double arrow

ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ


«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА»

1. Становление и развитие русской литературы XVIII века.

2. Формирование новых литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм). Отличие от западноевропейских аналогов.

3. Повествовательная литература XVIII века. Новый тип героя в «Гистории о российском матросе Василии Кариотском» и др. повестях.

4. Влияние реформ Петра I на развитие русской литературы.

5. Театр Петровской эпохи.

6. Феофан Прокопович как гуманист-просветитель.

7. Классицизм как первое литературное направление в России. Истоки и своеобразие.

8. Сатиры А. Кантемира.

9. Литературная деятельность В. К. Тредиаковского. Реформа стихосложения. Переводы.

10. Жизнь и литературная деятельность М. В. Ломоносова.

11. Реформа стихосложения М. В. Ломоносова.

12. Философские и эстетические взгляды М. В. Ломоносова («Разговор с Анакреоном»).

13. Утверждение идеала просвещенного монарха в одах М. В. Ломоносова («Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» 1774 года, 1750 и др.).

14. Научные и духовные оды М. В. Ломоносова.

15. Трагедии А. П. Сумарокова.

16. Комедии А. П. Сумарокова.

17. Журнальная сатира 1769 – 1774 годов.

18. Сатирические журналы Н. Новикова.

19. Разоблачение нравов дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир».

20. Обличение дворянской галломании в комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир».

21. Традиции и новаторство комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

22. Образы помещиков-крепостников в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

23. Тема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

24. Образ Стародума как идеал гражданина. Обличительный характер речи героя.

25. Трагедии Я. Б. Княжнина («Росслав», «Вадим Новгородский»).

26. Тематика и проблематика комедии В. Капниста «Ябеда». Особенности поэтики.

27. Эпические поэмы М. М. Хераскова («Чесменский бой» и др.).

28. Ирон-комическая поэма В. И. Майкова «Елисей, или раздраженный Вакх».

29. Волшебно-сказочная поэма И. Ф. Богдановича «Душенька» и ее роль в развитии русской поэмы.

30. Жизнь и литературная деятельность Г. Р. Державина.

31. Новаторство Г. Р. Державина в трактовке образа просвещенного монарха (ода «Фелица»).

32. Гражданская поэзия Г. Р. Державина («Вельможа», «Властителям и судьям»).

33. Философские оды Г. Р. Державина («На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад»).

34. Массовая прозаическая литература XVIII века. Творчество Ф. А. Эммина.

35. Творчество М. Д. Чулкова.

36. Сентиментализм как литературное направление. Просветительский характер русского сентиментализма.

37. Творческий путь Н. М. Карамзина.

38. Психологизм повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

39. Предромантические повести Н. М. Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена»).

40. Исторические повести Н. М. Карамзина («Марфа-Посадница, или покорение Новгорода», «Наталья – боярская дочь»).

41. Жизнь и литературная деятельность А. Н. Радищева.

42. «Путешествие из Петербурга в Москву» как «энциклопедия русского Просвещения». Идейный смысл, проблематика и художественное своеобразие произведения. Особенности жанра.

43. Образ путешественника в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

44. Обличение самодержавия в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

45. Образы купцов и чиновников в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

46. Образы помещиков в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

47. Образы крестьян в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

48. Тема крестьянской революции в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

49. Сатирический журнал И. А. Крылова «Почта духов».

50. Повесть И. А. Крылова «Каиб» и ее антикрепостническая направленность.

51. Шутотрагедия И. А. Крылова «Трумф, или Подщипа».

52. Разоблачение дворянской галломании в комедии И. А. Крылова «Урок дочкам».

53. Разоблачение дворянской галломании в комедии И. А. Крылова «Модная лавка».

54. Творчество И. И. Дмитриева.


Сейчас читают про: