double arrow

Драматургия А.П.Сумарокова


Классицизм как первое литературное направление в России. Становление классицизма в творчестве А.Кантемира и В.К.Тредиаковского

Литература 1730 - 1750-х гг.

Введение. Литература переходного периода

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Характерные особенности становления русской литературы XVIII века. Историко-культурные перемены, ознаменованные преобразованиями Петра I. Отражение в литературе духа и настроения «подымающейся нации». Связь русской литературы XVIII века с устным народным творчеством и традициями древнерусской письменности; ориентация на западную эстетику и западную жанровую литературную систему.

Патриотизм и гуманизм русской литературы XVIII века. Борьба передовых писателей за утверждение национального самосознания русского народа (А.Кантемир, М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, Д.И.Фонвизин). Новые литературные направления и течения (классицизм, сентиментализм; предромантизм, просветительский реализм). Отличие от западноевропейских аналогов. Силлабо-тоническая система стихосложения; эволюция и становление новых литературных жанров. Становление русского литературного языка. Периодизация русской литературы XVIII века. Спорные вопросы литературного процесса XVIII в. Научные исследования о литературе XVIII в.




Реформы Петра I.Новые веяния, коснувшиеся изобразительного искусства, архитектуры и литературы. Пропаганда новых моральных и бытовых норм в литературе («Юности честное зерцало», «Приклады, како пишутся комплименты»). Первая русская газета «Ведомости».

Рукописные повести. Существование традиционных и новаторских элементов в литературе первой трети XVIII века. Развитие традиционного сюжета об уходе сына из родительского дома. Новый тип героя в «Гистории о российском матросе Василии Кориотском» Жанровые и сюжетные особенности рукописных повестей («История об Александре, российском дворянине», «Повесть о купце Иоанне»).

Поэзия Петровской эпохи. Художественное своеобразие. Связь с книжной и устной поэзией.

Театр и драматургия в петровскую эпоху. Театр Кунста - Фюрста, «гошпитальный» театр доктора Бидлоу, школьные театры. Репертуар. Пропаганда политики, проводимой государством. Ф. Журовский. Народная драма. «Царь Максимильян». Лубочные картинки. Интермедии. Народная литература.

Литературная и просветительская деятельность Феофана Прокоповича. Трагедо-комедия «Владимир». Прославление новой Росси и ее деятеля Петра I в «Епиникионе» и стихотворении «За могилою рябою». Осмысление специфики искусства и поэзии в «Поэтике» Феофана Прокоповича. «Ученая дружина» и служилое дворянство в борьбе с реакционерами после смерти Петра I. («Плачет пастушок во долгом ненастьи»).



Социально-политические, философские и художественные истоки классицизма. Своеобразие русского классицизма. Система жанров классицизма.

Становление классицизма в творчестве А.Кантемира и В.К.Тредиаковского.

Творческая деятельность А.Д.Кантемира.Кантемир как первый русский писатель - классицист. Ранние литературные опыты. Сатиры Кантемира (I, II, V, VII). Гражданственность сатир и их гуманистический характер. Обличение злободневных социальных пороков русской действительности. Приемы и способы типизации персонажей. Личность автора в сатирах. Особенности стиля. Кантемир как основоположник сатирического направления в литературе XVIII века. Белинский о Кантемире.

Творчество В.К.Тредиаковского. Ранняя литературная деятельность. Перевод галантно-аллегорического романа Поля Тальмана «Езда в остров любви». Лирика Тредиаковского. Реформа стихосложения (трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»). Фольклорные истоки реформы Тредиаковского. Литературно-теоретические трактаты и переводы Тредиаковского. Эволюция его взглядов в 40 - 50-е годы. Перевод английского романа Д.Баркли «Аргенида». Оппозиционная настроенность поэмы «Телемахида». Ее связь и отличие от «Похождений Телемака» Фенелона. Значение творчества Тредиаковского в истории русской литературы.



Эстетические и философские взгляды А.П.Сумарокова. Творческий диапазон писателя. Особенности трагедий Сумарокова. Политическая дидактика и исторический сюжет («Хорев», «Синав и Трувор» и др.). Тираноборческая трагедия «Димитрий Самозванец». Комедии Сумарокова. Осложнение характеров персонажей на различных этапах творчества писателя. «Бытовые» комедии Сумарокова. («Вздорница», «Рогоносец по воображению»), их этнографическая убедительность. Образ Скупого у Мольера и в пьесе Сумарокова «Опекун». Значение драматургии Сумарокова в истории литературы и театра.

Сумароков как родоначальник басенного жанра в русской литературе. Основные объекты сатиры в баснях. Сатиры Сумарокова. Развитие традиций А.Кантемира. Образ рассказчика. Использование образов устного народного творчества. Любовная поэзия. Историко-литературное значение сатирической поэзии А.П.Сумарокова.







Сейчас читают про: