.