double arrow

Сущность и цели государственного регулирования цен

Государственное регулирование цен – это воздействие на процессы формирования, установления и применения цен и тарифов со стороны государственных органов путем проведения законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации экономических процессов в государстве. Оно даёт возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным нера­венством, неравномерным распределение доходов, рациональным природо­пользованием, охраной окружающей среды, развитием социальной сферы.

Известный американский экономист Саймон считает, что на большинстве рынков действуют не конкурентные, а управляемые цены. Влиятельный амери­канский экономист Дж. Гэлбрейт также считает, что эффективный контроль над ценами необходим, так как цены являются одной из критических точек эко­номической и социально-политической жизни, где сталкиваются групповые ин­тересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, проф­союзов и союзов предпринимателей, экспортёров и импортёров. Цены затраги­вают интересы каждого и, естественно идет борьба в партиях и парламентах, на переговорах социальных партнёров, поэтому роль арбитра должна принадлежать государству.

В условиях рыночной экономики государственное регулирование цен преследует следующие цели:

• согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизво­дителя, покупателя и государства;

• обеспечение экономической безопасности страны;

• защиту отечественного товаропроизводителя;

• защиту наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного рос­та цен на товары первой необходимости;

• создание условий для нормальной конкуренции;

• государственное влияние на деятельность предприятий-монополистов;

• ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения то­варного дефицита, резкого роста цен на ресурсы производства;

• поддержание ценовых пропорций.

Правовой основой государственного регулирования цен в республике яв­ляется Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.), определив­ший границы ценового государственного регулирования, сферы применения свободных и регулируемых цен, права и обязанности как государства, так и юридических лиц в области ценообразования.

Перечень товаров и услуг, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен, определены Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» и Указом Президента Республики Беларусь от 30.12.2007 г. №694 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 №285» и рядом Постановлений правительства Республики Беларусь.

В настоящее время на государственном уровне осуществляется регулиро­вание цен и тарифов на:

• базовые структурообразующие виды сырья и продукции, которые опре­деляют затраты в других отраслях экономики

• товары, работы, услуги субъектов хозяйствования, занимающих домини­рующее положение на товарных рынках республики и включенных в го­сударственный реестр предприятий монополистов

• важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значи­тельное влияние на жизненный уровень населения.

Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, министерство экономики ут­верждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонно­го значения, поставляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки и некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуника­ций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лесного хо­зяйства и некоторых других.

Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предприятиями на их территории, услуги тепло- и водоснабжения, канализации для предприятий, коммунальные услуги для населения, перевозку пассажиров городским транс­портом, продукцию общественного литания и др. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерст­ва и ведомства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: